Утомлённые солнцем 2: Предстояние
культ_кино — 25.04.2010Ну что, ребята. Посмотрел и я этот чудо-фильм о котором сейчас все только и говорят. Одни хвалят, другие ругают. И теперь мне ясно, что это все не просто так. Поговорить действительно есть о чем. Первое что хотелось бы отметить, те люди которые характеризуют фильм как УНЫЛОЕ говно, по-моему, кривят душой. Какое же оно унылое?! Такого ацки сюрреалистичного мега трэша я не припомню со времен просмотра... да, честно сказать, я вообще не могу припомнить, чтобы смотрел нечто подобное на тему ВОВ. Создатели анимэ "Первый отряд" нервно курят в сторонке. Чего-то подобного, такого праздника сюрреализма, я в свое время ожидал от "Алисы" Бертона. Но Бертон снял действительно какое-то совсем уж УНЫЛОЕ говно. Зато Никита Сергеевич отжог по полной. И за себя, и за Бертона, и за Кэрола. Вот ведь какая штука жизнь - никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
Единственное адекватное сравнение, которое приходит на ум - это последние серии 14-го сезона культового мультфильма Саус Парк, где в одной из серий встречаются почти все персонажи мультфильма, которых мы успели узнать и полюбить за все эти 14 сезонов: и Скот Телерман, которому Эрик Картман скормил собственных родителей под соусом чили, и доктор Мифесто пришивающий мышкам дополнительные задницы, и Джей Ло - вселившаяся в руку Эрика картмана, и известный саентолог обремененный комплексом неполноценности Том Круз, и осатаневший Мики Маус, и механический монстр Барбары Стрейзен, и Опра, и изнасилованный Лукасом и Спилбергом Индиана Джонс, ... в общем - все. Раньше, до того как сам посмотрел фильм, я когда читал о том, что на премьере ветераны плакали был уверен, что люди, которые это пишут несколько утрируют. Но сейчас мне кажется, что был бы я ветераном, то тоже наверное бы заплакал. Нет, я в общем-то всегда был против создания культа священных коров, и в общем-то не против, того чтобы страницы нашей истории можно было превращать на экранах в цирк. Но вот я просто представляю себя на месте даже не ветерана, участника боевых действий. По большому счету, откуда мне знать, как оно все там было "на самом деле". Может действительно все так и происходило со стремительностью, абсурдностью и эксцентричностью мультфильма Саус Парк. Откуда большинству из нас знать? Мы же не воевали. Но вот я пытаюсь представить себя на месте человека более молодого поколения, который сам не воевал, но вырос, воспитан на советских фильмах: «Служили два товарища», «А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину». Вот если бы мое мировоззрение было бы в большей степени сформировано на этих фильмах, а не на сериале Саус Парк и я бы в преддверии Дня Победы вдруг увидел как Никита Сергеевич зажигает, я бы наверное расплакался.
Фильм снят в лучших традициях американских сатирических мульт-сериалов для взрослых (Саус Парк, Футурама, Симпсоны) и китайскй эксцентричной комедии с элементами боевика - Шаолиньский футбол, Убойный криминал. От этих двух фильмов фильм Михалкова отличается по большей части меньшим количеством (и качеством) спецэффектов и более слабой операторской работой. Но эти недостатки с лихвой компенсируются необычностью, эксцентричностью, фееричностью, закрученностью, непредсказуемостью, обезбашенностью ... незнаю какие еще эпитеты можно привести, сюжета, и к тому же - это ведь наша история, а не какая-то там экранизация китайских комиксов.
И я не утрирую - сценаристы действительно постарались, выложились от души. Я когда читал описание некоторых сцен в отзывах о фильме, я уверен был, что люди это от себя додумывают для создания большего комического эффекта. Но нет - все правда! Вот читаю, например, вчера вечером, непосредственно перед просмотром в ЖЖ у Лебедева: "Короче, в конце обстрелянный и нахуй обожженный танкист Дормидонт просит Надю (дочь главного героя и режиссера) показать сиськи. "Покажи сиськи", - говорит он. В своей деревне Дормидонт никогда не видел их. И Надя раздевается. Она не просто распахивает зимой борта ватника. Она снимает всю одежду через голову. Дормидонт от увиденного умирает на месте, хотя Надя его только что бинтовала прямо поверх бушлата." Думаю: ну вот опять Тема стебется, в своем репертуаре. Но нет - все это действительно есть в фильме! И боевое крещение Нади безногим священником на морской мине, и символическое прощание Нади с миной: Надя целует мину три раза и говорит что-то типа: "Спасибо тебе, минка! Плыви, минка, плыви!" После чего Надя выходит на берег, а минка плывет и взрывает корабль на котором эвакуируют ГИПСОВЫЕ БЮСТЫ (!) Сталина. И воскресший герой Меньшикова... В это, понимаю, трудно поверить, но все это, и многое другое: солдат привязывающий себе на спину перед боем ДВЕРЬ (!); Михалков по-доброму по отечески гоняющийся за немецким языком с ремнем, с тем чтобы его выпороть; немецкий летчик, уважающий конвенцию, срущий (извиняюсь за выражение) прямо из кабины боевого самолета на судно с ранеными - все это действительно есть в фильме! В какой-то момент я начал задаваться вопросом: уж не приложил ли к написанию сценария руку писатель Владимир Сорокин, уж больно некоторые моменты фильма по стилистике напоминают его "Сердца четырех". Бондарчук с его розовыми танками, присоединившись к создателям "Первого отряда" нервно курит в сторонке.
Кстати операторская работа, манера подачи сюжета очень напомнила "Обитаемый остров" Бондарчука. Видеоряд снят в стандарте музыкального видеоролика. Фильм как бы состоит из отдельных не особо связанных между собой клипов - такой набор ералашей. Вот только показали немецкего летчика асса, с его неудачной попыткой покакать на проплывающее судно, и уже сцена символического прощания Нади с миной. И тут же сразу зима, бойцы штафбата знакомятся с молодыми курсантами - элитой советских войск. Такая манера раскрытия сюжета, по видимому, становится новой модной фичей в кругах маститых российских кинорежиссеров. Но некоторых моментов я, признаться, вообще не понял. После боя, после сцены, в которой Михалков поднимает за дуло немецкий танк, извлекая из под него солдата с привязанной к спине дверью, над оставшимися в живых пролетает самолет и окатывает их кучей ДЫРЯВЫХ ЛОЖЕК (!!!) Это что вообще такое? Какая-то метафора? Там еще на ложке что-то написано было, но я не прочитал. Смотрел в онлайне - качество изображения и звука ни к черту, еще и под утро - глаза слипались, а онлайн же, сами понимаете, на паузу поставить нельзя. Если засну, что ж потом сначала смотреть? Так что некоторые, особенно тонкие моменты от меня ускользнули.
Возможно, пересмотрю еще раз в хорошем качестве. С нетерпением жду продолжения. Всем поклонникам эксцентрической комедии и убойного экшена настоятельно рекомендую к просмотру.
P.S. Кстати, в тупичке Гоблина появилась развернутая рецензия на этот фильм. Сам еще не читал. Сейчас допишу этот пост и вперед! :)