В бесшабашной жил тоске и гусарстве бывший лучший королевский стрелок (c)


Длинная-длинная пятница, завершавшая швейцарское путешествие, подходила к концу. Мы добрались наконец до отеля на славном озере Бодензее и принялись готовиться к самому главному событию этого отпуска.
Hotel am See себя любит нежно и рекламирует всячески: Этот ультрасовременный отель расположен на юго-восточном берегу озера Бодензее с апреля 2011 года. К услугам гостей номера с балконом и бесплатный доступ в впечатляющий оздоровительный центр площадью 200 м².

Отель на берегу озера находится в австрийском городе Хард, всего в 10 минутах езды от Брегенца. К услугам гостей бесплатная частная парковка.

Все номера отеля Hotel am See располагают стеклянными ванными комнатами, бесплатным Wi-Fi и телевизором с плоским экраном и спутниковыми каналами. В лучших номерах также есть просторная гостиная зона с диваном.

Стеклянная ванная комната, кстати, - так себе удовольствие. В остальом номер был почти хорош. Розетки были, а вот минибара или холодильника не было. Зато были комариные сетки на окнах.


Вечером вы можете поужинать в соседнем ресторане Käth’r, где подают национальные блюда. В элегантном лобби-баре вы можете попробовать вкусные напитки.

Не преминули воспользоваться. Дейстительно очень здорово. Но отсутствие собственного ресторана несколько удивило.


Отель озаботился транспортом и предложил подбросить до оперной сцены на такси. Мне это показалось очень кстати, машину брать из гаража не хотелось. Обратно предлагалось добираться самостоятельно и мы вернулисъ опять же на такси - очень понравилось.

Вот мы и добрались до главного события. Новые постановки на озерной сцене бывают раз в два года, вот раз в два года я сюда стараюсь и ездить. И на сей раз интендант брегенцкого фестиваля подарил нам невероятную встречу: вот Вебера на этой сцене еще не бывало.


В особенности в «Эврианте» охватывает слушателя именно та музыкальная атмосфера, которую он ощущает в произведениях Вагнера среднего периода. Вебер является представителем романтического оперного направления, которое в двадцатых годах XIX столетия было в такой силе и которое в позднейшее время нашло последователя в Вагнере.

Талант Вебера ярко проявляется в его трёх последних операх: «Вольном стрелке», «Эврианте» и «Обероне». Она чрезвычайно разнообразна. Драматические моменты, любовные, тонкие черты музыкального выражения, фантастический элемент — все было доступно широкому дарованию композитора. Самые различные образы очерчены этим музыкальным поэтом с большой чуткостью, редким выражением, с мелодичностью. Патриот в душе, он не только разрабатывал народные мелодии, но и создавал свои в чисто народном духе.

Изредка его вокальная мелодия в скором темпе страдает некоторой инструментальностью: она как будто написана не для голоса, а для инструмента, которому технические трудности более доступны. Как симфонист, Вебер владел оркестровой палитрой в совершенстве. Его оркестровая живопись полна воображения и отличается своеобразным колоритом. Вебер — по преимуществу композитор оперный; симфонические произведения, писанные им для концертной эстрады, далеко уступают его оперным увертюрам. В области песни и инструментальной камерной музыки, а именно фортепианных сочинений, этот композитор оставил замечательные образцы.

К нынешней постановке я готова не была совершенно. Слышала, определенно слышала и о Вольном стрелке, но о самой опере представления не имела.

«Вольный стрелок» (нем. Der Freischütz) — романтическая опера (и наиболее известное произведение) Карла Марии фон Вебера, написанная на либретто Иоганна Фридриха Кинда по одноименной новелле Иоганна Августа Апеля и Фридриха Лауна. Считается одной из вершин немецкого романтизма и первой немецкой национальной оперой. Либретто основано на немецкой легенде о «вольных» (то есть заколдованных) пулях, траектория полета которых подчиняется не законам баллистики, а воле самого стрелка, который покупает их у дьявола в обмен на душу. При этом платой за душу служат 7 волшебных пуль, для первых шести стрелок волен выбрать цель, а последней распоряжается сам дьявол.

Оперу открывает одна из первых программных увертюр, которая резюмирует основные музыкальные лейтмотивы. Не меньшей известностью пользуется хор охотников («Что стряслось в чаще лесной?»). Оба фрагмента часто исполняются вне оперного контекста. В Богемии XVII века молодой егерь Макс влюблён в Агату, дочь главного лесничего Куно.

По традиции, чтобы жениться на ней, он должен выиграть стрелковое состязание. Макс терпит неудачи на тренировках, и его охватывает отчаяние: если он проиграет, Агата достанется другому. Коварный егерь Каспар, продавший душу демону Самьелю, предлагает Максу помощь. Он рассказывает о волшебных пулях, которые никогда не промахиваются, и уговаривает его отправиться в Волчье ущелье в полночь, чтобы отлить их с помощью тёмных сил. Макс, несмотря на страх, соглашается.
Второй акт. Агата в доме лесничего предчувствует беду. Её подруга Анхен пытается развеселить её, но Агату тревожит старинное пророчество: её прабабка погибла от пули, связанной с нечистой силой. Внезапно со стены падает портрет предка, что усиливает её страх. Тем временем в Волчьем ущелье Каспар вызывает Самьеля.

Появляется Макс, и начинается мрачный ритуал: вокруг бушуют призраки, мелькают огни, слышатся голоса духов. Каспар отливает семь пуль. Шесть из них попадут в цель, а седьмая подчинится воле демона. Каспар надеется, что эта пуля убьёт Агату, а Самьель вместо его души заберёт душу Макса.
Третий акт. На рассвете Агата молится в своей комнате. Ей является святой отшельник и дарит белые розы, которые должны защитить её от зла. Начинается состязание: князь приказывает Максу выстрелить в голубя, сидящего на дереве. По наущению Каспара Макс уже растратил шесть пуль на разные мишени.

Он стреляет в голубя последней пулей, и стоящая неподалёку Агата вскрикнув, падает без чувств. Однако пуля, отклонённая розами, попадает не в неё, а в Каспара, спрятавшегося в кустах. Умирая, Каспар признаётся в сговоре с Самьелем. Князь, узнав о шулерстве при помощи магии, приходит в гнев, но отшельник убеждает его простить Макса, так как тот раскаялся. Агата оказывается невредима, и влюблённые получают благословение на брак.
Премьера «Вольного стрелка» состоялась (при деятельном содействии Мейербера) 18 июня 1821 года в берлинском Шаушпильсхаусе. Дирижировал сам композитор, а партию Агаты пела Каролина, дочь Антона Враницкого. В зрительном зале находились Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне, Ф. Мендельсон. Опера имела огромный успех и в продолжение 1820-х годов выдержала десятки постановок в городах со значительным немецким населением: Карлсруэ, Лейпциге, Франкфурте-на-Майне (1821), Дрездене (1822, под управлением автора), Праге, Кёнигсберге, Риге, Копенгагене и т.д.

В начале XXI века опера остаётся неотъёмлемой частью репертуара в Германии, Австрии и Швейцарии. За пределами немецкоязычных регионов в XIX веке опера ставилась главным образом во французской переделке Берлиоза (1841), снабжённой речитативами и танцевальными вставками (по мотивам веберовского «Приглашения к танцу»). Известны крайне негативные отзывы П. И. Чайковского о таких постановках.
С постановки «Вольного стрелка» принято отсчитывать историю романтизма в немецкой музыке. Вероятно, это самое значительное произведение музыкального театра на оккультно-мистический сюжет. Влияние «Вольного стрелка» можно проследить не только в операх Вагнера, но и в «Вильгельме Телле» Россини, «Роберте-дьяволе» Мейербера, «Аскольдовой могиле» Верстовского.

В России «Волшебный стрелок» (старый вариант перевода названия) был впервые исполнен в 1823 г. артистами немецкой труппы; на русской сцене — 12 мая 1824 года в Каменном театре (Петербург) под управлением К. Кавоса и с декорациями К. Ф. Сабата. Первыми исполнителями партий были Алексей Ефремов (Куно), Александра Иванова (Агата), Елизавета Рыкалова-Марсель (Аннхен), Павел Толчёнов (Каспар), Григорий Климовский (Макс), Василий Шемаев (Оттокар), Кузьма Баранов (Самиэль). С конца 1820-х годов партию Каспара исполнял В. Самойлов, а с 1830-х гг. — О. Петров.

Премьера оперы в Мариинском театре произошла 27 ноября 1901 года в постановке Осипа Палечека. В начале 2000-х гг. опера поставлена в Саратовском театре оперы и балета им. Н.Г. Чернышевского. Постановка решена в духе эстетики нацистской Германии. Опера открывается сценой расстрела балерин.

"Романтическая опера в трёх актах и пяти картинах Карла Марии фон Вебера (либретто: Иоганн Ф. Кинд), которая длится почти три часа и особенно понравится совсем зелёным. Уже в начале первого акта охотники и фермеры стреляют по мишеням. Молодой стрелок по имени Макс не отличается твёрдой рукой. Простого фермера коронуют Королём-стрелком. Одного этого достаточно, чтобы изрядно разозлить Макса, но у него есть и дополнительная причина для беспокойства. Он хочет стать преемником потомственного лесничего и жениться на его дочери Агате, убив тем самым двух зайцев одним выстрелом, что в те времена было не так просто, как сегодня. В этой опере всё ещё справедливо! Потомственные лесничие и дочери пока не получают должности в партии; вместо этого кандидат должен доказать свою пригодность как для работы, так и для брака, пройдя пробные выстрелы. Понятно, что Макс настолько боится этого испытания, что не готовится к нему, приняв несколько таблеток валиума, как поступил бы любой здравомыслящий человек.
Он обращается за советом к более удачливому охотнику, Каспару. Будучи практикующим эзотериком, он находится в хороших отношениях с дьяволом. В этой опере его зовут Самиэль (Sa-mi-el), и он действует как современное агентство сетевого маркетинга: если Каспар наймёт для Самиэля других представителей, тот сможет работать на него ещё три года. Каспар даёт Максу верный совет: в Волчьей долине производят особые «бесплатные пули», которые никогда не промахиваются. Макс не верит в подобные фокусы, но Каспар одалживает ему своё ружьё, из которого даже Макс может подстрелить одного из самых высоко летящих, охраняемых Орлов Это также убеждает его в силе чёрной магии.

Во второй сцене зритель встречает Агату и задаётся вопросом, стоит ли она усилий Макса. Она склонна к депрессии, и даже если со стены падает картина, она начинает так нервничать, что её подруга Эннхен едва может её успокоить. Агата, вероятно, тоже боится пробного выстрела, потому что ей нужно знать, что Макс умеет, или, скорее, чего он почти не умеет. Он приходит к ней в гости и лжёт. Нуждаясь в более-менее убедительной причине, чтобы отправиться в Волчью долину в такой поздний час, он утверждает, что убил оленя, тело которого ему нужно найти. Конечно, она ему не верит. Как будто её Макс сможет попасть в оленя, если тот шевельнётся!

Ближе к концу второго акта занавес наконец открывается, открывая Волчью долину – сцену, которую зрители ждали весь вечер. Эта Волчья долина – проклятие всех режиссёров и декораторов, потому что, как бы они ни подходили к этой сцене, они ошибаются. Типичная безвыходная ситуация! Если они включают в постановку знаменитого кабана, часть публики смеётся, что совсем не в духе этой некомической оперы. Но если этот кабан не появляется, часть публики его не замечает, и это раздражает. Немногие оперные режиссёры настолько умны, чтобы так плохо осветить Волчью долину, что никогда нельзя точно сказать, есть там кабан или нет. Макс входит в эту мрачную Волчью долину, и рекламные отделы добра и зла сражаются за душу плохого стрелка. Бог забирает мать Макса из дома престарелых и предупреждает её о проблемах. Самиел пробуждает в Максе нелепую мысль, что Агата может покончить с собой, если он снова промахнётся, и это перевешивает чашу весов: среди сильного шума и дыма производятся дьявольские высокотехнологичные патроны, и судьба продолжает идти своим чередом.

В начале третьего акта Агата, на этот раз, в хорошем настроении, но всё мгновенно меняется, когда появляются её подружки невесты и поют песню «Мы свяжем тебе девичий венок». Даже зрители впадают в депрессию (в крайнем случае), столкнувшись с этой сценой: поскольку каждый член оперного хора (а также профсоюз работников сферы услуг Верди) хочет петь до конца жизни, если это возможно до 100 лет. И им это разрешено, подружкам невесты обычно около шестидесяти. Макс, изрядно нервничая, уже расстрелял шесть своих чудо-патронов, а Каспар торжествует. В отличие от Макса, старый эзотерик знает, что Самиэль может направить седьмую пулю куда захочет. На сцене появляется принц Оттокар, суверен, который никогда не промахивается такими пробными выстрелами, и охотники пытаются порадовать его хором. Затем всё происходит очень быстро. Макс должен подстрелить голубя, чтобы доказать своё мастерство, но, как и ожидалось, голубь летит в другую сторону и чуть не попадает в Агату, которая падает в обморок, поняв, что её жених снова делает с его дробовиком. Тогда Каспар наконец понимает, что некоторым стрелкам не поможет даже чёрная магия. Он прыгает в Волчью долину! Короткий текст для самых нервных: Нервный молодой охотник либо слишком рано расстреливает свои патроны, либо промахивается. (Один погиб.) Совет для разговоров во время перерыва: Предвидел ли Карл Мария фон Вебер многие идеи Зигмунда Фрейда? Это отсылка к импотенции, а Волчья долина — символ вагины? Особые хиты: «По лесам, по лугам», «Мы свяжем тебе девичий венок» и, наконец, множество лагерных хоров. Единственно верный путеводитель по операм





Полный привидений аттракцион «Свободный стрелок». Когда на ярмарке катаешься первый раз в обве