Уймонская долина - русская Шамбала
moscow_i_ya — 10.12.2021Эти края на Алтае оставляют парадоксальное впечатление почти классической русской природы с оттенком нереальности. Если хотите, природы из русских сказок. Ибо в обычном мире природа не бывает такой гармоничной, леса - такими зелеными и чистыми, пасущиеся лошади и коровы - такими красивыми. Фотографии полугодовой давности, при всей их вторичности и несовершенстве, волнуют и возвращают отблеск трепета, который вызывали эти места
В общем, я понимаю, почему старообрядцы, попавшие сюда после долгих лет скитаний и преследований, после изнурительного пути, решили: Беловодье - земля обетованная - где-то совсем рядом.
В 1926 году здесь останавливалась экспедиция Николая Рериха, который тоже искал Беловодье и, по мнению некоторых, побывал там. Несколько его картин посвящены Беловодью и Алтаю.
Я не буду рассказывать историю старообрядцев и их мечтаний о Беловодье - русской Шамбале. Отсылаю к короткому рассказу Татьяны Яшиной - нашего проводника по Уймонской долине и к более длинному Ильи varandej, чей блог называется "В поисках Беловодья".
А я чуть-чуть расскажу о сегодняшнем дне Уймонской долины и о некоторых местах и встречах, которые дают возможность соприкоснуться с ее необычной, если хотите, сакральной стороной. И просто покажу природу.
Дело в том, что по следам Рериха и Беловодья, в Уймонскую долину потянулись сторонники самых разнообразных мистических и эзотерических учений, искатели истины, полусумасшедшие и прочие маргиналы. Слово "нововеры", придуманное кем-то из нашей группы, кажется здесь вполне уместным, а местные зовут их непочтительно "рерихнутыми" и относятся мягко говоря настороженно. Сегодня они составляют существенную часть населения и большинство туристов и создают совершенно необычный культурный колорит этого места
2.Травник Радомир вещал нам о здоровье и угощал чаями из местных трав, которые он собирает в горах.
3.
4.Административный центр Уймонской долины - село Усть-Кокса, где мы жили, а туристский и духовный - село Верх-Уймон. Там мы посетили несколько музеев. В музее камня развивают новый вид изобразительного искусства - уймонская роспись. Это живопись по дереву с вкраплением камней, сюжеты... космически-мистически-этнические.
5.
6.Есть работы и в технике валяния
7.Двор музея
8.Музей Рериха находится в восстановленной избе, где он жил в 1926 году. Музей очень интересный для тех, кто неравнодушен к Рериху (я точно к ним отношусь), хотя выставлены в основном документы и копии картин. Так что показать из него особенно нечего.
9.Разве что вот эту небольшую картину. Да, я знала, что Рерих много путешествовал по Индии и Тибету, но почему-то не ожидала, что наши пути там пересекались. На картине хорошо известный мне Лех - главный город Ладакха.
По словам, Рериха, "...Лех – место замечательное. Здесь предание соединило пути Будды и Христа .
Будда шел через Лех на север. Исса беседовал здесь с народом по пути из Тибета. Тайно и тщательно хранимые предания. Трудно нащупать их, ибо ламы умеют молчать лучше всех людей. Только найдя общий язык – не только внешне физический, но и внутреннего понимания – можно приблизиться к их многозначительным тайнам..."
Кстати, жителей Ладакха и Уймонской долины роднит весьма критическое отношение к Рериху.
12.И еще один, наверное самый удивительный музей, обманчиво названный "Музей культуры и истории Уймонской долины". Строго говоря, это вообще не музей. Это место, где ворожит Раиса Павловна Кучуганова. Слово "ворожит", конечно неточное, но все прочее, что приходит в голову ("проводит экскурсию", "рассказывает", "проповедует") подходит еще меньше.
Раиса Павловна работала учителем истории и собирала фольклор, предметы быта старообрядцев, изучала историю Уймонской долины. Выйдя на пенсию, основала музей, главное в котором - ее рассказ (пусть все-таки будет рассказ), который оказывает то ли магическое, то ли гипнотическое действие: после него выходишь, слегка шатаясь, с желанием делать лучше мир, а главное - самого себя.
13. Во дворе музея
14.Раиса Павловна. Рядом с ней ее книги, которые она издает чуть ли не по штуке в год. После рассказа почти все их покупают, Раиса Павловна каждому подписывает. Жалею, что не купила.
Рассказ Раисы Павловны требует живого присутствия. Тем не менее, посмотрев несколько видеозаписей, я выбрала самую плохую, без начала и конца, но в отличие от других она, мне кажется, немного отражает необычность Раисы Павловны и силу ее воздействия
15.Собственно музей
16.
17.Восстановлены росписи начала XX века
18.Заодно - местный промысел: кукла уймонка в одеждах старообрядцев
19. А теперь просто сказочная природа
20.
21.
22.
23.
24.
25.Наш последний вечер. Мы прощаемся с Уймонской долиной и с Алтаем, возвращаемся в цивилизацию.
Но в блоге еще будет рассказ об очень красивом экстремальном приключении.
|
</> |