В гостях у араба
vl_sokolov — 01.11.2019Если вы приехали в средневековый арабский город, где у вас нет ни родни, ни знакомых, ваш путь лежит прямиком в рабат. Здесь вас хорошо примут: поселят в отдельной комнате, помоют в бане, познакомят с местной кухней и даже накормят вашего верблюда. Минус только один — так вы никогда не узнаете, как живет обычный араб в собственном доме. Именно об этом я хочу рассказать в своем посте.
Не считая дворцов и мечетей, внешний вид арабских домов никогда не представлял собой ничего особенного. Даже в богатых и процветающих столицах почти все здания были одноэтажными и строились из самых простых и дешевых материалов: глины, ила, дерева или тростника. Вся их красота сосредотачивалась внутри.
Арабы, как и древние римляне, любили жить «внутрь» дома, а не наружу. Их домашняя жизнь сосредотачивалась вокруг внутреннего двора, а к улице поворачивалась глухими стенами, из которых выходила, в лучшем случае, пара маленьких окошек.
Только иногда с внешней стороны устраивались «машрабии» – балкончики, забранные частыми решетками. Сидя в таких убежищах, домочадцы могли следить за происходившим на улице, оставаясь невидимыми для прохожих.
Часто арабский дом вообще была нельзя увидеть снаружи: он надежно прятался в недрах городских кварталов, куда приходилось пробираться через запутанную сеть узких переулков и дворов. В хаосе этих лабиринтов мог не заблудиться разве что местный житель, хорошо знакомый с каждым поворотом.
В конце концов, пешеход оказывался в закрытом дворике, который в городе имели все, даже самые скромные домишки. Собственно, сам по себе двор уже являлся частью дома, поскольку никаких дверей в нем не было. Входом служил настежь открытый портик, опиравшийся на две колонны из дерева и занавешенный только циновкой из тростника.
Войдя в дом, гость прежде всего попадал в айван – большую гостиную или главный зал, откуда можно было попасть в другие помещения, разбегавшиеся по периметру двора. Все жилые комнаты, кроме айвана, имели небольшой размер и выглядели практически пустыми: в них не было ни шкафов, ни кроватей, ни кресел, вообще никакой мебели. Только вдоль стен стояли большие сундуки, в которых хранили одежду.
За неимением стульев и диванов жители и гости дома сидели прямо на полу, на ковриках или на «фарше» – переносном настиле, поднимавшемся чуть выше пола. Ночью арабы укладывались спать на коврах, застеленных матрацем и заваленных одеялами и подушками. Столы использовались только за обедом – их вносили в комнату на время трапезы, прямо вместе с блюдами, а потом выносили обратно.
Всю остальную обстановку в доме заменяли подушки, занавеси, циновки и ковры. Ковры были, пожалуй, самым важным предметом в доме. Эти великолепные изделия не только вешали на стены или стелили на пол: на них спали, молились, ели, принимали гостей.
Ковры могли быть самых разных видов и форм, от больших «бассатов» до маленьких «мусалла» – молельных ковриков, особенно почитавшихся мусульманами. Больше всего у арабов ценились армянские ковры в красной гамме, после них шли персидские и бухарские.
Эстетической стороне быта арабы придавали особое значение и тратили на нее большие средства. Украшения комнат имели тот особый восточный вкус и колорит, который до сих пор составляет неповторимое очарование для европейца. Обилие мягких подушек, ярких и причудливых орнаментов, искусство инкрустации и чеканки заставляли забыть про недостаток мебели и картин.
Главное богатство обстановки составляли разнообразные драпировки и ткани, развешанные на стенах, декоративные росписи в простенках и по потолку, тонкая, порой изощренная резьба по дереву, дорогая посуда из металла, рубина и стекла.
Все это переливалось разными цветами радуги, освещаясь по вечерам масляными лампами и свечами, а днем – лучами солнца, падавшими в маленькие круглые окна с цветными стеклами.
Многие стороны повседневной жизни в мусульманских городах определялись жарким климатом. Почти везде вечера и ночи арабы проводили на крышах, наслаждаясь прохладой и простором.
В жару крыши домов для охлаждения покрывали сырой глиной, а в специальные деревянные «батареи», тянувшиеся вдоль стен, насыпали лед. На окна вешали мокрое полотно.
Воздух в помещении освежали хайшем – огромным веером из куска ткани, натянутого на подвешенную к потолку деревянную раму, которую вращал специальный слуга. Кроме того, на пол ставили серебряный сосуд с розовой водой, шафраном и другими благовониями.
Когда в домах становилось совсем невыносимо от зноя и духоты, богатые жители выбирались к реке и ставили на берегу переносные домики из легкой, продувавшейся ветром ткани. В Багдаде от жары спасались с помощью мокрого войлока, который натягивали над летними палатками. На востоке, в Афганистане и Персии, люди в сильную жару вообще редко поднимались в дом, предпочитая жить в прохладных подвалах.
Другим способ укрыться от жары были сады. В мусульманских городах сад имелся в каждом более или менее просторном дворе, где можно было посадить несколько растений. В арабских садах росли розы, нарциссы, анемоны, фиалки, белый мак, жасмин, гранаты, лилии, пальмы и кипарисы. Для большей красоты стволы деревьев облицовывали золочеными пластинами, а дорожки устилали циновками.
В центре сада почти всегда устраивался сирдаб – круглый бассейн с проточной водой. Тут можно было спать во время зноя или просто укрыться в тени плодовых деревьев и проводить время в приятной праздности, глядя на воду, где покачивались лотосы.
В отношении бытовых удобств жизнь арабов была комфортной и цивилизованной. В городе имелась канализация, почти в каждом дворе находись колодцы с чистой водой, а в глубоких подвалах хранились скоропортящиеся продукты. Домашние и общественные бани поддерживали гигиену на высоком уровне, даже не снившемся средневековой Европе.
Но об этом — в следующем посте.
|
</> |