В этот день… 28 декабря – 1

Сегодня – Международный день кино! Как мы знаем, в своё время Ильич назвал его «важнейшим из искусств» (наряду с цирком) – подразумевая, что народ пока безграмотен, и газету «Правда» не осилит – а значит, надо промывать ему мозги как-то иначе… (На самом деле, это высказывание известно только со слов Луначарского – и ни о каком таком «цирке» нарком просвещения не упоминает… Версия родилась в новые времена… вероятно, цирковые пролоббировали… Ну, ладно).


…Отсчёт истории кино принято начинать с 28 декабря 1895 года, когда в «Гран-кафе» на парижском бульваре Капуцинок дебютировали братья Люмьер. (Вероятно, есть какая-то история о том, как в отечественном кинематографе бульвар Капуцинок сменил пол, но Вашему покорному слуге она неизвестна. Впрочем – в провальном сиквеле исправились… Бульвар же получил своё имя в память соответствующего женского монастыря… кстати, легендарный концертный зал «Олимпия» – тоже на нём). Что касается выбора даты (мало ли в предыстории почтенного искусства было не менее важных событий!) – думается, дело в том, что этот сеанс был первым, на который продавали билеты!..

(Возможно, не все знают, что у Российского кинематографа есть свой День – в августе! Когда-то его попытались объединить с международным, но в 2002-м отечественные мастера отбили специальную дату… Между тем, 27 августа далёкого 1919 года всего лишь вышел декрет Совнаркома о национализации «…фотографической и кинематографической торговли, промышленности и кинотеатров РСФСР…» Добавим, что День Советского кино учредили только в 1980-м… а вот премьера первой российской картины состоялась 15 октября (по ст. ст.) 1908 года – это была «Понизовая вольница», в которой Стенька Разин бросает «в надлежащую волну» несчастную персиянку. Фильм, к слову, весьма бестолковый… Но мы отвлеклись).

Вернёмся к братьям… старший, Огюст, в этой парочке отвечал за финансы и менеджмент; младший, Луи – занимался собственно изобретательством. (Разница в возрасте у них была, впрочем, всего два года – а отец будущих родоначальников владел фабрикой фотоматериалов – то есть, создал для потомков все предпосылки). Что касается собственно изобретательства… как известно (или неизвестно?) – целлулоидную плёнку (вскоре с успехом запатентованную Истмэном) придумал питерский фотограф Иван Болдырев (родом с Дона); проектор – одесский механик Иосиф Тимченко; наконец – аппарат «кинетоскоп» (практически совпадающий по параметрам с люмьеровским) – Томас Эдисон… Отметились и другие, однако – в 1895-м братья запатентовали свой Cinématographe – то есть, «кинематограф», (или «синематограф»… одним словом – «записывающий движение». Кстати, само название тоже придумали до них – патент на него Люмьерам пришлось перекупать!)

…Надо сказать, к моменту их триумфального дебюта отдельные кинопоказы в разных странах успели пройти не раз (и вполне успешно!) – но именно братьям удалось сделать свой сеанс настоящей сенсацией! (Это их безусловная заслуга – дело не только в умелом маркетинге и, действительно, усовершенствованной технической части – зрителей восхищали сюжеты и качество самой съёмки!)
…Между прочим, общеизвестный (да и попросту легендарный!) фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» в тот исторический вечер отнюдь не демонстрировали. Согласно источникам, 28 декабря первой из десятка картин (каждая – меньше минуты) публика увидела «Выход рабочих с завода» (собственно, с фабрики самих братьев). Есть мнение, что действие короткометражки отчасти срежиссировано – но специалисты сходятся на том, что первым постановочным фильмом (а заодно – и первой комедией!) следует считать показанного тогда же «Политого поливальщика». (Здесь жертву розыгрыша – садовника – сыграл настоящий садовник из поместья братьев, а хулиганистого мальчишку – сын одного и слуг).


... Таким образом, «Прибытие…», явленное миру в январе следующего года, не может претендовать на первенство ни в одной из категорий – однако, выбор сюжета и мастерство оператора оставили в памяти потомков именно эту 48-секундную картину. Некоторые скептики полагают, что при появлении паровоза публика отнюдь не бросалась врассыпную – и это не более чем пиар – в таком случае, определённый вклад внёс наш Максим Горький, живописавший открывшееся ему зрелище так: «И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас – берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока».

PS: …Стивен Кинг какой-то – правда, с оттенком пролетарской непримиримости... Что касается первого российского показа «Прибытия…», то он (а заодно – и первый отечественный киносеанс) состоится ровно спустя четыре месяца после парижской премьеры в театре Солодовникова… на этом месте когда-то была усадьба тестя самого Суворова, а сейчас – Московский театр оперетты… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 28 декабря 1950 года родился Хью Макдональд – басист, который уже на протяжении многих лет играет в «Бон Джови» – но, каким-то загадочным образом, остаётся «неофициальным» членом группы. Потому Хью нет ни на фотографиях, ни на обложках – и мало кто знает, как он выглядит…
|
</> |