рейтинг блогов

В Госдуме хотят отменить оценки за школьные предметы: мнение экспертов

топ 100 блогов smapse02.11.2023

25 августа зампред Госдумы Борис Чернышов обратился к главе Министерства образования Сергею Кравцову с необычным заявлением. Политик предложил заменить традиционную систему оценок на зачеты для креативных и физических дисциплин в школах: музыки, изобразительного искусства, технологии и физкультуры.

В Госдуме хотят отменить оценки за школьные предметы: мнение экспертов

По мнению Чернышова, оценки по этим дисциплинам не имеют большого влияния на будущую жизнь и карьеру учащихся, но создают значительный стресс для детей.

Пока официального ответа на предложение не последовало, однако идея зампреда Чернышова вызвала активные дискуссии в обществе. Мнения на этот счет у людей разные: некоторые поддержали изменения, другие же выразили опасения, что без оценок преподавателям станет труднее стимулировать интерес учащихся к этим предметам.

Борис Александрович Чернышов
Борис Александрович Чернышов

Идея отмены оценок для этих предметов не нова — ее уже выдвигали на рассмотрение. В 2003 году Минобразования предложило перейти систему зачетов для физкультуры, искусства и музыки, так как эти предметы оценивают не столько знания и навыки, сколько индивидуальные возможности учеников в сфере искусства и физической подготовки. Однако в тот момент идею не поддержали, и шагов в эту сторону никто не сделал.

В сентябре 2022 года в правила оформления и выдачи аттестатов внесли новые коррективы: сейчас любые школы могут сами решать, как оценивать учащихся по изобразительному искусству и музыке, а по физкультуре оценки выставляются по усмотрению, если у детей есть ограничения и противопоказания. Школы получили возможность выбора между зачетной и оценочной системами в этих предметах.

Как эти предметы оценивали раньше?

Изначально, еще в эпоху дореволюционной России, уроки физического воспитания, рисования и музыкального образования имели статус необязательных курсов в гимназиях, находились в одном ряду с фехтованием, танцами и изучением иностранных языков.

Гимназии 19 века в России
Гимназии 19 века в России

Однако с приходом большевиков и социализма в страну эти предметы стали постепенно вводить в обязательную программу для каждого ребенка в СССР.

В период с 1920 по 1930 годы в Советском Союзе появились нормы ГТО — «Готов к Труду и Обороне». Школьники сдавали нормативы особой категории — БГТО. Каждый ребенок СССР возрастом с 10 до 17 лет должен был сдавать эти нормы. За выполнение нормативов участникам выдавали значки ГТО (золотые, серебряные и бронзовые), которые показывали, что человек — образцовый гражданин СССР.

В Госдуме хотят отменить оценки за школьные предметы: мнение экспертов

Затем, в 1931 году, в систему школьного образования внедрили инновационную методику — изобразительное искусство. На этом предмете учителя много времени уделяли диалогам об искусстве и культуре. В 1940-е годы к учебному процессу присоединили музыкальные уроки: на них дети не только учились петь, но и изучали музыкальную грамоту, знакомились с классической музыкой, читали современную литературу, посвященную этой сфере.

В середине 1950-х годов появилась новая дисциплина — уроки труда. Для их проведения в советских школах и училищах стали создавать специализированные мастерские: столярные, токарные, слесарные и кабинеты для изучения основ машиностроения и электротехники.

В Госдуме хотят отменить оценки за школьные предметы: мнение экспертов

Что касается систем оценки знаний, то в разные периоды школы и гимназии применяли различные шкалы — от трехбалльной до двенадцатибалльной.

Интересным примером служит Царскосельский лицей, в котором получал образование Александр Сергеевич Пушкин. Там оценки выставлялись в диапазоне от 0 до 4: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».

Пятибалльную систему, к которой мы привыкли, стали использовать с 1837 года, но до 1944 года в аттестатах могло фигурировать и среднее арифметическое значение оценок.

В Госдуме хотят отменить оценки за школьные предметы: мнение экспертов

Современная школьная программа во многом опирается на педагогические методы, разработанные в советский период, и сохраняет пятибалльную систему оценки. Если в 1950-е годы ученики могли получать даже материальное вознаграждение за изготовленные на уроках труда предметы, то сегодня максимальный бонус, который можно получить — это высокий балл в школьном аттестате. Это, в свою очередь, важно только при поступлении в колледж, где школьные оценки до сих пор имеют значение.

Что на этот счет думают учителя?

Учителя российских школ считают, что вопрос оценки успеваемости по «нетрадиционным» предметам достаточно сложен и многогранен, у системы есть свои плюсы и минусы:

  • зачетная система, основанная на выполнении конкретных критериев, действительно может быть менее стрессовой для учеников и учителей, может быть более адекватной для оценки личного прогресса. Однако балльная система может дать больше информации о том, насколько хорошо ученик справляется с разными аспектами предмета;
  • вопрос мотивации стоит особняком. Оценки могут служить как стимулом, так и препятствием для развития. Важно, чтобы оценки стимулировали ученика развиваться, а не создавали атмосферу страха или конкуренции;
  • некоторые учителя отмечают, что необходимо оценить каждого ученика индивидуально, учитывая его способности и степень прогресса, а не только конечный результат;
  • одним из возможных рисков отмены оценок может стать снижение мотивации к постоянному посещению занятий — это важно для предметов, требующих постоянной практики и погружения в суть.
В Госдуме хотят отменить оценки за школьные предметы: мнение экспертов

Учителя, которые сейчас работают в школах России, имеют разные точки зрения на то, как нужно оценивать учеников на физкультуре, изо и технологии. Некоторые считают, что система оценок нужна, но её нужно адаптировать под конкретные условия и потребности учеников.

Независимо от выбранной системы, ключевым остается вопрос справедливости: оценки должны отражать не только уровень знаний ученика, но и уровень его усилий и стараний. Эксперты подчеркивают, что основная цель школьного образования — не только академические знания, но и развитие личности, формирование умений и навыков, которые будут полезны в жизни.

В Госдуме хотят отменить оценки за школьные предметы: мнение экспертов

Пока нет однозначного ответа на вопрос, как лучше оценивать успеваемость по таким предметам. Скорее всего, оптимальный подход будет комбинированным и учитывать множество факторов: от возраста и индивидуальных особенностей учеников до конкретных целей образовательного процесса.

Каково ваше мнение: стоит ли потеть ради пятерки по физкультуре или она того не стоит?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Коты — всеобщие любимцы и редкостные хитрецы, а ещё они любят поиграть в прятки и настоящие мастера маскироваться. картинка взята отсюда https://www.ridus.ru/news/245723.html ...
вопрос о наболевшем воскресного утра. А куда улетают на лето снегири?? снегири не гири, барсуки - не суки ...
Сегодня несмотря на погоду решил совершить часовую прогулку, так как после домашнего заточения ввиду простуды организм требовал кислорода... Быстро ходить было проблематично, так как и сам был ослабший и дождь шел, но и НАСТОЛЬКО медленно ...
Я мечтал. В итоге даже поступил в Бауманку из-за этого. Но там быстро узнал, что пилотируемая космонавтика - это, между нами девочками, полная херня. Типа государственного экстремального спорта. Кто-то ныряет на глубину без скафандра, кто-то лезет на Эверест без кислорода, ну а кого-то ...
Всем должно быть известно, что Россия, строго говоря, «всерьёз ещё ничего не начинала», заявил российский лидер Владимир Путин, комментируя операцию на Украине. «Все должны знать, что мы по большому счёту всерьёз пока ещё ничего и не начинали», — сказал Владимир Путин во время ...