Утопизм и диалектический взгляд

топ 100 блогов smirnoff_v15.10.2020 Вот тут, где я написал о эволюции архитектуры, которая будет отражать эволюцию социальной жизни, (которая заключается в преодолении (снятии) противоположности свободного и рабочего времени) – я столкнулся с очевидным непониманием важных вещей, которые попытаюсь разъяснить. Сначала я думал отвечать на конкретные комментарии, но потом решил ответить отдельным текстом. Перед комментаторами извиняюсь – но, по-моему, так будет лучше.

Итак.

Маркса сегодня часто называют утопистом, а его теоретические построения утопией. Это в корне неверное утверждение и делают его люди, которые или не понимают, что такое утопия, или не читали Маркса.

Слово «утопия» происходит от названия произведения Томаса Мора, который придумал некое идеальное общество будущего и в меру своих талантов описал его. Таким образом утопией стали называть более-менее подробное описание некого счастливого мира будущего, а антиутопией, наоборот, мира несчастного. Таким образом фантасты – советские в основном (хотя и не только) были утопистами. И Стругацкие сочинили свою Утопию, и Ефремов – он тоже утопист. Иэн Бэнкс, в своем цикле о Культуре тоже утопист. Все они утописты настолько, насколько целью их было описание справедливого общества будущего. Насколько они описывали личные коллизии, приключения, иные проблемы – это просто фантасты. По моему в наибольшей мере из указанных авторов утопистом был Ефремов.

При этом, я ничего нехорошего не имею в виду, говоря, что они утописты. Межуев приводит мнение Манхейма, который полагал мир без утопий – антиутопией. Человек мечтающий не может существовать без генерации утопий. Но утопия – не наука.

Просто Маркс не был утопистом – он был ученым. Его за это ругают сторонники – за то, что он не оставил более-менее подробного описания коммунистического общества. А как раз это и было бы утопизмом.
Маркс изучал не некий мир счастливого будущего. Он изучал современный ему мир – капитализм. А на некие черты будущего он указал только как на завершение и преодоление определённых тенденций, которые он наблюдал в своей эпохе. На их диалектическое (!) развитие. Собственно, если собрать все, написанное Марксом о коммунизме, подберется, вероятно, всего лишь несколько страниц.

Верен ли такой подход? Безусловно.

Один из комментаторов как раз и обвинил меня в том, что я взял определенную тенденцию, и сделал вывод. В то время, как «жизнь многогранна».

Но в том то и дело, что жизнь многогранная и пытаться сочинить всю совокупность мелочей, это утопизм и литература. Мы не можем предсказать, как измениться и будет ли вообще существовать какой-то дресс-код. Может быть летом буде норма ходить босым и проблема снять ботинки и носки не будет стоять вообще. Просто не нужно бросать мусор и харкать на землю. Может быть на Земле останется только малая часть человечества, а в основном люди, выбравшись из гравитационной ямы, будут жить в громадных орбиталах с полностью регулируемым климатом и вопросы наготы будут рассматриваться совсем иначе.

Какая то, извините, дурочка никак не смогла понять, что отдохнуть в одиночестве можно и среди людей, если эти люди незнакомы и занимаются своими делами. Хотя летом можно увидеть множество людей, которые отдыхают, спят, читают, развлекаются, лежа на травке во вполне людных местах. А ведь вообще способность замечать что-либо и не замечать в поведении других имеет социальный природу. Например, в рамках китайской культуры, где люди живут скучено весьма давно, сложились довольно специфические нормы социального восприятия и то, что со стороны может показаться безразличием и жестокостью на самом деле совсем иное. Китаец НА САМОМ ДЕЛЕ не замечает многих событий с другими людьми и ожидает, что его так же не будут воспринимать другие. И попадая в страну с другой системой отношения он влипает в неприятные коллизии.

Я НЕ хочу сказать, что в коммунистическом обществе будет как у китайцев. Я всего лишь показываю, что такая сторона взаимоотношений людей имеет не какой-то врожденный, биологический, а социокультурный характер и как оно сложится в коммунистическом обществе будущего представить сложно.

Так вот вернусь к сути. Тезис мой был и остается прост. С преодолением капиталистического, классового разделенного общества – исчезнет, снимется в диалитическом смысле противоречие между свободным и рабочим временем. И это найдет отражение в архитектурном распределение пространства. Снимется противоречие между зоной труда и зоной отдыха. Специфическая зона отдыха, личное жилье, потеряет функцию, которая, собственно и оправдывала его существование – речь идет «моей крепости» обеспечивающий относительную свободу в противоположность трудовому рабству и всеобщей войне всех против всех. А останется, как я и говорил минимум функций, как то сон, некоторые интимные дела, горизонтальный отдых, когда охота просто поваляться. Соответственно по-моему относительные размеры личного жилья существенно ужмутся (да и килотонны барахла хранить не придётся), и станут вторичными по отношению к общественным помещениям, где и будет проходить основная жизнь члена общества. Тем, самым дворцам.

Кстати сказать, еще один момент хочу напомнить – советские дворы. Стена между обществом и домом была куда ниже и слабее именно потому, что общество было уже во многом не волчьим. Так же ниже были стены между работой и домом – ну да это отдельный вопрос.

Впрочем, я хочу закончить еще на одной мысли. Нужно понимать еще одну вещь о будущем. Будущее создаем мы, но не для нас. Нам с вами там места не будет, ибо мы плоть от плоти своей эпохи.

Мне, собственно понятно, почему вам так не понравилось отсутствие уютненьких квартир, домов и иных приватных помещений. Небольшой пинал где можно спать или просто поваляться отдохнуть вас не устраивает. И на самом деле никаких разумных аргументов против высказанной модели вы не предложили. На каждый легко ответить, но в этом нет никакого смысла. Вы просто дети своего времени и все тут. Вам не нравится. Но ведь вам то в будущем и не жить, так что не волнуйтесь. Как там у Некрасова: «Жаль только - жить в эту пору прекрасную
Уж не придется - ни мне, ни тебе».

И именно поэтому рассуждать о будущем стоит как можно суше – только анализируя тенденции в контексте законов диалектического развития.

Ведь трагедия всех утопистов в том, что на самом деле они пишут не о будущем, а о настоящем, просто придавая размеров, абсолютизируя те или иные свойства современной им реальности. Как и Стругацкие, как и Ефремов.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Как чудесно на ВДНХ в солнечную погоду..накануне празднования Масленицы.. Простор, чистота, блины вкусные и запах весны.. Можно покататься на роликах или просто гулять...не пожалеете ...
Американские продемократические СМИ всё пытаются накрутить рейтинг Камаллы Харрис, чтобы показать, насколько она популярней Трампа. Но вот реальные цифры, которые показывают кто есть кто и реально кто кого поддерживает. Интервью Илона Маска с Трампом только за час набрало 74 млн ...
Вчера Сергей Лавров прибыл в Улан-Батор, где был торжественно встречен. Девушки в национальных монгольских нарядах прямо у трапа угостили его традиционным местным блюдом ааруул (кисломолочный продукт наподобие сухого творога). Наш министр иностранных дел встретится со всем руководством ...
В расследовании терактов в московском метро 29 марта может появиться "грузинский ...
Чел from Perm (это такой град шо - "Лучший автомобиль для неимущего быдла -- рейсовый автобус Пермь-Вологда" ) завидует отеческой заботе татарских бабаев о своем роде-племени Главам районов и городов Татарстана поручили важное государственное дело - принять меры по «увеличению ...