В чем отличие натурального обмена от натурального обмена
balovin — 14.01.2014Есть определение "натуральный обмен", синоним бартеру. Есть проект "натуральный обмен", придуманный мной. Бартер — равноценный обмен по обоюдному согласию сторон. "Равноценный" предполагает оценку, фактически — перевод в цифры. Предположим, Россия решает поставлять в Украину газ в обмен на сало. Сначала будет определена и согласована стоимость литра газа и стоимость килограмма сала в долларах. А затем уже будут пописаны все бумаги согласно которым обмен, скажем, ста литров газа на полкило сала будет равносильным. В переговорах участвуют обе стороны. Такие переговоры, как правило, сопровождаются спорами и торгом. Такой бартер почти не отличается от торговли.
В моем
проекте ценность портрета определяется в одностороннем порядке.
Ценность эту определяет тот, кто портрет получает. Я не спорю и не
торгуюсь. В этом и есть главная фишка. Я заочно соглашаюсь с
подарком, сколько бы он не стоил. Если сам проект и требует немало
времени для его реализации, то создание отдельно взятого портрета
занимает от 5 до 15 минут. И даже если я потрачу 20 минут, а в
итоге получу коробок спичек, стоящий дешевле листа бумаги, на
котором будет портрет, я не расстроюсь. Потому что знаю — в
следующий раз я могу получить тот же айфон, на который
среднестатистический индус, работающий официантом в кафе не накопит
и за год работы. Даже если будет откладывать половину зарплаты
ежемесячно.
Хотя дело не в этом. И айфон и коробок спичек — одинаково ценны в контексте проекта, так как в момент обмена становятся кирпичиками из которых складывается эта история. А вне рамок проекта, в определенной ситуации и коробок спичек может обрести большую ценность, чем айфон. Представьте, что вы замерзаете где-то в глухой тайге, за тысячи километров от цивилизации, где нет ни связи ни электричества. Что вас спасет — айфон или коробок спичек?
Но даже не об этом я хотел сказать. Дело в том, что люди сами идут ко мне, заведомо принимая мои правила игры. Люди готовы к тому, что получат набросок без гарантии стопроцентного сходства. Они все знают заранее и добровольно принимают решение — участвовать или нет. Я не уговариваю никого участвовать и я не торгуюсь: а за этот портрет я возьму два подарка, а за этот подарок сделаю три портрета. И самое главное — я делаю то, что люблю делать. А когда ты делаешь то, что любишь и хочешь делать, жить становится по-настоящему в кайф.
Иногда
просят нарисовать что-то вместо портрета. Обычно я отказываюсь.
Этот путь противоречит правилам проекта. Очень редко, в порядке
исключения, я рисую что-то другое. Но это, скорее, дружеский
подарок, а не бартер. Я полагал, что если буду делать не то, что
предлагаю, а то, что заказывают другие, натуральный обмен
перестанет приносить удовольствие и превратится в обременительную
работу. Тем не менее, в порядке эксперимента, я решил попробовать
поработать по этой схеме. Что в результате? История с "Луной Азул"
закончилась тем, что я меня до сих пор передергивает при упоминании
об этом заведении.
Неожиданная развязка привела к тому, что я согласился на
натуральный обмен: жилье+еда за роспись стен в отеле. И что теперь.
С одной стороны я чувствую себя гораздо лучше и свободнее, с другой
стороны — перевожу все в цифры и понимаю, что мне достаточно
продать одну картинку в Китае, и этих денег хватит на месяц жизни в
таком отеле. Только на картинку уйдет три часа работы, а на роспись
стен весь месяц и уйдет.
А почему перевожу все в цифры? Почему начинаю думать о затраченном
времени? Потому что понимаю, что работаю не на себя. И делаю не
совсем то, что хотелось бы. Хотя все равно — и тепло, и океан, и
красота вокруг. И даже вайфай. Но все равно что-то не то. Ловлю
себя на том, что колесить с проектом по холодной зимней России было
даже интересней и комфортней, чем зависнуть в этом месте, которое
многие считают раем. Все относительно…
|
</> |