«В Англии не учат таблицу умножения» Правда или миф?
smapse — 01.03.2022«На уроках только рисуют и не учат таблицу умножения!» – такой отзыв можно услышать об английской школе. Отчасти это правда! Почему тогда английское образование считается одним из лучших в мире? Всё просто — читайте ниже.
Почему английские школьники счастливы?
Это мог быть риторический вопрос, если бы россияне, знающие британские школы изнутри, не отмечали факт – в английских школах детям учиться действительно комфортно. Они с удовольствием ходят в школу, чтобы учиться, уважают учителей и сверстников. В таких местах новеньким намного легче адаптироваться и… стать счастливыми.
Татьяна Богачёва, автор статьи об английском образовании в Газете.ru, рассказала, как отвезла семилетнего внука в Англию в государственную школу:
Дети сразу приняли русского Диму, в первый же день, на плавании: Дима успешно переплыл лягушатник и… дети зааплодировали. У Димы было такое потрясенное лицо… А у меня — ком в горле. Одноклассники его приняли. И с этого момента ребенок со всех ног бежал в школу и терпеть не мог выходные: «Ба, представляешь, тут каждый день что-то интересное!» Это было удивительно: дома, в Питере, Дима непрерывно болел и уже после четырех уроков чувствовал себя смертельно усталым».
Школы в Британии создают условия для всех детей независимо от их способностей. Главное здесь — не сдать итоговые экзамены и поступить в университет, а найти своё место в обществе. Потому духовное и социальное воспитание куда важнее таблицы умножения. Акцент на нравственном воспитании – это не просто слова в рекламном буклете. Детям внушают христианские ценности, на мероприятиях и праздниках рассказывают, почему нужно быть честным, добрым, уважать других, зачем нужна совесть. При выборе профессии детей просят руководствоваться не только уровнем заработной платы.
Оригинальный источник данного материала находится по ссылке. По вопросам образования за рубежом в школах, вузах, лагерях, курсах обращайтесь на http://smapse.ru/ или по телефону 8-800-775-54-97
Возможно, потому дети не списывают домашки и контрольные, глубоко убежденные, что это очень нечестный поступок. Кроме того, если они напишут плохо, на их плечи не свалится груз осуждения учителей и одноклассников. К слову, во многих школах не принято оглашать успеваемость детей на уроках.
Новаторские идеи в образование привносили социологи и философы. Например, один из лучших учителей в истории – британец Герберт Спенсер (1820-1903). В детстве он был болезненным мальчиком и был на домашнем обучении: отец Герберта учил его мыслить неординарно и экспериментировать. В будущем Спенсер станет противником классического образования: он критиковал метод зубрёжки, считал, что истинную пользу приносит практика, а своих учеников воспитывал комплексно – нравственно, физически и интеллектуально.
Неспособность к наукам – не приговор
Слабая успеваемость не становится клеймом на всю школьную жизнь. Ребят с низкой успеваемостью распределят в слабые группы, в которых не будет изматывающей зубрёжки, они будут учиться в комфортных условиях и постигать науку в своём темпе. Учителя в Британии считают, что обществу нужны разные люди, и, навязывая предметы, можно искалечить человека на всю его жизнь. Заставляя детей учить то, что им не интересно, уже с раннего возраста мы заставляем их делать то, что не нравится, насиловать себя и мучиться терзаниями о том, что они не вписываются в «нормальное общество».
Получается ли, что школьное образование в Англии слабое?
Скорее, более ориентированное на личность школьника. Дети, проявляющие способности к наукам, учатся в сильных группах, где проходят углубленное обучение по приоритетным предметам. Они учатся со сверстниками с одинаковыми способностями, быстро схватывают, им не нужно ждать отстающих. Такие же группы есть для школьников со средним и слабым уровнем подготовки. Потому каждый получает от школьных лет что-то своё: одни — знания на продвинутом уровне, другие – возможность найти себя в спорте, творчестве и развить ценные навыки. Слабая успеваемость не делает из детей изгоев, а главная цель учителя – донести, что быть собой правильно.
Что будет с теми, кто не знает таблицу умножения и плохо учились?
В 16 лет английские тинейджеры сдают экзамен, который может определить всю их дальнейшую жизнь – GCSE. 30% учеников обычных школ проваливают экзамены: и с этих пор их не мучают науками — они изучают рабочие профессии, оставаясь в школе или отправляясь в техникумы. Экзамен GCSE можно сдавать на продвинутом или базовом уровне: успешная сдача на базовом уровне ограничивает выбор по техническим специальностям. Потому только самые одарённые дети получают счастливый билет в университетское будущее.
Те же, кто экзамен проваливает, становятся востребованными в профессиях, не требующих научных знаний – осваивают рабочие специальности, работают сиделками в домах престарелых и т.д. Самое главное – у таких людей больше шансов стать счастливым без знаний таблицы умножения, чем у тех, кого заставили его вызубрить и выбрать нежеланную профессию.
Приоритеты в школах Британии расставлены очень чётко:
- Духовное воспитание ложится в основу всего обучения – вопросы нравственности культивируются на уроках и внеклассных мероприятиях. На территории школ часто есть часовни.
- Социальное развитие гармонично дополняет систему духовного воспитания. Наиболее ярко оно описано в книгах о Гарри Поттере – дети становятся членами «хаусов», или сообществ, соревнуются между собой, участвуют в дебатах. Школа стремится расширять количество контактов между детьми – старшеклассники не учатся в классах, у каждого своё расписание, каждый день они встречаются с новыми людьми.
- Главный предмет – английский язык. Им учат пользоваться как средством общения. Дети много пишут – сочинения, эссе, статьи, письма, доклады, художественные тексты – учатся выражать себя, доносить свою точку зрения. Технику чтения не тестируют, важнее – уровень понимания прочитанного. Анализ литературных произведений начинается в 5-9 классах, объём текстов намного меньше, чем в России. Учеников не кошмарят орфографией и синтаксисом – этим разделам отведено всего 10% времени. Если дети ошибаются, то учителя просто исправляют, а со временем дети учатся автоматически писать правильно. Здесь не учат стихи наизусть, не пересказывают тексты – считается, что это никак не поможет научиться выражать свои мысли.
Вместо заключения
Антон Макаренко, уважаемый советский педагог, говорил:
Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он стал счастливым, можно.
И это одна из важнейших задач педагогики. В нашей стране устоялся парадокс – многим не нравится российская система образования, по объективным и субъективным причинам. Многие не против бы её изменить, но одновременно общество очень критично воспринимает попытки реформ. Всё потому, что перемены редко делают жизнь проще и понятнее, а таблицу умножения зубрили все.
|
</> |