В этот день… 7 сентября – 2

7 сентября (или 26 августа по ст. ст.) 1812 года произошла Бородинская битва, воспетая множеством выдающихся авторов (кстати, странно, что среди них, как будто, нет современника – А. С. нашего Пушкина). Ну, ладно…
…Ещё в школе Ваш покорный слуга потихоньку недоумевал: что за победа такая? Мы же отступили?.. (Французам проще – они считают «Московскую битву» победой). Формальные основания очевидны – встретились две примерно равные по численности армии; одна из них при этом наступала, другая оборонялась; к исходу боя наступавшие полностью овладели позициями противника, после чего вернулись на свои, поскольку «уж смерклось». А «наутро» защитники Москвы благополучно её покинули, поскольку была на то «Господня воля».

Приходится констатировать, что в этот день Бонапарту полностью изменил его пресловутый военный гений. Он видит перед собой наш слабый левый фланг (впрочем, прикрытый речкой, рельефом местности и кое-какими укреплениями) – и придумывает бесхитростную фронтальную атаку, которая повторяется раз за разом с удивительным упорством. Никакого манёвра, никакого флангового обхода! Сражение превращается в мясорубку, и она перемалывает как стоявшую на левом фланге армию Багратиона, так и ударные части французов. (Отсюда и огромные потери с обеих сторон – как им не быть, когда две стотысячные армии на протяжении десяти часов упорно бьются лоб в лоб на сравнительно небольшом пространстве). И наконец, когда цель уже практически достигнута, Наполеон придерживает резерв, лишая себя уже практически одержанной победы.

Теперь о Кутузове. Первоначальный план, по которому «мы долго молча отступали» (план Александра и Барклая), был не просто хорош, но и единственно возможен. Победить Наполеона в полевой битве считалось нереальным – тем более, при почти трехкратном численном перевесе. (В конце концов, это была армия Объединённой Европы!) Барклай воевал весьма рационально, используя своё основное преимущество – пространство. (При этом, на других направлениях наши одерживали победы, о которых почему-то не принято писать в учебниках).
Однако, приученное к военным успехам общественное мнение волновалось, и Александр встал перед необходимостью: во-первых: снять непопулярного «шотландского немца» Барклая (одного из главных победителей этой войны, что с присущей ему проницательностью подметил А.С. наш Пушкин); во-вторых: дать, в конце концов, супостату внятное сражение. Так во главе армии возник Кутузов, овеянный ореолом Суворовского ученика.
Поначалу престарелый генерал был склонен придерживаться проверенной Барклаевской тактики, но всеобщее нетерпение нарастало…

…Так состоялось Бородино! Создаётся впечатление, что Кутузов совсем не собирался побеждать. Ничто в нашем боевом порядке не указывает на замысел некого контрнаступления. Совсем наоборот – Бонапарту была демонстративно подставлена Вторая армия Багратиона; превосходящие силы Первой армии Барклая не могли развернуться для боя вследствие своего расположения и, по сути, служили резервом; Третья армия Тормасова караулила фланг. Наполеон на приманку повёлся – результатом стала эта грандиозная бойня, в которой обе стороны покрыли себя неувядаемой славой.
О славе мы говорим вполне серьёзно. Русская армия сражалась героически; у нас просто недостаточно места, чтобы перечислить примеры воинской доблести, явленные на Бородинском поле.
Невзирая на обилие воспоминаний и исследований, многое остаётся неизвестным и непонятным. Например, по некоторым источникам, существенная часть нашей артиллерии не была развёрнута из-за неразберихи (говорят, на минуточку, о трёхстах стволах!) Возможно, некоторые из читателей «Войны и мира» (или зрителей грандиозной эпопеи Бондарчука) обратили внимание, что полк Андрея Болконского потерял треть людей от артобстрела, находясь «в резервах». Это принятая тогда практика, или всё-таки недочёты диспозиции? (Да и князя Андрея жалко).

Впрочем, и у Толстого, и у Бондарчука сражение предстаёт именно так: нечто хаотичное, живущее по своим, непостижимым человеку, законам.

Историографы рисуют эту битву весьма широким мазком. Может, они и правы – не стоит углубляться в детали?
Поэтому, сразу идём дальше: «вот затрещали барабаны – и отступили басурманы». (Если быть точным – как раз, наоборот). Результат от этого не меняется – Кутузов заказ общества выполнил; войско явило чудеса героизма (и в очередной раз отошло); Москва сгорела (причём жгли её все, кому не лень); Наполеон бессмысленно проторчал на пепелище больше месяца – после чего, вяло отбиваясь, двинулся восвояси (при этом создаётся впечатление, что внятного плана кампании у него к тому моменту уже не было). Таким образом, всё закончилось полной и безоговорочной победой нашего оружия...
(Зафиксируем важный факт: именно «стояние» в Москве разложило и уничтожило Великую Армию. Именно здесь Бонапарт проиграл – и, не в последнюю очередь, благодаря непреклонности Александра, который отказался заключать мир. Именно тут, в безделье и грабежах, непобедимые солдаты превратились в разбойничьи шайки. Именно после сдачи (или, как у нас принято стыдливо повторять «оставления») Москвы поднялась воспетая графом Толстым «дубина народной войны», а рядом с коммандос Дениса Давыдова и Сеславина (кстати, Барклаева адъютанта) появились мужики с вилами. Ну, а что им было делать – разбойники кругом шастают, да ещё и по-русски не говорят?!)

PS: Нельзя не отметить: довольно странное поведение Бонапарта при Бородино (а может, это началось и раньше), усилилось в Москве и продолжалось с кратковременными периодами рецессии вплоть до окончательного завершения карьеры. Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. Сегодня отметит 65-летие Глория Гейнор – исполнительница бессмертного хита I Will Survive. (Он действительно бессмертный – как-никак, в переводе: «Я выживу»!)
И ещё. 7 сентября 1951 года родилась Крисси Хайнд, американская вокалистка английской рок-группы новой волны «The Pretenders». Крисси Хайнд – известная активистка борьбы за права животных и убеждённая вегетарианка.
|
</> |