Узор и канва

топ 100 блогов fan_project07.08.2023
Узор и канва

Павлов любил говорить о «законном браке физиологии с психологией». Он сам не раз пытался «накладывать психологический узор на физиологическую канву», делая это в своих статьях и особенно при «коллективном думании», как он называл беседы с сотрудниками, проводившиеся еженедельно по средам. Учение о высшей нервной деятельности, созданное Павловым, включает в себя и физиологию высшей нервной деятельности, и психологию, опирающуюся на рефлекторную теорию психики.

Но нельзя отождествлять психические явления с физиологическими процессами в мозгу.

Немецкий физиолог Оскар Фогт (1870–1959) полагал, что мысль «находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени или моча к почкам». Так думал и философ-самоучка Иосиф Дицген (1828–1888), рабочий-кожевенник, по национальности немец, в шестидесятых годах прошлого века живший в Петербурге.

Дицген считал, что понятие материи надо расширить и относить сюда все явления действительности, - следовательно, и нашу способность познавать, объяснять, то есть мыслить.

Материальные явления, протекающие в мозгу, - это смена процесса возбуждения и торможения в различных участках коры головного мозга, так называемая корковая нейродинамика. Ее изучает физиология высшей нервной деятельности. Психические же процессы, которые не могут существовать без соответствующих материальных, физиологических процессов (хотя и не сводятся к ним), изучает психология.

Процессуальное и содержательное:

На одной из лекций в Институте усовершенствования педагогов и психологов я говорил:

- Содержательное в сознании и личности, как и в любом психическом явлении, - это результат отражения внешнего мира, сиюминутный или сохраненный памятью. Содержательное составляет богатство сознания данной личности. Оно отвечает на вопрос: что и сколько отражено?

Но одно и то же явление внешнего мира может быть зафиксировано различными людьми по-разному. И результат получится разный. Поэтому возникает понятие процессуального, отвечающего на вопрос: как, каким образом отражено, каков был процесс отражения?

В конце лекции я получил, в числе других, две записки. В первой было следующее:

«Известно знаменитое положение Джона Локка, что сознание новорожденного - это „чистая доска“ (tabula rasa), „без всяких знаков и идей“. И эта доска заполняется только тем, что личный опыт человека напишет на ней. Но ведь и качество доски тоже влияет на написанное. Вот вы старались интересную схему изобразить на очень плохой доске, на которой мел не оставляет заметных следов. А если бы завхоз позаботился, то ведь содержание схем выглядело бы отлично, совсем иначе».

- Прекрасный пример, - ответил я. - Именно так и надо понимать Локка, писавшего об этом в 1690 г. в своем трактате «Опыт о человеческом разуме». Ссылаясь на локковскую tabula rasa, часто проводят идею, что в психике якобы нет ничего врожденного. Но это не так. Процессуальное в значительной степени может быть врожденным и даже наследственным. А вот содержательное не может им быть ни в коей мере. Оно только приобретенное. Но в течение жизни человека содержательное может становиться процессуальным. Например, приобретенные, ставшие привычными ассоциации становятся процессуальными для ассоциативной памяти; апперцепция, о которой я скажу дальше, когда буду говорить о восприятии, образуется как содержательное, а становится процессуальным. Но доски-то действительно разные и по-разному сохраняют содержание, которое пишут на них.

Вторая записка была такая:

«Можно ли считать, что процессуальное (этот термин ведь, кажется, предложили не вы, а Сергей Леонидович Рубинштейн?) - это то же самое, что часто называют „психологическими механизмами“?»

- Вы дважды правы, - ответил я, - но термин «психологические механизмы» требует особого разговора.

Психологические механизмы:

Их было трое в одной каюте, каждый энтузиаст своей науки. У каждого был свой любимый, соответствующий ей афоризм. Все они были Иванами и называли друг друга по своей будущей профессии.

Психолог любил повторять: «Познай самого себя!»

Физик приводил слова, сказанные, по свидетельству Лафарга, одним известным ученым: «Наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой».

Философ, решивший специализироваться по науковедению, приговаривал: «Без истории нет теории! Но без теории нет истории!» В спорах первых двух он чаще выступал арбитром. Так было и на этот раз.

Психолог читал книгу, в заголовке которой стояли слова «Психологические механизмы».

- Почему механизмы? - фыркал физик. - Я уверен, что таких нет и быть не может! Механизм - объект изучения механики, физической науки, изучающей механическое движение в пространстве и времени, и силы, его вызывающие. Это знают школьники! А психические явления протекают только во времени. Миллиметров ума или километров глупости еще никто не измерил!

- Но это же только образное выражение, - возражал психолог. - А ты вот действительно путаешь - говоришь вместо слова «убежден» слово «уверен». Корень его - «вера» происходит от латинского «веритас» - истина. Но раньше высшим критерием истины считали не практику, а чувство, создававшее только иллюзию истины. Оно называлось верой и было всегда несовместимо со знанием.

Но тут арбитром вмешался философ:

- Нет, послушай, физик безусловно прав. Язык науки должен содержать термины, а не образные выражения. Механизмы есть физиологические, есть механизмы объективизации субъективного, есть, наконец, социальные механизмы, и не надо путать эти механизмы с психическими процессами. Последние, отражая явления, протекающие во времени и в пространстве, сами имеют только временно́е измерение. А вот в отношении слов с корнем «вера» - уверен, доверие, доверительно и т. д. - прав психолог. Ведь философ в разговоре может сказать «черт с тобой!», но в научной статье не должен позволять себе поминать ни Бога, ни черта. Конечно, юристы не откажутся от слова «доверенность». Но, говоря о своей убежденности, лучше все же не называть ее слепой уверенностью.

- Молодец, философ! Пожалуй, он прав! - сказал я себе, услышав этот спор. Над этими двумя вопросами сто́ит подумать.

«Занимательная психология», Константин Константинович Платонов, 1997г.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
- Ты ничтожество и клоун! - А ты черт и убийца! - А ты клоун и ничтожество! - А ты... а ты - убийца и черт. Вот ! Знаете, друзья мои, давно живу, со многим сталкивался, но такого акта плотской любви между жабой и гадюкой видеть не ...
Добрый день! Меня зовут Марианна, мне 26 лет. Основное мое занятие сейчас — воспитание дочери Элеоноры, которой не так давно исполнился год. Живем мы в Санкт-Петербурге, но сейчас лето — как можно больше времени стараемся проводить на даче, недалеко от Гатчины. Одним субботним днем я и х ...
Брюки Zara Рубашка Benetton Пояс, сумочка Sinequanone Босоножки Emporio Armani Платок Polo ...
Девочки, мой прекрасный тренер проводит занятия по зуму практически каждый вечер. Вчера проводил, сегодня была тренировка и завтра будет, на четверг тоже запланирована. Стоит тренировка всего 15 шекелей, платить по биту, оборудования не нужно почти никакого. Мы там занимаемся практически ...
Ау, понаехи! Как вам в самой мирной стране? Зубы не жмут? Шалом, епта))) ...