рейтинг блогов

В эти дни 66 лет назад

топ 100 блогов dr_guillotin28.04.2011 В середине апреля побывал на местах боев 1945 г. под Берлином.
В эти дни 66 лет назад Photobucket
Я думаю многим уже знакомо это название - "Хальбе". Помимо хорошо всем известного штурма большого города Берлинская операция была крупным сражением на окружение. В Хальбский "котел" к юго-востоку от Берлина попали главные силы немецкой 9-й армии и часть сил 4-й танковой армии. Их численность оценивается в 200 тыс. человек. Им не дали отойти в Берлин и город в итоге оборонял черт знает кто.

Одним из определяющих для развития событий факторов был характер местности под Берлином. К юго-востоку и югу отгорода растут густые леса.
В эти дни 66 лет назад Photobucket

Сегодня это зона отдыха на реках и озерах. В апреле 1945 г. на эти леса сыпались бомбмы. Командующий 1-м Украинским фронтом Конев спешил в Берлин, а задачу разгрома окруженной в ласах группировки немцев возложил на авиацию. Штурмовики и бомбардировщики двух воздушных армий утюжили леса, дороги и перекрестки. Немцы прятались в лесах, хорошо укрывавших от наблюдения с воздуха. Если бы их окружили в степи, конец "котла" наступил бы гораздо раньше. А так 9 А Бюссе продвигалась на запад, на соединение с 12 А Венка.

На обочинах дорог оставалась куча битой техники:
В эти дни 66 лет назад Photobucket


Речка Даме в лесу:
В эти дни 66 лет назад Photobucket
Когда я писал Берлин 45-го и эпизод с Хальбе, я недооценил значение водных преград. На пути прорыва из "котла" лежала речка Даме. На карте она представляется бледной немочью. Но Даме представляла собой серьезную преграду для бронетехники. Окруженцы упорно тащили с сосбой танки, понимая, что только они могут открыть им дорогу из "котла". К слову сказать, то же самое было в 41-м под Белостоком, когда дорогу советским окруженцам пробивали танки из 6 МК. Вообще хальбский "котел" любопытно сравнивать с нашими окружениями 1941 г. - то же отсутствие авиации и господство окружавших в воздухе, самоубийственные прорывы с колоссальными потерями.

Одним из ключевых узлов дорог на пути прорыва был городок Меркиш-Бухгольц, именно здесь были переправы через Даме:
В эти дни 66 лет назад Photobucket

Видна кирха городка. Снимок сделан на дороге, подходящей к нему с севера. В правой части снимка видна Даме, впереди - мост через нее.

Основная масса окруженцев шла с востока и на улице им открывался вот такой вид на церковь:
В эти дни 66 лет назад Photobucket


Площадь Меркиш-Бухгольца:
В эти дни 66 лет назад Photobucket

Массы войск, техники шли направо, в сторону Хальбе(дорога, где знак STOP).

Чтобы было понятно, что и откуда, вот кусок карты:
В эти дни 66 лет назад Photobucket

Кирха - крестик в центре городка. Соответственно массы окруженцев ломились с севера, востока и юго-востока. Их целью был мост на окраине Меркиш-Бухгольца, на карте он рядом с надписью RepW. Все это, заметим, под непрерывными ударами с воздуха.

Вот этот мост на выходе из Меркиш-Бухгольца:
В эти дни 66 лет назад Photobucket

Здесь Даме и канал довольно широкие и даже есть небольшой водопад. Глядя на торчащий вверх кран сначала подумал - ну точно 88 Флак смотрит в небо. :-)

На пути к Хальбе по шоссе Даме надо было форсировать еще раз. Вот по этому мостику:
В эти дни 66 лет назад Photobucket

Он был разрушен ударами советской авиации и немецким саперам из 9-й армии пришлось рядом строить временный мост для техники. Он находился примерно там же где сейчас деревянный мостик для велосипедистов. Вообще сейчас по всей Германии есть сеть дорожек для велосипедистов, параллельно автобанам или даже вне их.

Через несколько километров шоссе в лесу выводит к Хальбе, точнее железнодорожному переезду у Хальбе:
В эти дни 66 лет назад Photobucket

Дорога из Меркиш-Бухгольца - слева. По узкому месту непрерывно била советская артиллерия, включая тяжелую из артиллерийской дивизии прорыва.
Сам Хальбе к началу прорыва был уже занят советскими войсками.
К слову сказать, у окруженцев еще оставалось некоторое количество артиллерии и реактивных минометов. И прорыв началася с залпа "скрипух" по Хальбе.

Обстрел переезда также шел вдоль железной дороги, где обзор был на большое расстояние:
В эти дни 66 лет назад Photobucket

Одним словом этот железнодорожный переезд был настоящей дорогой смерти. Танки пересекали железную дорогу буквально по грудам лежавших на нем трупов.

Вот карта района Хальбе:
В эти дни 66 лет назад Photobucket

Поток окруженцев стекался к Хальбе по шоссе и проселочным дорогам и через это бутылочное горло ломился на запад.

Перебравшись через железную дорогу масса людей выходила на главную улицу Хальбе:
В эти дни 66 лет назад Photobucket

Слева - церковь Хальбе.

В самом городе в ночь с 28 на 29 апреля 1945 г. шел бой. Почти на выходе из города было противотанковое препятствие у булочной. Вот эта булочнкая в наши дни:
В эти дни 66 лет назад Photobucket

Показания очевидцев разнятся, но суть в том, что именно здесь образовался затор. Командир головного "Королевского тигра" посчитал, что здесь засада. Начал разворачивать 68-тонную тушу на узкой улице, танк был подбит. За ним ехали два Pz.IV, они тоже были подбиты.
В итоге основной массе окруженцев пришлось ломиться в обход, мимо шоссе, через район церкви Хальбе и уходить в леса. Вообще управление войсками окруженной 9-й армии было уже достаточно условным и прорывы шли где придется.

Вот эта церковь:
В эти дни 66 лет назад Photobucket

У меня, к сожалению, не было объектива-телевика, но на верху церкви по-моему видны отметины от пуль.

Отход просиходил по дороге, отмеченной на карте цифрами 52,3. Через несколько километров леса окруженцы вышли к автобану на Берлин:
В эти дни 66 лет назад Photobucket

Снимок сделан с большой насыпи, на которой раньше(в 1945 г.) был переезд через автобан.

Вот снимок с уровня шоссе:
В эти дни 66 лет назад Photobucket


Именно про это место написал К.Симонов:
Немного не доехав до большого берлинского кольца, увидели на автостраде и вокруг нее страшное зрелище. В этом месте по обе стороны автострады густой лес и через него поперечная просека, которой и в ту и в другую стороны не видно конца. Вот по этой-то просеке, используя ее как лесную дорогу, и пытались прорваться через автостраду немецкие войска, уже во время штурма Берлина все еще стоявшие на Одере. То пересечение просеки с автострадой, к которому мы подъехали, стало сегодня под утро местом их окончательной гибели.

Картина такая: впереди Берлин, справа просека, сплошь забитая чем-то совершенно невероятным — нагромождение танков, легковых машин, броневиков, грузовиков, специальных машин, санитарных автобусов. Все это буквально налезшее друг на друга, перевернутое, вздыбленное, опрокинутое и, очевидно, в попытках развернуться и спастись искрошившее вокруг себя сотни деревьев.

И в этой каше из железа, дерева, оружия, чемоданов, бумаг, среди чего-то непонятного, сожженного и почерневшего — месиво изуродованных человеческих тел. И все это уходит вдоль по просеке буквально в бесконечность. А кругом в лесу снова трупы, трупы, трупы разбегавшихся под огнем людей. Трупы вперемешку, как я вдруг замечаю, с живыми. Эти живые — раненые — лежат на шинелях, на одеялах, сидят, прислонившись к деревьям, одни перевязанные, другие окровавленные и еще не перевязанные. Некоторые раненые, замечаю это не сразу, лежат на одеялах и шинелях вдоль самой обочины дороги. Потом замечаю — тоже не сразу — фигуры бродящих между ними людей, очевидно, врачей и санитаров.

Все это справа. Посредине дорога, широкая, асфальтовая, уже расчищенная для движения. На расстоянии в двести метров она избита, как громадной сыпью, большими и маленькими воронками, мимо которых зигзагами несутся к Берлину фронтовые машины. На асфальте пятна масла, бензина, крови. Слева от шоссе продолжается просека. Часть немецкой колонны, уже прорвавшейся через шоссе, была уничтожена там. Снова тянущееся в бесконечность месиво сожженных и разбитых, опрокинутых машин. Снова трупы и раненые.

Все это произошло перед рассветом, каких-нибудь шесть часов назад. Как мне наспех объясняет какой-то офицер, вся эта огромная колонна была накрыта здесь огнем нескольких полков тяжелой артиллерии и нескольких полков «катюш», на всякий случай сосредоточенных поблизости и заранее пристрелянных по этой просеке, так как попытка прорыва немцев именно здесь считалась одним из наиболее реальных вариантов.

Миновав это страшное место, через несколько километров увидели шедшую нам навстречу со стороны Берлина колонну из пяти или шести санитарных машин. Очевидно, кто-то распорядился бросить сюда на помощь медиков из наших медсанбатов. Но по сравнению с масштабами побоища эти первые пять-шесть машин — капля в море...

Эта картина, как свидетельствует дневник, ужаснувшая меня и тогда, в сорок пятом году, продолжает стоять у меня перед глазами и сегодня, через тридцать лет после войны.

Симонов К.М. Разные дни войны

После окончания боев груды трупов сначала захоранивали в воронках и наспех вырытых могилах. В лесах и у шоссе они так и остались. Другое дело - трупы с переезда и ближайших окрестностей Хальбе. Поэтому через несколько лет после войны захоронения стали упорядочивать и выделили для этого участок леса под Хальбе(на карте горда он слева от надписи RepW), где вырыли большие могилы. Всего так было захоронено около 20,5 тыс. человек. Вход на это лесное кладбище:
В эти дни 66 лет назад Photobucket

Кладбище это в наши дни - культовое место для правых, неонацистов. Они даже как-то пытались здесь устротить пышное шествие. Поэтому попавшийся на дороге местный житель(здесь же городское кладбище) посмотрел на нас(три мужчины с картой, фотоаппаратом) подозрительно.

На самом кладбище - просто дорожка в лесу. В конце дорожки - странного вида памятник.
В эти дни 66 лет назад Photobucket

Отмечены только несколько индивидуальных могил, уже новодельных.

Вокруг - никаких могил, просто лес:
В эти дни 66 лет назад Photobucket

Я человек не суеверный, но мне в этом лесочке честно говоря стало не по себе. Как представил себе 20,5 тыс. теней вокруг.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Еще утро не скоро, не скоро, Ночь из тихих лесов не ушла. Под навесами сонного бора - Предрассветная теплая мгла. Еще ранние птицы не пели, Чуть сереют вверху небеса, Влажно-зелены темные ели, Пахнет летнею хвоей роса. И пускай не светает подольше. Этот медленный ...
Боюсь даже заикаться, но кажется завтра будет хорошая погода, а значит и о холодах писать не страшно. Самый холодный день моего отпуска был 3-го июня в мамин день рождения. Пока. Этого симпатичного кота мы с папой увидели, когда заходили в цветочный магазин за букетом. Не смогла ...
Давно хотел спросить, есть ли среди вас те, кто любит фотографировать? Сам я себя не считаю профессиональным фотографом. Но – люблю. Очень интересно было бы общаться с теми, кто разделяет со мной страсть к фотоделу. Поэтому пусть ...
Гулял я как-то со своей чупакаброй по Хрещатику и имел неосторожность посмотреть на билборд Партии регионов (других просто нет) ну и конечно высказал свои «замечания» в 8-ми, 9-ти этажном формате. Вдруг моя зверушка сильно активизировалась, да так ...
Давно известно, что среди 146 миллионов дорогих россиян нет ни одного, кто бы хоть как-то мог сравниться по своим достоинствам с полковником ФСБ. Тигров и китов усмирять- это вам не мелочь по карманам тырить. А еще надо с журавлями уметь беседы вести, детей и животных наловчиться   ...