В этот день 9 февраля – 1
shatff — 09.02.2023 О гражданской авиацииСегодня – День гражданской авиации России – а дата связана с постановлением Совета Труда и Обороны «Об организации Совета по гражданской авиации» от 9 февраля 1923 года. …Звучит скучновато – но, увы, ничего подходящего в более отдалённые времена (скажем, Петра нашего Великого), по понятным причинам, найти невозможно…
…Хотя, исторически первым по-настоящему гражданским самолётом следует признать творение Игоря Сикорского – «Илью Муромца». Гигант с тридцатиметровым размахом крыльев поднимали несерьёзные по нынешним временам четыре двигателя по сто «лошадок» каждый… Однако, задуман он был именно как пассажирский лайнер класса «люкс» – с освещением, отоплением, спальней – и даже ванной с туалетом!.. (Из излишеств имелась прогулочная палуба для желающих «прокатиться с ветерком»!) Среди множества рекордов будущего бомбардировщика – полёт с шестнадцатью пассажирами и одной собакой суммарным весом почти в тонну триста.
(Заметим – пилотировал машину в тот день сам конструктор… впрочем – как обычно… и это станет серьёзной проблемой, когда, с началом войны «Муромца» переоснастят в боевых целях!.. Вскоре выяснится, что во всей стране управлять этой махиной умеет один Сикорский – а прочие «асы» предпочитают с опаской посматривать на неё издали… Проблему решат – но, увы, чудо-самолёт это не спасло: делавший его Русско-Балтийский вагонный завод будет сначала эвакуирован, потом национализирован – и, наконец, окончательно развален… Вдобавок, эмигрирует сам Сикорский… В отсутствии запчастей «Муромцы» ветшали и потихоньку выходили из строя – тем не менее, в 1921-м шесть последних ветеранов полетают на линии Москва – Харьков, и даже перевезут за полгода шесть десятков пассажиров и пару тонн грузов…)
…В том же 1921-м появится совместное предприятие «Дерулюфт» (то есть – «Deutsch-Russische Luftverkehrs») – и на следующий год начнутся полёты на «Фоккерах» из Москвы в пока ещё германский Кёнигсберг. (Позже маршрут продлят до Берлина; как говорят, одному из рейсов выпадет честь везти самого Есенина с Айседорой Дункан). Заметим: тогда же выйдет декрет «О воздушных передвижениях» (впоследствии ставший основой для Воздушного кодекса СССР) – к слову, Главное управление Рабоче-крестьянского Красного Военно-Воздушного Флота появится и вовсе в 1917-м!..
…Именно при Главвоздухфлоте и будет учреждён Совет, с которого мы начали – буквально через месяц возникнет первое авиатранспортное предприятие – АО «Добролёт» (и начнутся относительно регулярные полёты по первому внутреннему маршруту: «Москва – Нижний Новгород»); а также – Общество друзей воздушного флота. Два года спустя эта общественная организация (в совет которой входили Дзержинский, Фрунзе, Красин, Луначарский – и немало других заметных людей) – будет преобразована в Авиахим, но за это время ОДВФ успеет вырасти до двух миллионов человек, собрать четыре с половиной миллиона золотых рублей – и построить на них (не считая аэродромов и посадочных площадок) около ста двадцати самолётов! …Прыть Советской власти впечатляет – империя с тринадцатый по семнадцатый годы осилила всего восемь десятков упомянутых «Муромцев»… Немудрено, что к 1933-му почти 90% отечественного воздушного флота составят самолёты отечественного же производства…
P.S. …а годом раньше был организован общеизвестный «Аэрофлот»… остаётся добавить, что до 1988 года монополист праздновал свой День во второе воскресенье февраля – а ныне День Воздушного флота отмечается в третье воскресенье августа… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 9 февраля 1914 года родился Эрнест Дейл Табб – пионер и легенда кантри, по прозвищу «Техасский трубадур». Музыкант умер в 1984-м.
|
</> |