В гонке ВПК Европа уже в проигравших
zampolit_ru — 15.04.2023Специальная военная операция России на территории Украины длится уже более года. Страны Запада все это время наращивали военную помощь Украине, однако сейчас наступил момент, когда старые запасы практически опустошены и дальнейшее продолжение боевых действий зависит от мощностей военно-промышленного комплекса сторон. Однако уже на данный момент можно зафиксировать, что европейский ВПК оказался проигравшей стороной в этом конфликте.
По официальным данным Европарламента, в 2020 году в ВПК Европы трудилось 463 тысячи человек на 2500 предприятиях. Для сравнения, в США на оборонных предприятиях трудится примерно 1,5 миллиона человек, а в России, по некоторым оценкам, до 3 миллионов человек. После распада СССР надобность в вооружении Европы резко упала, армии начали сокращать, так как роль США в виде защитного зонтика НАТО всех устраивала.
Для понимания, в 1990 году европейские страны располагали почти 200 крупными надводными кораблями и 129 подводными лодками, но в 2021 году их осталось всего 116 и 66 соответственно.
Особо резкое сокращение оборонных бюджетов стран Европы произошло после экономического кризиса 2008 года, тогда правительства всеми способами старались сгладить падение уровня жизни населения и старались сохранить социальные программы. В последние годы повышенные экологические требования ESG, также повлекли сокращение тяжелой промышленности. Естественно, всё это негативно повлияло на потенциал европейского ВПК, кроме того, США не упускали момента сократить возможности своего конкурента на мировом рынке вооружений.
Американские компании лоббировали закупку своего вооружения европейскими странами в ущерб развитию их ВПК. Общеевропейская платформа для новейшего танка разрабатывается с 2012 года, но так и не закончена. Разработка единой системы комплексов ПВО также не была доведена до конца и теперь принимается решение вместо неё закупать американские Patriot, но с производственной базой в Европе, которую ещё нужно построить.
Казалось бы, начало боевых действий на Украине должно было стать толчком к развитию европейского ВПК, как это произошло в США. Однако, энергокризис в Европе, вызванный антироссийскими санкциями, дал свой негативный эффект. Цены на энергоносители вообще, и электричество в том числе, резко выросли, что увеличило стоимость металлопроизводства, а, соответственно, и цену конечных изделий, за последний год они выросли в пять раз, пишет Financial Times.
Один из крупнейших в Европе производителей боеприпасов норвежская фирма Nammo, сообщила, что не может расширить свои производственные мощности из-за нехватки электроэнергии. Их конкурентом в этом плане стали центры по обработке данных, которые давно зарезервировали строящиеся энергетические мощности.
23 марта в Евросоюзе согласовали совместную программу на 2 миллиарда евро по закупке для Украины 1 миллиона артиллерийских боеприпасов в течение следующих 12 месяцев. Теоретически, 15 компаний в 11 странах ЕС способны выпускать в год 300 тысяч снарядов калибра 155-мм.
Однако возникли опасения, что ВПК Европы не с не может справиться с поставленной задачей и контракты придется заключать вне пределов ЕС. Потому-что сейчас наблюдается дефицит взрывчатых веществ, таких как порох, тротил и нитроцеллюлоза, которые необходимы для производства снарядов.
Как пояснил Иржи Хинек, председатель Ассоциации оборонной промышленности Чешской Республики, невозможно увеличить производство нитроцеллюлозы за короткое время, в Европе нет важных производителей необходимого сырья, для увеличения производство пороха потребуется три года.
Правительство Румынии заявило, что ведет переговоры с американскими и южнокорейскими компаниями о строительстве порохового завода. Последний такой завод в стране был закрыт в 2004 году.
Крупнейший в Европе поставщик взрывчатых веществ для боеприпасов, фирма Explosia сообщила, что уже работает на полную мощность, а для расширения производства потребуется несколько лет. Один из двух производителей 155-мм артиллерийских орудий в Испании фирма Fábrica Municiones de Granada заявила о схожей ситуации, её генеральный директор Антонио Каро пояснил, что стоимость основных материалов удвоилась, а в некоторых случаях и утроилась.
Констатируя трудное положение, в ходе визита на польскую оружейную фабрику "DEZAMET", комиссар ЕС по внутреннему рынку Тьерри Бретон и премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий призвали страны ЕС срочно отдать Украине имеющиеся боеприпасы со своих складов, с обещанием потом восполнить эти запасы.
Такая ситуация сложилась не только с производством боеприпасов, сейчас на слуху немецкая фирма Rheinmetall - производитель танков Leopard 2 и она же заявляла о готовности построить завод на Украине. По факту, руководство фирмы Krauss-Maffei Wegmann, которая занимается производством двигателей для этих танков, сообщает, что находится "со спущенными штанами", так как материнская компания Rolls-Royce переживает тяжелые времена и не может обеспечить поступление всех необходимых в производственной цепочке деталей.
Это явление уже носит системный характер на Западе, так как пандемия COVID-19 усугубила эффект сокращения производства после кризиса 2008 года. На конференции американского Центра стратегических и международных исследований (CSIS), посвященной сотрудничеству в ВПК для обеспечения устойчивости глобальной цепочки поставок, было озвучено, что в результате локдаунов некоторые небольшие фирмы, которые были поставщиками и субподрядчиками крупных предприятий ВПК просто не пережили пандемию и закрылись.
На восстановление отдельных производств может понадобиться несколько лет, а ведь вся устойчивость цепочки поставок деталей всегда оценивается по её самому слабому звену. Трудности также возникают и с микрочипами, которые поставляются из Китая, имеются признаки недобросовестной конкуренции между западными производителями.
Оливье Шмитт, профессор Центра военных исследований в Дании, предупреждает, что сложившееся положение угрожает самому существованию европейского ВПК, если боевые действия на Украине не закончатся в ближайший год и запросы на оружие останутся на прежнем уровне, это вынудит европейские страны закупать вооружение в других частях мира. Польша уже закупает самоходные артиллерийские установки в Корее, а также ПВО и танки в США - это значит, что всё дальнейшее обслуживание этого вооружения на много лет будет завязано на американский ВПК, а европейский останется без заказов.
Как заявил министр обороны Литвы, ему становится все труднее закупать новое вооружение для восполнения отправленных Украине запасов, из-за огромной конкуренции между странами НАТО за военные поставки. С его слов, Литва уже оказывает поддержку Украине в ущерб развития собственных вооруженных сил, а ситуация при этом не улучшается. ВПК евросоюза работает на полную мощность, но не может закрыть всех потребностей.
В тоже время, не стоит верить в максималистское "рвение" европейских стран в помощи Украине. На самом деле, они не упускают возможности скинуть ей старое вооружение, а в замен него получить финансовую компенсацию из европейского бюджета. Евросоюз компенсирует странам около 84% средств, потраченных на военную помощь Украине, однако каждая страна рассчитывает стоимость техники по своей методике.
Например, Финляндия исходит из того, что отправленное на 100% стоит, как новое вооружение, Латвия – на 99%, Литва берет за основу 93% стоимости новой техники, Эстония – 91%, Франция – 71%. Та же Литва, на данный момент, затребовала компенсацию в 32,3 миллиона евро, и уже получила из бюджета ЕС 27 миллиона евро. Однако, как рассказал в интервью Associated Press президент Украины Владимир Зеленский, одна из европейских стран отправила ему систему ПВО в нерабочем состоянии, которую "приходится заменять снова и снова", таже ситуация складывается и с другим западным вооружением, если верить украинским военным, жалующимся из окопов.
Однако, стоит отметить, что в попытке заработать на украинской теме европейцам ни за что не переплюнуть США. Из 113 миллиардов долларов, якобы направленных из бюджета США на помощь Украине, правительство Украины напрямую получило лишь 20%, как заявил глава комитета по международным делам Палаты представителей Конгресса Майкл Маккол. Основная доля помощи в размере 60% расходуется на "американских военнослужащих, рабочих и модернизацию военных запасов".
Оценивая потенциалы ВПК, президент России Владимир Путин заявил, что промышленный комплекс России развивается очень быстрыми темпами, и пока Запад будет поставлять Украине оружие, за этот же период времени российская промышленность произведет в три раза больше боеприпасов. Запад планирует направить на Украину 400 с лишним танков, за это время Россия произведет свыше 1600 новых и модернизированных танков, сказал президент.
Также Владимир Путин отметил, что Россия сохраняет свои планы в области гражданского строительства, здравоохранения, образования, развития инфраструктуры, а Западу придется их сократить, если захотят добиться результатов.
Действительно, голландский адмирал из командования НАТО Роб Бауэр ещё в прошлом году говорил о том, что Европе нужно переходить к "экономике военного времени", если они хотят обогнать Россию в области производства вооружений. Однако, это означает и сокращение социальных программ, а, соответственно, и падение уровня жизни населения ради роста производства в ВПК.
Уровень жизни европейцев уже упал после пандемии 2020 года. По итогам 2022 года, в общей сложности 93% опрошенных европейцев заявили, что они обеспокоены кризисом стоимости жизни, в том числе ростом цен на продукты питания и энергоносители. 56% европейцев выразили недовольство мерами, принятыми на уровне ЕС для решения проблемы роста стоимости жизни, а 64% высказали то же самое по поводу действий своих национальных правительств.
Торгово-промышленная палата Германии в феврале этого года сделала предупреждение, что к концу 2023 конфликт на Украине обойдется Берлину более чем в 160 млрд евро, а потери ВВП на душу населения составят 2000 евро. (4% ВВП страны).
В марте в Германии прошла самая большая забастовка за 30 лет, парализовавшая транспортную сеть всей страны. Профсоюзы требовали поднять заработную плату на 10%, после 18% инфляции за два года, но не нашли поддержки у правительства и забастовки будут продолжаться дальше.
Единственный способ в этом случае ввести "экономику военного времени" - это объявление войны. Однако, объявлять войну ядерной державе - России никто в Европе не хочет. Для понимания, согласно опросов лишь 5% немцев ответили, что возьмут оружие и пойдут воевать против России совершенно добровольно, еще 6% согласны воевать при мобилизации. Большинство - 33% постараются приспособить свою жизнь при любой власти, а 24% постараются покинуть территорию ФРГ, в случае объявления войны.
Учитывая это и тот факт, что в второй стране Европы - Франции уже идут ожесточенные протесты, из-за увеличения пенсионного возраста, рассчитывать на то, что европейцы будут готовы положить на алтарь "украинской победы" перспективы своего будущего и будущего своих детей, явно не приходится.
В этих условиях России в 2023 году нужно лишь выдержать тот максимальный военный удар, который способны создать страны Запада, вооружив Украину. В 2024 году европейский ВПК не сможет выдать необходимые мощности для продолжения конфликта той же интенсивности, а ВПК США, в большей степени, будет работать "на склад", так как американская армия готовится к военному противостоянию с Китаем.
https://zvezdaweekly.ru/news/2023431613-8CI7s.html
|
</> |