Узбекистан. Самарканд
varga-homus — 09.01.2024В Самарканде стояла теплая солнечная погода. Листья на деревьях едва тронула желтизна. Было ощущение, что вокруг царит московский сентябрь (на дворе стоял декабрь, Москва в это время утопала в снегу). Мы ехали по широким освещенным проспектам. Где-то далеко виднелись невысокие горы. На первый взгляд, город симпатичный, светлый и просторный. Наша квартира находилась в центре, на небольшой улочке, уходящей в бок от широкого бульвара. Тут нам предстояло провести две ночи.
Самарканд - очень древний город, ровесник Рима. Ему более трех тысяч лет.
Города в пустынной части Средней Азии имеют такую древнюю история из-за того, что все они находятся в оазисах, окруженных песками. Следовательно, жизнь людей была просто обречена концентрироваться вокруг одних и тех же мест веками и тысячелетиями. Степная часть Средней Азии устроена иначе. В степи можно построить город в одном месте, а потом перенести его на другое место, а потом на третье. Города в пустыни прорастают вглубь веков. Сменялись эпохи. Древняя Согдиана сменилась на великий Арабский Халифат, потом на Саманидское государство; те ушли, уступив место тюркам, за ними пришли монголы, Тимур, Шейбани…в XIX веке пришли русские, включив Самарканд уже в свою империю.
Поскольку в пустыне можно передвигаться только от оазиса к оазису, города Узбекистана становились некими узловыми точками, естественными перекресткам Евразии.
Это узловые точки, через которые проходил любой путник, вне зависимости, торговый ли это караван с шелками из Китая, или орда монголов – все в обязательном порядке оказывались тут.
Современный Самарканд не сохранил следов первых веков своего существования. Город частенько разрушали, предавали огню, но спустя несколько десятилетий, он воскресал из пепла. Точкой отчета современного города можно считать правления Тимура. И уже его следов в городе как раз большое количество.
В конце 80-х годов мои родители посетили Узбекистан. Многие исторические объекты стояли в сильно разрушенном состоянии. Причина этого была в том, что, во-первых, всякие помпезные строения были символом прежних эпох, а значит наследием мрачных феодальных времен эксплуатации трудового населения братских республик Средней Азии. Во-вторых, большая часть этих строений и объектов носила религиозный характер. Это мечети, медресе и всякие прочие мавзолеи. Если к последним советская власть и питала некоторый нездоровый интерес, то к первым и вторым – уж точно нет. Они хоть и были историческими памятниками, но все же культивировать и восстанавливать рассадники опиума для народа советская власть не хотела. В итоге, решение было простое: не трогать. А время и регулярные землетрясения сделают все остальное…
Как и перед другими национальными республиками бывшего Советского Союза, перед Узбекистаном в 90-ые встал вопрос создания новой собственной идентичности. Разные страны решали эту задачу по-разному, и с разным успехом. Некоторым странам пришлось буквально собирать эту идентичность по сусекам, по амбарам. Тут самый смешной пример, кстати, не из Советского Союза, а из братской Югославии, которая прошла похожий процесс дезинтеграции. Македония, или теперь уже Северная Македония. Им было крайне сложно ответить на вопрос, а почему они вообще отдельная страна и отдельный народ. Язык такой же, как у соседней Болгарии. Национальный состав тоже, болгары да албанцы. Что же делать? Ну, видимо, собрали группу креативщиков и рекламщиков, взяли пол-литра, и сели думать над обоснованием и позиционированием нового государства. А что у нас есть? Ну вот, называемся мы Македония. Отлично. Давайте поставим на каждой площади по памятнику Александру Македонскому, гоплитам и каким-то другим греческим полуголым людям. Ок. Дальше. А еще у нас родилась Мать Тереза. Отлично, давайте тоже назовем ее именем что-нибудь, аэропорт главный хотя бы. Что еще? Ну вот у нас на озере Охрид в одноименном городе ученик Кирилла и Мефодия, Климент, перевел азбуку с греческого на славянский язык. Отлично, памятники и им. Если свободные площади остались, потом придумаем чем занять (хорошо еще Вангу не вплели в национальный код, а ведь она тоже из этих мест). В итоге, с миру по нитке, получилась такая вот пестрая идентичность.
Украинская интеллигенция решила искать базовую «украинскую» идентичность на Западе, в Галиции и дальше внедрить ее по всей стране. Внедрять, как антитезу всему русскому. Итоги этого нацбилдинга вряд ли можно назвать удачными...
А вот у узбеков получилось. И что главное, получилось созидательно, и в продуктивном ключе.
Узбекистан действительно обладает богатейшей историей, которую не нужно было выдумывать. Это раз. Все крупные города Узбекистана обладали огромным наследием не только нематериальной культуры, но и совершенно материальной, в виде древних кварталов и исторических объектов внутри них. Их надо было просто привести в надлежащий «парадный» вид.
И узбеки направили ресурс не на разрушение и отрицание, а на созидание. Кроме того, важнейшей частью идентичности узбеков, конечно же, является ислам. И здесь реставрация древних мечетей и медресе так же отлично ложилось на идею восстановления влияния ислама.
Итог – мы увидели потрясающей красоты строения, скрупулёзно восстановленные современными зодчими по чертежам и образцам древности. Самарканд в этом смысле – город образцовый.
Все ключевые объекты: Регистан, мечеть Биби Ханум, мавзолей Тамерлана – Гур Эмир. Все это поражает красотой архитектуры персидской школы, орнаментами, освещением, внутренним убранством.
Нам рассказывали, что перед мастерами стояла задача воспроизвести именно так, как было раньше. Поэтому перед реставрационными работами была проделана огромная исследовательская работа. Приобщались не только фотографии (понятное дело, они не могли быть очень древними), но и старые рисунки, описания древних путешественников, побывавших здесь.
Сама архитектура практически всех древних сооружений впечатляющая, хотя и довольно однообразная.
Кажется, что и мечети, и медресе, и караван-сараи, и даже отчасти старые жилые дома имеют очень много общего в своей планировке.
Все они имеют общую черту: внешний контур и внутренний двор. Вход во внутренне пространство всегда проходит через огромный портал, возвышающийся порой выше купола мечети. Этот квадратный портал, с утопленным внутрь округлым проходом называется пиштак. Он украшен росписями, мозаиками и прочим декором. Пройдя во внутренний двор, вы обычно встретите довольно большое и уютное пространство, в некоторых случаях пустое (если оно используется для отправления молитв), иногда там разбит небольшой сад, для создания тени (мы не забываем, что летом там настоящее пекло, любое архитектурное решение в этих краях всегда должна создавать тень). В медресе и мечетях в стенах, окаймляющих внутренний двор, имеется много небольших дверей, ведущих в комнаты. Часто поверх идет аркадой второй этаж, где также находятся комнаты. Назначение этих коморок – помещения для жизни и занятий студентов и педагогического состава медресе. Сейчас, если медресе не действующая, в этих коморках находятся сувенирные лавки, или маленькие мастерские. Некоторые же медресе – действующие. Там, все как встарь, живут и учатся, посторонних не пускают.
Внутри мечетей самое красивое – это купол, украшенный изысканными орнаментами, керамикой, пластинками из папье-маше и искусственными декоративными сталактитами.
Минареты тоже имеют свою отличительную черту. Это не пики, пронзающие небеса, как в турецких мечетях, и не квадратные в сечении башни, как в Марокко, а довольно широкие, круглые и даже порой бочкообразные строения, похожие скорее на заводские трубы. На один из таких минаретов нам удалось забраться. На самаркандском Регистане (по сути, это просто главная площадь, а не имя собственное) к нам подошел парень и предложил за денежку подняться на один из минаретов. Это не туристический объект, никакой кассы тут нет. Просто у парня был ключ от неприметной дверцы, которая вела через несколько низких коридоров к узкой винтовой лестнице наверх. Вид оттуда впечатлил. Хотя, мне казалось, что минарет должен быть оборудован чем-то вроде кабины, места, откуда муэдзин распевает свой азан. Тут же была просто дырка в крыше. Наверное, во время дождя, водные потоки просто стекают по ступеням вниз, закручиваясь на спиральной лестнице в водоворот…
Что есть в Самарканде кроме культовых зданий? Сам город очень приятный. В нем есть как советский след, всякие парки культуры и отдыха и дома молодежи, так и даже больше примет царских времен. В этом свой уникальный шарм Самарканда. Среди двухэтажной застройки попадаются красивые имперские библиотеки красного кирпича, декорированные торговые купеческие дома, церквушки и костелы. Все они органично и неброско вплетены в городской пейзаж и не создают ощущение аляповатости. Мы зашли в костел, где, как раз, начиналась служба. Англоговорящий священник, возможно англичанин, общался со своими прихожанами, состоящими практически полностью из индусов. Парочка из них стояла за спиной у священника, а девушки в первых рядах пели какие-то свои религиозные гимны под…укулеле. Так очень… задорно.
В православной же церкви людей было не в пример меньше. Несколько местных русских… и никаких индусов. Видимо, английский священник со своей гитаркой нашел более короткий путь к сердцам здешних христиан…
|
</> |