В беспредельной вышине — 1. Корабль спасения и идолы

В нашем обществе в последние годы нарастает культ императора Николая II, как общественно-политический (и таковой явно поддерживается с высоких верхов), так и церковный. Под катом несколько замечаний об этом культе, частью тривиальных, частью не очень. Почему в этом не следует видеть безобидного развлечения чудиков, тоже объясняется под катом и в продолжении поста.
1. Общественно-политический культ этого героя изначально парадоксален. Был правитель, чье долгое царствование закончилось социальной катастрофой, такой, какие не столь уж часто встречаются встечаются в человеческой истории. Да, бывает, что правители становятся жертвами заговоров, они могут быть жертвами черного пиара (в данном случае оный присутствовал, и в 1915-1917гг. достиг очень высокого уровня), но ведь персонаж за 23 года своего правления завоевал всеобщую ненависть своих поданных, которые вообще-то были довольно разнородны и не склонны к единомыслию. Кстати, царь завоевал и ненависть церкви тоже (если кому-то нужно авторитетное церковное высказывание, то см. чуть ниже).
Пародоксальность культа усиливается тем, что многие поклонники государя-императора являются также поклонниками Белого Дела. Государя-императора, конечно, порешили большевики (с левыми эсэрами). Но роль большевиков в сносе монархии была очень не велика. Их в начале 1917 вообще было мало, и наиболее активные из них находились по ссылкам и тюрьмам. А царя сносили другие люди — либералы (кадеты и октябристы) и социалисты (эсэры и меньневики). Эти же люди занялись весной 1917 революционными преобразованиями и революционными чистками.
А потом те же силы занялись «белым делом». Белые движения в узком смысле слова (деникинцы, колчаковцы, ...) на политическом уровне были либеральными. Белые в широком смысле слова (противники большевиков) могли быть социалистами (КОМУЧ, Антонов, ...), могли быть либерально-социалистическими гибридами (правительства Чайковского, Фунтикова, Уфимская директория), могли быть националистами, причем часто социалистами по совместительству (как Винниченко или грузинские меньшевики), могли быть просто бандюками (как Семенов или Анненков). В этом удивительном цветении «ста цветов» не видно лишь движений под монархическими лозунгами (монархисты как таковые существовали), кроме Унгерна, который начал было восстанавливать империю Чингиз-хана.
На этом фоне нынешний политический культ государя-императора являет из себя величественное благообразное и почти непротиворечивое зрелище, напоминающее картину «Водопад» Эшера.
2. Радикальная форма церковного культа — это т.н. «Царебожие», ключевые слова — «царь-мученик», «царь-искупитель», «искупительная жертва». Желающие могут легко погуглить, что эти люди говорят. Очевидно, что это (скажем так) новое слово в христианском вероучении. Официальная РПЦ это движение вроде осуждает, но осуждает вяло.
Внутри РПЦ активным проводником культа царя Николая является святейший митрополит Псковский и Порховский Тихон Шевкунов, судя по всему, - один из влиятельнейших деятелей РПЦ. О нем можно почитать вот здесь
https://www.fontanka.ru/2018/05/15/149/
Стоит иметь в виду, что автор — покойный о. Всеволод Чаплин - не какой-нибудь иноагент или экстремист, а заметное официальное лицо РПЦ. Про Шевкунова идут упорные слухи (например, 2013,
https://www.vedomosti.ru/library/articles/2013/01/29/putin_i_arhimandrit),
что он — личный духовник нашего президента. Сам он это вроде бы и отрицает, но упорно говорит о своем знакомстве с президентом, вот например (25.10.2021),
Я имею счастье иногда с ним встречаться, но иногда встречи происходят в три часа ночи. Я как член президентского совета по культуре веду восстановление Херсонеса, Владимир Владимирович лично курирует этот вопрос. В 10 часов приезжаешь вечера и понимаешь, что ждать придется долго, и встречи происходят там в три часа ночи ! И уже жалко его, он весь… ну что такое человек в три часа ночи… Я ему: «Владимир Владимирович, давайте я сейчас быстро покажусь, у вас же еще посетители». А он: «Нет*-нет, рассказывайте, как там у вас все. Только двое (посетителей. — Примеч. Daily Storm)
(у меня тут избранные цитаты из этой статьи). А вот 2013
“Это сугубо личное дело. Я просто не в курсе”, - комментирует пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. По словам Пескова, Тихон пользуется «большой популярностью» и хорошо знаком с Путиным. «Никто не сможет сказать, духовник он или нет. Если кто-то говорит о вас, что вы духовник, вы перестаете им быть».
Вот некоторые высказывания его о Путине, 25.10.2021:
При Путине произошел подъем России на международном уровне. И это сформировало человека, поэтому многие смотрят и говорят: «А кто еще такой, кто может вот так же работать на международном уровне? Кто может еще внутри сдерживать?» Но это и наша проблема, человек не бессмертен.
Или вот, 2.11.2022:
"Ни на кого не похож, ни на кого. Но по - отчасти судьбе, отчасти решительности, отчасти по поражениям и победам, отчасти по той ситуации, в которой он получил Россию, - скорее всего, все-таки на Петра Первого
Я не знаю, как все это сочетается друг с другом, как говорится, «что вижу, о том и пою». Тут можно гадать о чем угодно, а давайте посмотрим конкретно на высказывания святейшего митрополита о Николае II.
3. Вот проповедь Тихона Шевкунова от 17 июля 2021г.
http://pskov-eparhia.ru/archives/30398
Преданный всеми и благословленный Богом. Проповедь митрополита Псковского и Порховского Тихона в память святых Царственных страстотерпцев
Ее надо читать всю, но я здесь привожу лишь цитаты. Сначала о картинах всенародной любви:
Есть свидетельства о том, как народ в своём большинстве отнёсся к расстрелу – злобному и бесчеловечному убийству императора и его семьи... Каков был ответ народа на это жестокое убийство помазанника Божия, поставленного Богом народу в царя? Об этом вспоминают поэтесса Марина Цветаева, бывший министр финансов Российской империи Коковцев и другие. Мальчишки-газетчики бежали по улицам и кричали: «Царя расстреляли!». Никакой реакции не было, кроме таких слов, которые показывают, до какой степени мы можем пасть: «Собаке – собачья смерть», «Дотанцевался Николашка»… Ни слова сочувствия! Один Патриарх Тихон возвысил свой голос, сказав, что мы должны поминать его и его семью на молитвах. Несколько священников по всей России служили панихиды о царской семье, на которые приходили не много людей. Как пишут современники, в основном царили либо тупое безразличие, либо злорадство...
Не оставили его, по милости Божией, только его семья и самые близкие друзья. Это была действительно милость, ведь Господь не даёт испытаний выше сил. Эта горстка людей, которые остались с ним в изгнании и в заключении приняли с ним смерть. К нашему стыду, там были родные, были повар, верный слуга, врач, гувернантка… но не было ни епископа, ни священника!...
Признанный почти всеми своими подданными (в том числе и церковными, к сожалению) врагом России, глупцом и предателем, оклеветанный ими, именно он, Государь , оказался прав.
Вокруг бесновалось, как и сейчас беснуется житейское море, в котором каждый выдумывает свою правду. А вне этого моря – корабль спасения, Церковь, где живут правдой Божией, Святым Евангелием.
Послушание Святой Церкви – вот чем жил святой мученик Николай...
Не могу не сказать по поводу «испытаний выше сил». И после отречения императора, и до него очень многие православные христиане (и не только православные христиане) претерпевали испытания, но (если я не ошибаюсь), не у всех из них (в том числе, не у всех, находившихся в узилище) был личный врач и личный повар.
Более существенно: Николай был послушен «Святой Церкви», «кораблю спасения», «где живут правдой Божией». И что? Выходит, что «благославленного Богом» помазанника предала и церковь тоже? Но тогда ей первой же необходимо было бы заняться покаянием перед царственными страстотерпцами, прежде, чем требовать это от других. Но он все-таки был «благославлен Богом», о чем узнала РПЦ через 80 лет после смерти и причислила его за это к лику святых.
Это про страдания царя, теперь про заслуги.
Это был человек действительно святой жизни. Говорят, что его прославили за последний период страстотерпчества. Так оно и есть. Это церковное осознание и понимание. Но к этому он шёл всю свою жизнь. Нельзя оторвать это время от марта 1917-го года, когда он был предан,..
Никто не сделал так искренне и так много для России и не заслужил такую страшную неблагодарность, как император Николай II. Бывали времена, когда, казалось бы, народ любил его, относился к нему так, как было заповедано Богом – как к отцу. Но это были короткие и лукавые периоды.
Ему не дали сделать дело, которому он служил, – освободить Россию от захватчиков – хотя Россия была в шаге от победы...
Итак, мы видим восхваление деятельности Николая на царском посту, что, кстати, не вполне соответствует выделенной жирным фразе. Еще:
Прославляя императора, мы видим высоту его души; видим, что он был истинным христианином и примером для нас; видим, как среди предательства, глупости и идолопоклонства (потому что будущее счастливое государство, которое идеализировали и революционеры-большевики и революционеры-либералы и простые люди, – это тоже идолы), Государь служил Богу, народу и своему спасению.
Итак, проекты большевиков и либералов были «идолами» (кстати, слово «либерал» едва ли имело тот смысл, что сейчас). Наверно, сюда же должны относиться социалисты, социал-демократы, республиканцы. А не идол — это государь, служивший «Богу, народу и своему спасению». То есть религиозная проповедь формулирует вполне определенный политический идеал. И идеал этот согласуется с некоторыми цитатами из предыдущего пункта.
Да, и вопрос (учитывая сказанное в предыдущем пункте) — для кого из нас Николай II пример?
|
</> |