В этот день 3 июня – 4

топ 100 блогов shatff03.06.2024 О крушении в Эшеде – и начале истории КВЖД

3 июня 1998 года произошло печально известное крушение в Эшеде (Нижняя Саксония) – самая крупная железнодорожная катастрофа в истории послевоенной Германии. На скорости в 200 км/ч лопнул бандаж одного из колёс; кусок металла сначала пробьёт пол – а затем начнёт  вырывать рельсы… В итоге с путей сойдут двенадцать вагонов; один из них обрушит опору моста – а та рухнет на часть состава. «Усталость металла» (как установят потом) убьёт сто одного пассажира из двухсот восьмидесяти семи; восемьдесят восемь были ранены – до сих пор это самая масштабная из аварий высокоскоростных поездов… тех самых, за которыми, как говорят будущее…

В этот день 3 июня – 4

…Впрочем, вернёмся к временам, когда поезда ходили довольно медленно – 3 июня 1896 года был подписан секретный договор России и Китая, главным результатом которого станет появление Китайско-Восточной железной дороги. Судьба этой, не раз менявшей владельцев и название, магистрали богата событиями!..

…Как мы помним, к концу XIX века Россия всерьёз озаботится состоянием своих Дальневосточных территорий – всё, как сегодня, но по другой причине: тогда проблемы создавала Япония – да и западные державы активничали в регионе вовсю. Так возникнет идея: помимо Транссиба проложить прямое сообщение из Читы во Владивосток – через Маньчжурию. Мысль строить железную дорогу по чужой территории многим казалась, как минимум, спорной – но министру финансов Витте удалось эту идею  протащить.

…Китайцы, угнетённые поражением в войне с Японией, остро нуждались в деньгах – самураи отняли у них Тайвань, и еле согласились его вернуть за приличный выкуп. Россия предложит кредит – а взамен получит согласие на стройку. Таким образом, соседи разрешат нам пустить через свою страну практически тысячекилометровую полосу отчуждения!.. (Администрация КВЖД была полностью экстерриториальна – не подчинялась китайским законам, имела свою военизированную охрану, и, само собой, не платила никаких местных налогов). При этом, правда, оговаривалось, что через тридцать шесть лет Китай сможет всё это хозяйство выкупить; а через восемьдесят – и вовсе получить безвозмездно. Но кто тогда загадывал настолько далеко – или мог предвидеть стремительный ход событий?..

(…Витте, разумеется, подумывал о том, как бы под шумок, и при явном китайском нестроении, прибрать к рукам всю Маньчжурию – причём, мирно. Как говорят, в наши дни ситуация, повторяется с точностью до наоборот…)

В этот день 3 июня – 4

…Итак, уже в следующем году строительство началось. Не до конца ясно  почему – но КВЖД обходилась вдвое дороже, чем соседние магистрали – по 152 тысячи рублей за версту. (Возможно, дело в том, что Общество КВЖД было, вроде бы, частным, –  но фактически, платила казна. Или, как сказали бы сейчас – бюджет… В общем – воровали!..)

…В разгар работ произошло известное восстание боксёров – в 1900-м нашу стройку, фактически, разгромят. Однако бунт (не без русского участия) будет подавлен – и в 1903 году дорога официально откроется.

Надо сказать, поначалу казалось, что план Витте с блеском воплощается в жизнь – Маньчжурия начала расцветать на глазах (к 1908 году её население удвоится, достигнув пятнадцати с лишним миллионов). Однако, ревнивые японцы вовсе не собирались молча наблюдать продвижение русских к океану – есть мнение, что именно деятельность КВЖД ускорила начало столь неудачной для России войны 1904–1905 гг. После неё кусок дороги отойдёт  Японии – а наши планы выхода в Азиатско-Тихоокеанский регион, фактически, накроются…

…Впрочем, как считают некоторые специалисты, самураи и тогда были совсем не прочь поделить с нами Манчжурию – а вот отечественная администрация уцелевшей части дороги упорно твердила о «незыблемости китайского суверенитета» – и делала всё возможное, чтобы далёкий Петербург о таком развитии событий даже не помышлял. Почему?.. Ответ очевиден – при аннексии дорога стала бы казённой, со всеми вытекающими последствиями для частного бизнеса…

В этот день 3 июня – 4

P.S. ...На этом прервёмся – хотя жизнь знаменитой КВЖД только начинается… ей предстоит стать важным театром и Гражданской, и короткой (но самой настоящей!) – войны в конце 20-х, когда 18-тысячная Красная Армия разгромит 300-тысячную китайскую… Впрочем, это – совсем другая история.

Напоследок. 3 июня 1964 года родился Керри Рэй Кинг – гитарист, основатель и бессменный участник (до её распада в 2019-м) американской группы Slayer.





И ещё. 3 июня 1974 года родился Келли Джонс – гитарист, вокалист и лидер британской группы Stereophonics.




Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
День девяносто пятый , 14 ноября. По городу уже стоят наряженные елки, в магазинах появились огромные корзины с игрушками, гирляндами и мишурой. Я случайно отыскала фигурку Деда Мороза и решила ее не прятать: в следующие выходные наряжу елку. ...
Да простит меня Михаил Николаевич Задорнов за использовние его названия. Можно, конечно, написать "не въезжаю", "не догоняю", не врубаюсь" и т. п., но оставим сленг подворотням и пивнушкам. Это лишь в шекспировские времена было "многое на свете, ...
Привет, дорогие мои, добровольно подписавшиеся на мартовское цветочное безумие: barbariskina 2dden mari_pazhyna rasiveh l_i_s_l_a phoenix_olga kuzizi baksiabat azuzl geraria different_nata ...
К вопросу о безжалостной любви и последствиях её замены гиперопекой. Любое социальное взаимодействие является актом демонстрации уровня развития личности - о чём забывают многие люди как в интернетах, так и IRL. В итоге то бегая за незнакомцами в ЖЖ в попытках доказать, что ...
Источник: "Военное обозрение" 24 октября в Москве состоялось заседание Экспертного совета при Комитете Госдумы по промышленности. Специалисты оборонной промышленности и законодатели обсудили ряд вопросов, связанных с перспективными транспортными средствами – экранопланами. К обсужде ...