В этот день… 13 сентября – 3
shatff — 13.09.2016 О Чезаре Борджиа – 2…Мы остановились на том, что с началом Итальянских войн Чезаре Борджиа сбегает от французов. (История тёмная… по всей видимости, следили за кардиналом-заложником не слишком бдительно – переодевшись простолюдином, он беспрепятственно преодолевает вражескую территорию и прибывает в Рим).
…Военные действия (пока без участия нашего героя) сложились для итальянцев успешно – заняв, было, Неаполь Карл отступит восвояси. (И, к слову, вскоре помрёт). Оставшись без короля, французские гарнизоны смогут сопротивляться Лиге около года – к 1496 году от их присутствия не останется и следа. А уже в 1497-м погибнет старший брат Чезаре … (Впрочем, ему было всего двадцать два).
…Труп зарезанного Джованни-Хуана выловят из Тибра… а вот поймать виновных так и не удастся. (Список врагов покойного бесконечен – от собственных капитанов (гонфалоньер обладал весьма скромными воинскими талантами – и компенсировал этот недостаток, безоговорочно приписывая себе любые успехи на поле брани) – до высшей знати (как говорили, незадолго до происшествия герцог Гандийский обесчестил четырнадцатилетнюю дочь графа Мирандола… одну из многих!) В любом случае – при трупе найдут кошелёк с золотыми, что позволит отмести версию банального грабежа… Вдова покойного заподозрит Чезаре!.. (Причём – широко свои подозрения распространит).
…Некоторые основания для этого имелись – сразу после смерти брата, Цезарь занимает его место (с облегчением сбросив постылый кардинальский сан) – и отправляется с официальным визитом к новоиспечённому французскому Людовику XII. (Дело в том, что король запросил у папы разрешения на развод – эту-то депешу Александр VI королю и высылает … бумага по тем временам – первостепенной важности; мы помним, как в будущем Ватикан потеряет целую Англию!..)
…Разумеется, имел место и политический торг – подтвердив свои претензии на Милан с Неаполем, Людовик гарантирует полное отсутствие таковых в отношении Святого Престола… И, вдобавок, пообещает устроить брак Чезаре с неаполитанской принцессой Розеттой… Увы – с последним пунктом выйдет осечка... Да, Борджиа встречали как принца крови; да – он, в свою очередь, поражал французов пышностью своей свиты (двадцать четыре белых мула с подарками королю – и это только малая часть процессии!) Однако, слухи о братоубийстве бегут впереди…
…Сконфуженный отказом, Людовик предлагает рокировку на сестру Наваррского короля Шарлотту д’Альбре. В качестве приданого Борджиа получит герцогство Валентинуа и – что важнее! – шесть тысяч пехоты и две – кавалерии).
…С этим-то (немалым по тем временам) воинством наш герой и отправляется завоёвывать Романью. …Его успехи ошеломительны – крепости сдаются одна за другой!.. (Утверждается, что добровольно сдавшиеся города герцог запрещал грабить – другие источники напирают на многочисленные насилия во «взятых копьём»… Именно в эти времена Чезаре нанимает на службу небезызвестного инженера Леонардо да Винчи – а также знакомится с флорентийским послом Николо Макиавелли… якобы именно гонфалоньер вдохновит того впоследствии на многие пассажи «Государя»…)
…Во всяком случае, Макиавелли запишет: «Окидывая мысленным взором все сделанное и достигнутое герцогом, мы видим, что он сумел создать прочную основу для устойчивой власти», – и это было чистой правдой!.. Задолго до середины XIX века Борджиа был близок к тому, чтобы объединить Италию – или, по крайней мере, заметную её часть... Реакция многочисленных «удельных князьков» не замедлит последовать – возникает обширный заговор, пронизавший всё и вся – от капитанов Чезаре до кардиналов папы Родриго… Борджия поступают в своём духе – папа арестовывает подозреваемых князей церкви – и те начинают как-то загадочно умирать; Чезаре, в свою очередь, посулит мятежным воякам прощение – и перебьёт их, когда те покаются… («Коварно и немилосердно», – возможно, скажете Вы. Но какова оказалась бы судьба самих Борджиа в случае успеха заговорщиков?..)
…Впрочем, она и так внезапно уходит в крутой штопор – случается известное и толком не объяснённое отравление обоих… (Версий много… не то сами отец с сыном хотели прикончить своих гостей – но перепутали бутылки; не то – гости оказались шустрее хозяев). Так или иначе, Александр VI умирает – а Чезаре, промучившись несколько месяцев, встаёт на ноги…
…Только для того, чтобы оказаться вне закона! (Продвинутый, было, на папский престол и лояльный клану Пий III внезапно умирает через месяц; приходит лютый ненавистник семейства Борджиа, Джулиано делла Ровере!.. Осознав, что «на больничном» враг успел лишиться многих сторонников, Юлий II тут же разжалует Чезаре из главнокомандующих (а он обещал сохранить за ним должность!) – и сажает под арест.
…Борджиа бежит в Неаполь. Там, с оглядкой на папу, его снова хватают – в конченом счёте, наш герой оказывается под замком в замке Ла Мот… Спустя два года привычному Чезаре снова удаётся выбраться (на сей раз – спустившись с сорокаметровой башни; верёвка окажется коротковата – беглец упадёт и сильно расшибётся)… Он отправляется в Наварру, к своему шурину, королю Жану – тот встречает родственника с распростёртыми объятиями; сначала даёт прийти в себя; затем войско – и отправляет усмирять одного из своих взбунтовавшихся баронов… В первом же бою 31-летний командующий в одиночку ринется на врага – и будет убит. На теле насчитают двадцать шесть ран (все, кроме одной – смертельные!..) Как обычно с семейством Борджиа, существует много версий этой странной смерти – многие считают, что Чезаре предали… не зря весть о его побеге буквально лишила злопамятного папу Юлия сна…
PS: Последующие хроники (несомненно, написанные не без благословения всё того же понтифика) запечатлеют множество леденящих кровь эпизодов – и отравление конкурентов, и чуть ли не тысячи изнасилованных женщин… К слову, доподлинно о личной жизни Чезаре известно, что его единственная законная жена, Шарлотта д’Альбре, успеет родить дочь – и будет носить траур по мужу до конца жизни… Впрочем, это – совсем другая история.
Напоследок. 13 сентября 1967 года родился американский вокалист Тимоти Стивен «Ripper» Оуэнс, некоторое время певший в легендарной британской группе «Judas Priest». Почему-то, его сценическое прозвище навеяно образом «Джека-Потрошителя».
|
</> |