В Анапу за слонами. Часть VII. Музей Горгиппия. Глава IX. Основная экспозиция.
vodnik_t — 23.12.2023Да, именно стекло. Мы привыкли, что оно на каждом шагу, а ещё не так давно по историческим меркам стекло и изделия из него относились к предметам роскоши. Особенно прозрачное и цветное стекло. Посмотрите на фотографии Грановитой палаты Московского Кремля. Обратите внимания на окна, точнее, окошки. Видите какие там стёклышки? Во-о-от! Это максимум, что мог себе позволить Государь Московский и Всея Руси. О частных лицах и говорить не стоит. А всего-то 532 года прошло. Ну а что же было 2000-2500 лет назад?
Стеклянная посуда появилась с Северном Причерноморье в конце VI в. до н.э. Пока привозная. Позже научились делать и на месте. Можно чётко выделить 2 технологических периода: греческий — с конца VI в. до н.э. и до середины I в. до н.э. и римский — с середины I в. н.э. В греческий период стеклоделы (стеклодувами их назвать ещё было нельзя) работали в песочно-сердечниковой технике и технике литья стекломассы в форму с последующей обточкой, шлифовкой и нанесением рисунка. Римский период начался с заимствованием из Рима техники выдувания стекла.
В греческом периоде из стекла производились сосудики для благовоний (парфюмерия всегда стоила дорого и бочками не продавалась) — алабастры (сосуд для благовонного масла); амфориски (сосуд для хранения ароматических масел и духов в виде амфоры, бывали маленькими, очень маленькими и крошечными), арибаллы (небольшие сосуды круглой формы с узким горлышком и лентообразной ручкой — тоже для косметики), ойнхойи (кувшины для вина) и гидрии (кувшины для воды) небольшого размера. По форме стеклянные сосуды подражали аналогам из глины или металлов. Их отличала полихромия, получавшаяся в результате использования при изготовлении полосок стекла различного цвета: синего, коричневого, голубого, жёлтого. Основной фон, как правило, был молочно-белым, а узор — волнообразным. Их изготавливали в песочно-сердечниковой технике и, разумеется, непрозрачными — технология не позволяла. Из прозрачного стекла с оттенками иногда делалась столовая посуда: чаши, скифосы, канфары. Все эти предметы отливали в формах, что было долго, дорого, неудобно и вело к большому количеству брака.
Да, чтобы было понятнее сошлюсь на две статьи, описывающие древнегреческую посуду: статья 1, статья 2.
Ну а в середине I в. до н.э. римляне на остриях гладиусов и
пилумов принесли в Средиземноморье и Причерноморье выдувное
прозрачное стекло. Сначала изделия, а потом и технологии. И
началось триумфальное шествие советской власти стеклянных
изделий по Средиземноморью, ибо они стали много разнообразнее и
доступнее.
Столы украсили стеклянные кувшины, ойнхои, бутыли, амфоры, вазы, выполненные в однотонной и мозаичной технике. В них же стали хранить жидкие продукты. Столовая посуда из стекла так же стало разнообразной: чаши, чашечки, канфары, килики, кубки, ритоны, фиалы, тарелки, миски, блюда различных форм и размеров. Туалетные сосуды так же стали куда более разнообразными. Различные флакончики приобрели более прихотливые формы и украсились рельефным орнаментом. Появились фигурные сосуды. Вошли в обиход новые типы: универтарии и фиолы — в них хранились и транспортировались жидкости. Белила, краски, румяна и прочая косметика поселилась в пиксидах — коробочках цветного и прозрачного стекла. Появились арибалы — сосуды для благовонных масел, которыми умащивали тело. Такие флаконы носили на шее на шнурке, так что они работали ещё и украшениями.
И, разумеется, стекло совершило революцию в медицинской и лабораторной посуде. Последняя и вовсе появилась, как класс, благодаря стеклу.
Однако, старое доброе непрозрачное стекло, изготовленное по сердечниковой технологии прекрасно пережило эти изменения и продолжало держать изрядную долю рынка, благодаря своей декоративности.
Ну а теперь, традиционно, изделия в подробностях. После этого я расскажу как и откуда всё это богатство попало в Горгиппию.
Как видите, я не врал — наряду с многочисленными и разнообразными предметами из прозрачного выдувного стекла, свою нишу сохранили и изделия их глухого стекла, изготовленные по сердечниковой технологии.
А ещё меня покорил голубовато-зеленоватый оттенок большинства предметов из прозрачного стекла. Детство вспомнилось. Молочные бутылки с крышечкой из фольги. Помните, олды? Так вот, у них был такой же оттенок...
Ну а теперь пора рассказать откуда же всё это разнообразие в Горгиппии бралось.
Полихромные алабастры, изготовленные по сердечниковой технологии прибыли, скорее всего, из Сирии, Финикии и Египта, где их изготавливали со II тысячелетия до н.э. Так же из Египта, скорее всего, прибыли бусы — Египет Птолеммеев специализировался на этих изделиях. Чаша в технике миллефиоре с первой фотографии могла прибыть из того же Египта, точнее, из Александрии Египетской, Тира, Сидона, Рима и Галлии.
Кстати, про эту технологию стоит рассказать подробнее. Чаша изготовлена из множества пятиугольных кусочков стекла разного цвета. Каждый кусочек, в свою очередь, является пластинкой, отрезанной от стеклянного прутка — монохромного или полихромного. Потом из кусочков сложили чашу и спекли.
Бальзамарии с грушевидным туловом прибыли из Египта, с длинным горлом и плоским туловом — из Сирии, с пирамидальным туловом — из западных римских провинций. Фиалы цветного стекла с рельефным узором, скорее всего, родом с Сицилии, а прозрачная посуда — из Кёльна, Италии и Пергама. Впечатляющая география!
Ну а жемчужина стеклянной коллекции музея Горгиппия, которую мне увидеть не удалось — гостила на выставке в Эрмитаже, сделана в восточных провинциях Рима. Скорее всего в провинции Азия — в том же Пергаме.
Изготовили её по весьма сложной технологии. Ленты из синего и зелёного прозрачного стекла уложены на подложку из белого глухого стекла и переслоены лентами прозрачного стекла уложенного в три слоя и прослоенного золотой фольгой. После укладки полуостывшую стекломасу оттиснули в форме и снова спекли. Это сложно даже сейчас. Очень. Я спрашивал.
И это, блин, в райцентре. А что делали в метрополии, можно посмотреть здесь и здесь.
Вот и всё о стекле. В следующий раз поговорим о золоте.
Предыдущие части: Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V, Часть VI глава I, Часть VI Глава II, Часть VI Глава III, Часть VI Глава IV, Часть IV Глава V, Часть VI Глава VI, Часть VII Глава I, Часть VII Глава II, Часть VII Глава III, Часть VII Глава IV, Часть VII Глава V, Часть VII Глава VII, Часть VII Глава VIII.
|
</> |