
Увы, св. Григорий Богослов соврал

Император Юлиан Отступник летом 362 г. издал эдикт об учителях, запрещавший христианам преподавание в унивепрситетах и школах.
Григорий Богослов свои "Слова на царя Юлиана" написал уже после смерти Юлиана (26 июня 363), хотя начаты они, вероятно, во время удаления Григория Богослова из Назианза, вскоре по принятии им священного сана, а закончены и опубликованы в конце 364 - начале 365 г.
Эти слова он пишет и публикует, еще не будучи епископом (хиротония - в 370-м году).
Увы, уже с 356 года христианские императоры стали преследовать язычников:
"Еще при Константине государство начало проводить конфискации храмовых земель и изъятия храмовых сокровищ (Jul. Or. VII.288B –C; Lib. Or. XXX,6; LXII, 8–9; Anon. De Reb. Bell. II.1).
Уже в последние годы правления Константина были разрушены отдельные языческие святилища, культовые практики которых император считал аморальными. При его приемниках государство перешло в решительное наступление на язычество. В 341 г. был издан закон, осуждавший жертвоприношения (СTh. XVI.10.2). В 354 г. Констанций II издал еще более суровый закон, предусматривающий закрытие всех языческих храмов империи и смертную казнь за принесение жертвы (С
Th. XVI.10.4). В 356 г. закон был повторен (СTh. XVI.10.6)"
https://www.hse.ru/data/2016/06/06/1117015953/%D0%92%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%20%D0%9C%20%20%D0%90%20.pdf страница 11
Кодекс Феодосия 16.10.6:
"Тот же август (Констанций) и цезарь Юлиан. Мы приговариваем к смертной казни тех, кто совершает жертвоприношения или позволяет кланяться идолам. Издано в 11 день до мартовских календ в Медиолане в 8-е консульство августа Констанция и в консульство цезаря Юлиана. (19 февраля 356 г.)".
То есть за 8 лет до слов св. Григория про "а нас-то за что?" уже был закон о смертной казни практикующих язычников. За эти 8 лет закон, изданный для всей империи в далеком Медиолане (Милане), полагаю, мог достигнуть ушей образованнейшего священника Назианза.
***
В чуть более поздние годы:
Там же 16.10.7
"Императоры Грациан, Валентиниан и Феодосий августы префекту претория Флору. Если какой-то безумец и святотатец совершит священнодействия дневные или ночные, или займется гаданием, или станет использовать святилище или храм для такого рода преступных занятий, пусть знает и будет уверен, что подвергнется проскрипциям, ибо мы справедливым приговором напоминаем, что Богу должны воссылаться чистые молитвы, а не зловещие колдовские напевы. Издано в 12-й день до январских календ в Константинополе в консульство Евхерия и Сиагрия. (381, 21 декабря).
***
Сегодняшний ре-публикатор этого закона итожит:
"Язычники-то в отношении христиан довольствовались указанием Траяна: разыскивать христиан не надо, если попались, тогда наказывать в случае упорства. Христиане карательную практику усовершенствовали и поставили на экономические рельсы. При этом чем жёстче репрессивные законы, тем более император прославляем церковью. Когда узнаешь эти законы (я их прочувствовала, когда случилось перевести примерно два авторских листа таких текстов), распространенные утверждения, что в послеконстантиновскую эпоху язычники массово хлынули в церковь и испортили ее, вызывают только нервный смех".
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=2023239991257710&id=100007151859277
***
Все равно св. Григорию надо быть благодарным хотя бы за то, что он или искренне осуждал насилие в религиозных вопросах или хотя бы считал, что христианский пастырь должен обличать такое насилие в своих словах. Может, к этому времени христианин мог обличить христианские власти в том, что их действия несовместимы с Евангелием, лишь путем такого рода фейка.
***
А это - сегодняшнее дно: православные московские казаки с иконами на спине избивают мирных демонстрантов в центре Москвы.

https://varlamov.ru/2908304.html#cutid1
|
</> |
