В городе Рождество. Глава 3

топ 100 блогов holmes_study17.12.2023

Глава 3

В городе Рождество. Глава 3



- Как покупают рождественские подарки?
У меня аж прямо дыхание перехватило, но нечеловеческим усилием воли я ухитрился сохранить хладнокровие; он не мог говорить это всерьез! Но пронзительный взгляд этого джентльмена был слишком напряженным, чтобы решить, что он подшучивает надо мной… просто это было так странно…
- Гм… ну, вы сперва выбираете подарок, а затем платите за него продавцу, - проговорил я несколько суховато.
- Нет, нет, я имею в виду, как решить, что подарить человеку? – спросил он, бесстрастно махнув своей тонкой рукой в ответ на мой завуалированный сарказм.
От удивления я прикусил нижнюю губу, ибо этому человеку, должно быть, было около тридцати, ну, может, чуть меньше – но ведь наверняка прежде ему уже случалось покупать рождественские подарки??
- Вам не часто приходилось делать покупки на Рождество, сэр? – осторожно поинтересовался я.
Я не хотел, чтоб этот тип решил, что я сую нос не в свое дело, но я сгорал от любопытства и не мог не задать этот вопрос.
- Для брата, да, но для друга – никогда.
Смущенно бормоча и не зная, что еще сказать, он неловко переминался с ноги на ногу; и вообще вел себя, как нерадивый ученик, которого вызвали к директору.
Никогда? Я не сразу смог осознать произнесенную им фразу. Минуту спустя я отверг мысль о сумасшествии, ибо его ум был столь же острым, как игла для подкожных инъекций – и очевидно, он был весьма проницателен – хоть и совсем беспомощен в этом магазине. Значит, не сумасшедший. Но разве такие одинокие недружелюбные личности, как Скрудж, существуют и в реальной жизни?
- Поистине, - продолжал он, - я сделал все, что было в моих силах, чтобы узнать, какой подарок был бы подходящим в данной ситуации и доставил радость моему другу. Но, несмотря на все свои способности, даже я оказался бессилен и не смог установить, что можно подарить ему на Рождество. Я даже установил за ним слежку в последние три дня …
Я отступил назад, чувствуя, как мои брови взлетели вверх, а по спине, словно мокрый дождевой червь, поползли мурашки. Слежку? Господи, да что это за человек, он, что, психопат?
- …три дня, но мальчишки не могли проникнуть в те места, где он бывает, и кроме того, он, наконец, на днях застал Берти врасплох , когда он следил за ним…
Этот человек продолжал свою бессвязную речь, и либо, не обращал внимания на то, каким подозрительным он выглядит в моих глазах, либо, говоря языком моей матушки, совсем рехнулся. Правда, я больше склонялся к первому.
- Так что в этом отношении я натолкнулся на совершенно глухую стену, - подытожил он свою речь, раздраженно повысив голос.
Внезапно этот субъект гневно хлопнул ладонью по прилавку с такой силой, что я так и подпрыгнул, а стоящая неподалеку музыкальная шкатулка заиграла дребезжащую вариацию «Доброго короля Венцеслава».
- Сэр, может быть, - осторожно начал я, специально стараясь говорить более спокойно, чем он, (ибо он и так уже привлек к нам излишнее внимание, слишком открыто демонстрируя свою досаду), - если бы вы что-нибудь рассказали мне о нем, то я, возможно, смог бы предложить вам наиболее подходящий подарок, если, конечно, вы не хотите просто вручить ему денежную сумму и, таким образом, покончить с этим делом.
В серых глазах незнакомца неожиданно вспыхнула искра довольно трогательной надежды, и, склонив голову, он посмотрел на меня.
- А это приемлемо в подобных случаях? – доверительно поинтересовался он.
- Откровенно говоря, на такое поздравление обычно смотрят неодобрительно, как на самое простое и обезличенное, - признался я.Выражение лица этого бедняги стало совсем несчастным. – Так, расскажите мне о нем, - продолжал я, - и, может быть, вместе мы сумеем что-нибудь придумать.
Вынужденный согласиться, он кивнул и смотрел, не отрывая взора на музыкальную шкатулку, пока она играла и, наконец, постепенно умолкла на втором четверостишии, предоставив «бедняку» собирать свой хворост целую вечность, (или, по крайней мере, до тех пор, пока еще кто-нибудь не заведет эту штуковину)
- В общем, - начал джентльмен, приложив к своим тонким губам указательный палец, - он… примерно моего возраста, чуть-чуть старше, собственно говоря… он врач и участник войны, и ему приходится много писать.
- Может, подойдет шариковая ручка или письменный прибор? – предложил я. – У нас прекрасный выбор ручек, канцелярских принадлежностей и прочего в этом роде. – Хмурый взгляд. – А новый блокнот для записей? У нас есть блокноты в прекрасном кожаном переплете, которые пользуются большим спросом.
- Но у него уже и так полно таких вещей – они попадаются в нашем доме на каждом шагу; причем в самых непредсказуемых местах, к примеру, на лестнице или в моей коллекции зубов и клыков животных, - сердито возразил он.
Я с трудом проглотил комок в горле… этот малый был чучельщиком или он просто эксцентричный тип? Я пытался избавиться от пугающих картин, возникших в моей голове, относительно того, какими могли быть другие его коллекции.
- Вы сказали, что он врач? Может, подарить ему новую медицинскую сумку? – в отчаянии вопрошал я. К той минуте у меня иссякли и идеи, и терпение.
- Его собственная еще совсем новая.
Это было сказано низким ворчливым тоном, показывающим, что его настроение ухудшается с каждой минутой.
Я поморщился, когда какой-то ребенок неподалеку завопил, что было сил (которых? на мой взгляд? не должно быть так уж много), и внезапно раздавшийся грохот сказал мне, что этот сорванец или один из его непослушных собратьев взобрался на самый верх сооружения из деревянных кубиков в отделе для детей, и вся эта башня, обрушившись, в беспорядке рассыпалась по полу.
Однако, мой собеседник едва заметил этот каскад кубиков, ибо стоял встревожено закусив губу, и его отчаянное стремление найти подходящий подарок с каждой секундой становилось все более сильным. И я поневоле спрашивал себя, каким должен быть человек, который в свои тридцать лет, впервые покупал подарок другу на Рождество.
Меня поразило и немало позабавило, когда вышеупомянутый чудак негромко, но довольно отчетливо разразился целым набором французских ругательств, сопровождаемых стоном, полным безысходного отчаяния.
- А может быть, несколько книг, сэр? Многие бывают очень рады новой книге, - предложил я, мое раздражение сменилось жалостью, ввиду крайне безутешного вида этого малого.
- Полагаю, что это так. – На его лице появилась довольно скорбная мина. – Но это так…
- Банально? – подсказал я с пониманием.
Он кивнул, прищурился и его взгляд, перескакивая с одного предмета на другой, стал пронизывающим, и я невольно поежился, надеясь, что он не направит его в мою сторону; я готов был поверить, что он способен проникнуть сквозь кожу и кости и вообще через любую преграду, встретившуюся у него на пути.
- Проклятие, если б я только знал, что нужно этому человеку! – воскликнул этот тип. – Я знаю, что он недавно был здесь, вчера вечером Берт видел, как он заходил в один из магазинов на этой улице.
Интересно, что еще за Берт.
- Тогда может быть, я тоже видел его, мистер… - я выжидающе замолчал, ибо всегда легче иметь дело с человеком, зная его имя. Но я не хотел, чтоб он решил, что мне в силу моего возраста не хватает воспитания и умения себя вести; хотя почему ребенок должен быть вежливее взрослого для меня загадка. И, кроме того, я, на самом деле, совсем не хотел в ответ назвать ему свое имя, благодарю покорно.
- Гм, - рассеянно пробурчал мой покупатель. Он как раз рассматривал набор фолиантов в кожаной обложке и лишь минуту спустя понял, что я обращаюсь к нему. – Ах, да. Холмс. Шерлок Холмс.
- Так вот, мистер Холмс, я работаю за этим прилавком возле самого входа каждый вечер по будням – может быть, я его и видел.
Отшатнувшись назад, я ударился об стену (и , черт возьми, едва не насадил себя на один из крюков, на которых висели рулоны коричневой бумаги) , ибо этот ненормальный в своем нетерпении почти набросился на меня. Мне это неприятно напомнило домашнего садового ужа Оливера, и то, как он безо всякого предупреждения кидался в ноги ничего не подозревающим людям, когда был голоден.
- Вы его видели? – воскликнул этот мистер Холмс. Охваченный порывом едва сдерживаемой нервной энергии, он быстро забарабанил по прилавку пальцами.
- Я смог бы сказать это вам, если б вы мне его описали, - произнес я.
- Ну, да, конечно. Как я и сказал, ему около тридцати, он на несколько дюймов ниже меня, у него светло-каштановые волосы и усы, он по-военному чеканит шаг, но слегка прихрамывает на правую ногу. Одет обычно в коричневое пальто и котелок… вы его видели?!
Он, должно быть, заметил, как в моих глазах отразилась искра узнавания, ибо это описание просто идеально подходило тому странному доктору, с которым я только вчера говорил за этим же самым прилавком. Доктор… а, может, этот чудак был один из его пациентов с психическими отклонениями? Это бы все объяснило…
- Думаю, да – как его имя? – спросил я, пытаясь найти тот клочок бумаги, что чуть раньше вручил мне Хиггинс.
- Уотсон, Джон Уотсон, - выпалил этот тип по имени Холмс, нетерпеливо вглядываясь в мое лицо.
- Да, собственно говоря, он был здесь прошлым вечером, - объявил я, победоносно подняв листок бумаги с именем доктора. - И он должен прийти завтра взглянуть на ту вещь, что я отложил для него.
Услышав эту информацию, мистер Холмс оживился, и на его лице появилась взволнованная улыбка.
- Послушайте, мой мальчик, а как вы считаете, могли бы вы… ну…выудить из него нужную информацию, скажем, завтра, когда он придет? – спросил он с видом отъявленного заговорщика.
Я взглянул на него с подозрением – почему он сам не мог так поступить, если тот малый, действительно, был его другом?
- Информацию о подарке на Рождество?
- Да, конечно.
Все это было слишком странным. Этот доктор хотел прошлым вечером приобрести оружие, а этот тип следит за ним три дня, якобы для того, чтобы выяснить, какой подарок он хотел бы получить на Рождество…
Близкий друг, ну, конечно. Я заподозрил, что тут дело не чисто – других таких странных людей, как эти двое, просто не могло быть, по крайней мере, в реальной жизни.
- И я, конечно же, заплачу вам за хлопоты, только помогите мне, - поспешно добавил этот тип, видя, что я колеблюсь.
- Я не занимаюсь подобными вещами!
Я постарался держаться подальше от прилавка и от этих рук, которые казались довольно сильными, ибо я понятия не имел, каким был на самом деле характер этого человека, и у меня отнюдь не было желания узнать это на собственной шкуре.
- Ну, послушайте. – Его густая черная бровь изогнулась дугой. – Сомневаюсь, что ученики сейчас получают плату, и для вас это шанс честного заработка, к тому же довольно легкого. Уверяю вас, тут все по-честному. Ну, что скажете?
Моя настороженность отошла на задний план, ее сменило крайнее удивление – как, черт возьми , он узнал, что я был не служащим, а учеником (ибо выглядел я лет на восемнадцать и даже старше и ввел этим в заблуждение уже немало человек до него). Такой фокус был выше моего понимания, но очевидно, он каким-то образом ему все же удалось это выяснить.
- Но как же вы узнали…
- Точно так же, мастер Тимоти, как узнал, что у вас два брата и сестра; что ваш дядя по материнской линии – владелец этого магазина; что ваши любимые предметы – математика и история; что вы предпочли бы готовиться к поступлению на юридический факультет, нежели заниматься делами магазина; что вы очень любите шоколад и апельсины; и что последнюю неделю своего отпуска вы провели в Брайтоне.
Я почувствовал, как мой подбородок уперся в воротник, и этот человек рассмеялся, видя мое изумление – да кто он, черт возьми, такой, чтоб подобным образом вмешиваться в мою личную жизнь? И как он узнал все это, включая и мое имя? Он не мог узнать всех этих подробностей обо мне законным образом!
Так я ему и сказал, и довольно сердито, но вновь вызвал только смех, и это была первая улыбка на его лице за весь вечер. Он продолжал нести какой-то вздор о цепочке логических выводов, на которые его натолкнули мои колени, ботинки и мой маленький ранец позади прилавка, вздор, на который я не обращал ни малейшего внимания, так как уже сама эта идея была слишком абсурдной, чтоб относиться к ней серьезно. Я сложил руки на груди и гневно взирал на этого человека, ибо мне совсем не по вкусу быть объектом таких глупых салонных фокусов, но это лишь еще больше развеселило его.
К черту вежливое обхождение! Я уже собирался сказать ему, куда он может идти вместе со своей агрессивной «дедукцией», когда вдруг внезапно в дверь ворвался полисмен в форме в сопровождении маленького оборвыша в поношенном пиджаке и стоптанных ботинках. Мальчишка указал в нашу сторону, и констебль бросился вперед сквозь толпу, моментально оказавшись рядом с нами.
- Мистер ‘Олмс! – крикнул паренек во всю мощь своих легких юного кокни еще до того, как они оказались подле нас, и мой джентльмен сию же минуту круто обернулся, чтоб увидеть, кто кричал.
- Прошу прощения, сэр, - выдохнул констебль, запыхавшись на бегу и быстро приложил руку к шлему, точно отдавая честь, - но доктор сказал, чтоб вы немедленно шли туда, если он не выйдет из дома через десять минут, а этот мальчик говорит, что он там уже все двадцать…
Я был поражен тому, как внезапно побледнел этот Холмс.
- Я же сказал ему ждать меня, или уж, по крайней мере, Лестрейда! - воскликнул он в запальчивости, с характерным шуршанием надевая на свою тонкую руку перчатку. – Черт возьми, это же был единственный раз, когда я мог заняться своими делами!
- Инспектор придет, мистер Холмс, но доктор сказал, что не станет дольше ждать, раз в доме находится пострадавшая женщина, - нетерпеливо произнес чумазый мальчишка, а я удивился, заметив, что он не обращает никакого внимания на праздничное убранство, в отличие от большинства своих сверстников.
- Я убью его, - проворчал высокий джентльмен (я надеялся, что он говорил не буквально, но меня бы это не удивило; по крайней мере, на этот случай с ним был констебль, который будет свидетелем, если до этого действительно дойдет), и, не сказав больше ни слова, бросился к двери, а я лишь в полном изумлении смотрел ему вслед и раздумывал, не стоит ли мне избавиться от этого мальчишки, пока с дражайшим дядюшкой не случился апоплексический припадок от того, что в его заведение вторгаются подобные бродяги, какими бы юными и относительно невинными они ни казались.
Мне не пришлось этого делать, так как мальчишка кинулся бежать за Холмсом, а за ним по пятам следовал констебль – это странное трио привлекло внимание всех присутствующих. На минуту праздничная суета замерла, и все благовоспитанное общество испытало подлинный ужас и потрясение от того, что в эту атмосферу праздничного веселья посмело вторгнуться такое приземленное существо, как лондонский полисмен, а затем в одно мгновение место действия вновь стало таким, каким было до этих странных событий и время вновь потекло с привычной неторопливостью.
Понятия не имею, кто был этот джентльмен, знаю лишь, что он был очень странным и прежде не имел ни единого друга. И что интересно связывало его с тем, не менее странным, доктором, что приходил сюда в вечер понедельника?
У меня по спине вновь побежали мурашки, и появилось ужасное предчувствие, что, как это ни прискорбно, по всей вероятности, завтра я получу ответы на все свои вопросы…

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
Стадо сивучей "Не пропадать же снегопаду" - решили мы и рванули на край Южно-Курильска, к старому маяку. Маяк давно не работает, но на воде около него всегда есть шанс поживиться ...
Двое грабителей убиты и трое задержаны при нападении на АЗС в подмосковных Химках, сообщил РИА Новости в субботу представитель управления информации ГУ МВД по Московской области. "Некоторое время назад к оперативникам поступила информация о ...
Великая клоунада, начатая в 1999 году с приходом ВВП продолжается. Президент Дмитрий Медведев пока не знает, кто — он или премьер-министр Владимир Путин — будет баллотироваться на высший государственный пост в России в 2012 году, но заявляет, что ...
В свои 32 года Алина выглядит девочкой – маленькая, худенькая, изящная грудь первого размера, две косички, джинсы. Не всем такое идет – некоторые смотрятся в таком виде молодящейся тетенькой, но тут все органично. Так и не поймешь сразу, что это взрослая женщина, а не подросток. Образ ...
Были сегодня на книжном рынке. Хотелось, конечно, вдоволь там побродить, но не получилось - были еще запланированы важные дела. Ехали специально за третьей и четвертой книгами Знающего. Кои и купили с большой радостью. Теперь Шайтан-звезда ...