Philippe le Bel
lilibay — 11.08.2024Филипп IV красавец-мужчина, верный муж и строгий отец основатель Нового Времени. Его 2 действия : «Авиньонское пленение» пап и процесс Тамплиеров совершенно невообразимы в Средние века.
Средневековье это партикуляризм во всех отношениях, частное превалирует над общим, местное над центральным. Церковь одна из немногих универсальных идей Средних веков и мы видим с каким трудом она отражала посягательства на неё со стороны светских властей, начиная от какого нибудь рыцаря-разбойника грабившего соседнего епископа и до германского императора или арагонского короля годами живших под отлучением и решавших свои местечковые проблемы без оглядки на Рим.
Представить себе событие общеевропейского масштаба, преследование нарушителей на территории других провинций, городов, королевств совершенно невозможно, «городской воздух делает человека свободным». Еретики пользовались покровительством королей и общин, «грозная» Инквизиция воевала с местными епископами за власть и ничего подобного Интерпола не было даже в теории. Вся эпопея Крестовых походов демонстрирует недостаточность централизованных усилий в пределах Christendom. Слабая коммуникация, разнонаправленность усилий, невозможность сконцентрировать ресурсы (часто огромные) в нужном месте и в нужный час привели к провалу великого проекта, а похоронили его неграмотные бывшие рабы из бесплодных пустынь Египта и курдские горцы жившие чуть ли не в каменном веке.
И вдруг, как будто Европа вынесла уроки из своего несчастного прошлого, умный и красивый Король заводит общеевропейский процесс, и что самое удивительное, процесс успешный. Его результаты поддерживают соперники и враги за Пиренеями, Ла-Маншем, Рейном. Хотя казалось бы, что им? Французский король со своей марионеткой решил наказать за жадность мощную, универсалистскую силу, богатую и могущественную, пользующуюся репутацией завоеванной двухсотлетней войной за правое дело в раскалённых песках Оутремера. Ну пусть бы у себя в домене и гонял бы монахов-солдат. Ан нет. Расправа была ужасной и повсеместной.
Ну и второе действие не менее примечательное. От Генриха IV до
Фридриха II Церковь унижала и давила светскую власть, и вот, без
особых усилий, подёргав за бороду кота Бонифация VIII, тот
же красавец-мужчина взял за шкирку римского понтифика и потащил его
в свою переднюю, красиво названную Авиньон, бывшую столицу катаров.
После чего Римская Католическая Церковь уже никогда не будет
прежней, а вектор развития европейской Цивилизации приобретёт
отчетливый этатистский характер. Просто напомню, что к этому
времени иберийские короли и германские императоры не имели своей
столицы, и путешествовали всю свою каденцию по монастырям и
имперским хаузам, правя своими королевствами и империями буквально
с седла (чем посрамили Елюй Чуцая)). «Кочующий король» это не
метафора, а способ коммуникации с подданными на протяжении всего
Средневековья. Вообще – оседлость в Средние века – это привилегия
мало кому доступная (можно по другому посмотреть на проблему
крепостного права). Огромное количество бродячего люда, от
жонглеров и зубодеров, до профессоров Университетов, от
коробейников до почтенных сукновалов и плотников проходивших свои
Wanderjahre, монахов , цыган, рутьеров,
лудильщиков, пастухов Месты и Дуэньи Апулии скитались по дорогам
Средневековой Европы, и среди них плыли обозы королей и
императоров.
И вот красавчик Король показал, что можно и должно жить по другому, плести сеть как паук, а не скитаться как волк и это сработало.