В гости в Израиль. Часть 5. Иерусалим - город золотой.


По горной царственной дороге
Вхожу в родной Иерусалим
И на святом его пороге
Стою смущен и недвижим.
Меня встречает гул знакомый,
На площадях обычный торг
Ведет толпа.
Она здесь дома,
И чужд ей путника восторг.
Шумят открытые харчевни,
Звучат напевы чуждых стран,
Идет, качаясь, в город древний
За караваном караван.
Но пусть виденья жизни бренной
Закрыли прошлое, как дым,
- Тысячелетья неизменны
Твои холмы, Иерусалим!
И будут склоны и долины
Хранить здесь память старины,
Когда последние руины
Падут, веками сметены.
Во все века, в любой одежде , святой Иерусалим
Пребудет тот же, что и прежде,
- Как твердь небесная над ним!
(С.Я. Маршак, 1918)
Не похоже на меня, правда? Обычно я не цитирую никаких стихов в своих постах. Но рассказ об Иерусалиме - исключение. В этом рассказе нельзя иначе. Когда смотришь на зеленые крутые холмы этого города, усыпанные невысокими домами бледно-желтого цвета, невольно хочется говорить стихами, а в голове крутятся какие-то бессвязные мысли. Поражает единство и пестрота этих мест. Словно в знаменитом салате смешались в нем такие разные ингредиенты в поразительной гармонии. Объединяет постройки Иерусалима одно - все они сделаны из одного материала: знаменитого иерусалимского камня. Камень этот бывает разных оттенков, но в основном бледновато-желтый и очень приятно-мягкий на вид. Его цвет ласкает глаз и отливает нежным золотом, будто сливаясь с солнечным светом, заливающим древний Город.

Немного смущаясь, я наклонилась на улице, подобрала кусок этого камня и быстро спрятала его в рюкзачок. Этот булыжник - наверное самый ценный мой подарок из Израиля. Мне приятно, что он такой изящный, светлый и такой настоящий, в отличие от покупных сувениров.

Пойдемте со мной по этим солнечно-золотым улицам, покажу вам малую толику того, что я увидела.


В старом городе мы почти сразу попали на базар. Впрочем разве можно представить себе восточный город без базара? Смешались в кучу религии, цвета, эпохи, нации. Торговцы мгновенно окидывают прохожих взглядом и определяют на каком языке к нему обращаться, кругом шныряют какие-то подозрительные личности, предлагая яркие цацки по диким ценам, цены надо делить как минимум на четыре и только после этого начинать торг, от обилия сувениров пестрит в глазах. Ну базар, что тут еще скажешь!






В одном из магазинчиков я купила подарки Крылову, сейчас я ими похвастаюсь :) Вот, например, традиционный сувенир, называется "Глобус Иерусалима". Смешно, правда? Конечно я не смогла пройти мимо такого сувенира :) Это подсвечник со стилизованной панорамой Иерусалима. Вообще подсвечники - "фишка" Израиля - их там великое множество, такие разнообразные и красивые, что просто невозможно удержаться. Я купила четыре разных подсвечника! Не устояла :)

Также я приобрела для него крошечную шапочку, прикрывающую затылок - кипу. Кипа защитного цвета привела Крылова в дикий восторг, он сказал, что будет макушку от комаров в экспедиции защищать. И пестрый платок - арафатка тоже пришелся ему по душе :)
И вот мы приблизились к стенам Храма Гроба Господня. Это святое место для представителей многих религий. Честно признаться, мне трудно сейчас подбирать для вас слова об этом месте, мне кажется, что любой мой рассказ будет каким-то ненастоящим и банальным. Просто пару слов о впечатлении, ладно?

Как выглядит Храм снаружи, я так и не поняла. Он будто влит в город - вход вижу, стены вижу, храма не вижу :) Он и внутри на меня произвел странное впечатление - множество залов, переходов, лестниц и людей! С непривычки можно и заблудиться...

В какую залу не зайдешь - везде какая-нибудь святыня. То место распятия Христа - Голгофа, то череп Адама, то место сошествия Благодатного огня... Каждый камень там - святой, каждый омыт слезами и молитвами людей, принесших сюда свою боль и свою надежду.
Вот на этом камне, который вы видите на нижней фотографии можно освящать всякие "благие" вещи: четки, молитвенники, свечи. Правда люди выкладывали на него все подряд - дамские сумочки, украшения, детские вещи, всё, что по их мнению, нуждается в освящении. Это вызывает невольную улыбку, но на самом деле очень трогательно.




А в этом зале хранится частица Креста Господня. Здесь принято освящать нательные крестики. На мне не было крестика в этот день, но зато у меня было с собой два детских крошечных крестика, которые я купила для своих детей. Они и легли на это место, и были освящены таинственным местом и моими молитвами.


Следующая часть Храма произвела на меня неизгладимое впечатление. Сверху спускался яркий сноп света, падая на плечи удивленных паломников. Здесь происходит ежегодное таинство сошествия Благодатного огня.


Здесь принято освящать принесенные с собой свечи. Свечи необычные - это тридцать три тонких свечи, спаянных в единое целое, символизирующие собой земные годы Иисуса Христа. Их нужно зажечь об Благодатный огонь, а затем потушить с помощью специального колпачка. Такая свеча становится оберегом для верующего человека на долгие годы...

Я тоже не стала отступать от традиций, разумеется. Теперь у меня дома хранится эта необычная свеча.

А вот и я собственной персоной у входа в Храм Гроба Господня, впечатленная и удивленная.

На площади обычная суета большого города. Туристы, местные жители, паломники...

Двинемся дальше, ведь в этом городе еще много интересных мест!


Путь наш лежал к знаменитой Стене плача, которую ранее я видела только на картинах художников и фотографиях. Площадь окружена пунктами проверки, где осматривают сумочки и одежду в целях безопасности. На самой площади стоит обычная суета и многолюдье. Она залита светом и людским гомоном.
Снится мне: в родную землю
Мы войдем в огнях заката,
С запыленною одеждой,
Замедленною стопой...
И войдя в святые стены,
Подойдя к Ерусалиму,
Мы безмолвно на коленях
Этот день благословим...
(С.Я. Маршак)

Стена разделена на две части. С одной стороны к ней подходят только мужчины, с другой - женщины. Мужчинам при посещении стены вне зависимости от конфессии полагается надевать шапочку-кипу. Для тех у кого нет кипы, можно взять бесплатную одноразовую кипу. Мне удалось завладеть одной из таких шапочек. Сувенир :)

На женской половине стоит непринужденная обстановка. Кто сидит на пластиковых стульчиках, кто кормит детей, кто курит, кто просто беседует. Я с удивлением увидела, что множество женщин придвинули пластиковые стульчики к невысокой перегородке, отгораживающей женскую половину от мужской и, стоя на них, смотрели на другую сторону. Оттуда доносились крики, песни, хлопки в ладоши и прочий веселый шум. Любопытство - не порок. Я тоже встала на стульчик и посмотрела туда. Правда ничего не поняла :)) Мне потом объяснили, что там проходил праздник совершеннолетия мальчика, который празднуется по достижении мальчиком 13 лет.

Я обратила свой взгляд на саму Стену - остаток от древнего Храма, святого для каждого еврея. Я почему-то думала, что около этой стены все плачут, но я ошибалась. Будничная суета окружила меня, не было благоговейной тишины и громких стенаний. Однако святость места от этого не нарушалась, а будто наоборот усиливалась... Как средь шумной толпы услышать Бога, я узнала около Стены плача. Придвинув ладонь к теплому золотому камню, я услышала тихий голос внутри себя. Да, я была там, и теперь знаю, почему это место Святое, хотя и не выглядит таким внешне. Это не передать.

В трещины Стены принято вкладывать записочки со словами, обращенными к Богу. Я тоже сделала это. Вы скажете: ну что за человек такой - и за Изю и за Славу! Бог един, отвечу я. :)

В полдень был я на кровле.
Кругом подо мной
Тоже кровлей, - единой, сплошной, -
Желто-розовый, точно песок, возлежал
Древний город, и зноем дышал.
(С.Я. Маршак)

Мой рассказ приближается к завершению. Дался он мне нелегко, уж очень много личного увидела я в этом Городе, уж очень глубоко заглянула внутрь себя. Однако еще хочу сказать одну вещь: Иерусалим - город с самой красивой панорамой, которую я когда-либо видела! Его хочется фотографировать бесконечно. Эти палево-золотистые стены средь зеленых холмов просто завораживают взгляд. И "иерусалимский синдром" тут ни при чем. Или почти ни при чем. Тут просто очень красиво.

Уста горят, как в поцелуе,
Пред именем твоим,
И никогда я не забуду
Тебя, Иерусалим.
Иерусалим мой золотой,
Из меди, камня и лучей,
Я буду арфой всех напевов
Красы твоей.
(Наоми Шемер, пер. А. Гиль)
|
</> |