В этот день 14 декабря – 2
shatff — 14.12.2024 О Джоне Ло – финансисте, опередившем своё времяСогласно источникам, 14 декабря 1720 года из Парижа тайно бежал Джон Ло (или Лоу… или Лас (как его звали во Франции) – или, ещё точнее, – Лористон)… Шотландец спасался от разорённых вкладчиков – и в историю он войдёт «экономическим авантюристом» и «создателем одной из первых в истории пирамид»… хотя, в сущности, помнить Ло следовало бы в качестве предтечи современного финансового бизнеса – чего стоят слова: «Использование банков – лучший способ для увеличения количества денег!..» Ныне-то всякий школьник знает, что любой банк (а соответственно – и финансовая система любого государства) – и есть чистейшая пирамида… Но – для избранных… потому конкурентов там не терпят, сравнительно быстро пуская их «под откос» (само собой – вместе с вкладчиками). Ну, ладно…
…Итак, наш герой родился в Эдинбурге. Ему было четырнадцать, когда отец, золотых дел мастер и банкир, оставит Джона сиротой – впрочем, отнюдь не бедным, поскольку папаша Уильям процветал… (Он даже успеет прикупить дворянский титул, прилагавшийся к не слишком древнему по шотландским понятиям – всего-то середина XVI века – поместью Лористон). Впрочем, повзрослев, сынок быстро спустит отцовское наследство с замком заодно – и, двадцати лет от роду, явится в Лондон уже как Ло. (Как Вы знаете, «Law» по-английски, закон…)
…который «красавчик Ло» (Beau Law) только и делал, что нарушал – поскольку был последовательным бретёром и картежником. (Причём – весьма удачливым… или расчётливым?..) Во всяком случае, за ломберным столом молодому человеку неизменно сопутствовал успех … а вот на одной из дуэлей он прикончит графа – угодит, было, под замок, но умудрится сбежать – и направится на континент.
…Здесь (сначала в Амстердаме, потом в Риме, Неаполе и Венеции) изгнанник не только совершенствует картёжное мастерство, но и всерьёз занимается банковской теорией… (Примечательно, что успешная игра приносит ему не только средства к существованию, но и полезные связи – а вот экономические идеи понимания не находят… Если не вдаваться в детали, Ло заявляет, что все проблемы экономики – от нехватки денег… а обеспечить их изобилие можно, используя какой-нибудь доступный материал – хоть ту же бумагу, например… (Не то чтобы это было такой уж новостью – китайцы «запустили станок» ещё в незапамятные времена – а европейцы узнают об этом от Марко Поло лет за четыреста до Ло). …Однако, современникам его идеи покажутся чрезмерно смелыми… даже родной шотландский парламент проект отвергает!.. (Ло действительно сильно опередил своё время… на стыке XVII–XVIII веков публика всё ещё проверяла полновесность денег на зуб!..)
…Тем не менее, один благосклонный слушатель у шотландца найдётся – в лице Филиппа II, герцога Орлеанского. Регент при малолетнем Людовике XV унаследовал от «короля-солнца» не просто пустую казну – но и госдолг в баснословные три миллиарда ливров. В сущности, выбор у правителя был невелик – так в 1716 году и появляется «Banque générale». (Формально, частный – однако правительство не только даёт ему право выпуска банкнот, но и обязывает уплачивать ими налоги). Вдобавок, дензнаки Ло свободно размениваются на звонкую монету – и становятся «твёрже» золота с серебром, поскольку количество драгметаллов в металлических деньгах постоянно снижалось…
…Результаты не заставят себя ждать… (Собственно говоря, всё произойдёт даже слишком быстро… банкноты мгновенно завоюют всеобщее доверие – менее чем через год во Франции на эти кредитные деньги начнётся настоящий экономический бум!..) Развивая успех, Ло спешит организовать акционерную «Миссисипскую компанию» (вскоре она станет «Индийской» – регент немедленно предоставляет своему протеже торговую монополию… Акции расхватывают буквально в драку… чтобы справиться с ажиотажным спросом, шотландцу приходится не только увеличить эмиссию, но и фактически, организовать первую в истории фондовую биржу.
…Разумеется, все основные участники предприятия разбогатеют – стремительно и даже как-то неприлично. Завистливый принц Конде однажды пришлёт в банк телегу банкнот – для обмена на золото!.. (Как мы помним, два с половиной столетия спустя де Голль с этой же целью погонит за океан корабли, гружённые долларами). Не то Ло кое-как рассчитается – не то вмешается регент, уговорив родственника бросить эту затею… но проблема всё равно выйдет наружу… (Собственно говоря – ни одни современный банк не располагает наличностью, способной покрыть собственные обязательства… даже, наверно, их десятую часть – и это считается «нормальной практикой»).
…По мере роста желающих обменять бумажные деньги на полновесные, банк Ло (к слову – к тому времени он стал Королевским; самого же шотландца произвели в «генеральные контролёры финансов») …так вот – эти самые финансы мгновенно истощаются… невесть откуда взявшаяся толпа громит контору, по смутьянам палят солдаты… одним словом – всё, как всегда…
P.S. …Регент успевает спасти своего финансового советника. (Надо сказать, Филипп не мог не чувствовать вины – на безудержной эмиссии настаивал как раз он сам, распробовав её выгоды!.. С другой стороны, правитель не исключал возможности вскоре вернуться к теме… дело-то оказалось прибыльным – и для экономики в том числе! …Ло тоже полагал, что всё это «временные трудности»… увы – через три года регент умрёт, не оставив надежды на камбэк… Шотландец проживёт в Италии ещё девять лет, зарабатывая картами (правда, имелась ещё и скромная королевская пенсия в двенадцать тысяч ливров). …Что касается «системы Ло» (которую принято называть «аферой») – то, как мы знаем, вскоре она станет обычной для финансового рынка практикой… К слову, отрицавший методы нашего героя философ Сен-Симон, тем не менее, заметит: «В характере Ло не было ни алчности, ни плутовства».
P.P.S. …А менее чем через столетие внучатый племянник Джона Ло – маркиз де Лористон – поедет в Тарутино с мирными предложениями от заскучавшего в сожжённой Москве Наполеона… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 14 декабря 1949 года родился Клиффорд «Клифф» Уильямс – британский басист австралийской команды AC/DC с 1973-го по 2016-й, вернувшийся в 2020-м.
|
</> |