рейтинг блогов

Утилизация стратегических бомбардировщиков Ту-160 на территории Украины

топ 100 блогов bmpd13.09.2016 Оригинал взят у коллеги Утилизация стратегических бомбардировщиков Ту-160 на территории Украины diana_mihailova в Утилизация и реализация тяжелых бомбардировщиков Ту-160 на территории Украины


24 августа 1991 г. парламент Украины перевел все воинские формирования на территории государства под свой контроль, тем самым почти на треть снизив количественный состав тяжелых бомбардировщиков, принадлежащих Российской Федерации.  До февраля 1992 г. все 19 строевых Ту-160 базировались в 184-ом тбап (г. Прилуки).


Утилизация стратегических бомбардировщиков Ту-160 на территории Украины






Кроме того, Украина присоединилась к Договору о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 31 июля 1991 г., условия которого требовали завершить к 4 декабря 2001 г. утилизацию всех тяжелых бомбардировщиков. Наиболее очевидным вариантом представлялась продажа стратегических авиационных комплексов России. С 1993 г. этот вопрос поднимался более 20 раз, но все упиралось в размеры компенсации. Прецедентов продажи на международном оружейном рынке стратегических бомбардировщиков не было, цены бывшего СССР также не давали решения. В 1993 г. было предложено около 3 млрд. долл. за самолеты, наземные командные и диспетчерские пункты, вспомогательное оборудование, техническую документацию и крылатые ракеты большой дальности. На тот момент озвученная цена почти в два раза превышала долг Украины за российский газ.

В мае 1994 г. запрашиваемая Украиной сумма достигла 8 млрд. долл. В свою очередь российская сторона предлагала отталкиваться от заводской цены серийных изделий 1991 г. с учетом амортизации и фактического состояния авиационной техники. Для этого в 1993, 1994  и в апреле 1995 г. в Узин и Прилуки приезжали российские специалисты для проверки работоспособности боевой техники. При последнем посещении было отмечено, что летную годность имеют уже только 15% самолетов.

Не нашло поддержки и российское предложение об обмене бомбардировщиков на тактические самолеты и запчасти к ним, ранее принятое в аналогичной ситуации Казахстаном. В апреле - мае 1999 г. обсуждался также вариант обмена 11 Ту-160 и Ту-95МС на 11 самолетов Ан-22 и Ан-124 военно-транспортной авиации России.


17 апреля 1998 г. Советом национальной безопасности и обороны Украины было принято окончательное решение о ликвидации стратегических авиационно-ракетных комплексов Ту-95МС и Ту-160. При этом финансирование работ по их ликвидации должно было осуществляться за счёт средств, выделенных американским правительством в рамках соглашения «О предоставлении помощи Украине в ликвидации стратегического ядерного оружия и предотвращения распространения оружия массового уничтожения», подписанного 25 ноября 1993 г. между Украиной и США.

Сообщалось также, что проект разделки и утилизации Ту-160 разрабатывался совместно с АНТК им. О.К.Антонова, получившего за него около 5 млн. грн.

В рамках программы коллективного снижения угрозы -
Cooperative Threat Reduction, известной также как программа Нанна-Лугара, контракт № DSWA01-98-C-0117 от 12 июня 1998 г. «Ликвидация стратегических авиационных комплексов (САК) Ту-95МС, Ту-160 и крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) в Украине» с начальной суммой в  1,5 млн. долл. был подписан с американской  компанией «Raytheon Technical Services Co.». Всего на тендер, объявленный 23 апреля 1998 г., были подано четыре заявки. К моменту окончания работ общая сумма контрактов, заключенных  Представительством «Raytheon Technical Services Co.» с украинскими подрядными организациями по Программе ликвидации САК (по состоянию на 21 января 2002 г.) составила 7,174 млн. долл., а от заказчика - Агентства по уменьшению угрозы министерства обороны США (Defense Threat Reduction Agency) было получено около 15 млн. долл.

Уже 16 ноября 1998 г. Украина приступила к выполнению контракта, разрезав в присутствии американцев с использованием их оборудования два Ту-160 (бортовые номера 24 и 14).

В марте 1999 г. Министерство обороны Украины получило разрешение Правительства и Верховной Рады Украины продать три бомбардировщика Ту-160 (бортовые номера 10, 11 и 12) и запасные части к ним за 20 млн. долл. американской компании «Platforms International Corporation» для переоборудования в носители ракет для запуска спутников. Организация запуска возлагалась на американскую фирму «Orbital Network Services Corporation», часть акций которой предлагалась российскому и украинскому космическим агентствам. Спутники предполагалось доставлять на орбиту как с помощью американских ракет-носителей типа «Pegasus», так и авиационно-космического комплекса «2001», позволявшего выводить на опорную орбиту высотой 200 км космические аппараты весом до 1,1 - 1,5 т. Он представлял собой одноразовую двухступенчатую ракету-носитель «Бурлак» разработки МКБ «Радуга», запускаемую с лишенного признаков носителя ядерного оружия сверхзвукового самолета Ту-160СК. Сообщалось, что если сделка состоится, «OrbNet» сможет произвести первый запуск спутника с борта Ту-160 уже через один-два года. Впоследствии по совместной инициативе Москвы и Вашингтона от реализации проекта отказались.

8 сентября 1999 г. в Ялте был подписан межправительственное соглашение между Украиной и Россией про обмен 8 Ту-160, 3 Ту-95МС, 575 крылатых ракет Х-55СМ и аэродромного оборудования в уплату украинского долга за поставленный природный газ на сумму 285 млн. долл. Соответствующее Постановление в конце октября того же года подписал бывший в то время премьер-министром Российской Федерации Владимир Путин, и в том же месяце в Украине начала работу военно-техническая делегация ВВС РФ для подготовки авиационной техники к перелету в Россию. Любопытно, что выгодоприобретатель НАК «Нафтогаз Украина» согласился перечислить МОУ лишь 270 млн. долл. несколькими годами спустя после неоднократных обращений военного ведомства в суды.

6 ноября 1999 г. первые Ту-160 (бортовой номер 10) с Прилук и Ту-95МС (бортовой номер 100) с Узина перелетели на аэродром Энгельс. Практическая реализация сделки завершилась 21 февраля 2000 г. после перелета в Россию последних двух Ту-160 (бортовые номера 11 и 18).

В июле 2000 г. появилась информация о том, что стороны продолжили переговоры о передаче на аналогичных условиях, то есть обмен бомбардировщиков на долги за энергоносители, 3 Ту-160 и 7 Ту-95МС. Украина также предложила передать 4 уже разобранных Ту-95МС и 80 крылатых ракет. Вскоре переговоры прервались из-за вмешательства Вашингтона, а процесс утилизации был ускорен.


№ пп Заводской номер Бортовой номер Место утилизации Дата утилизации/перелета в РФ Примечание
1 84805425 24 Прилуки 14 января 1999
2 81006741 14 Прилуки 16 января 1999
3 82804734 20 Прилуки 26 ноября 1999
4 82804547 21 Прилуки 24 марта 2000
5 84602438 30 Прилуки 31 марта 2000
6 84603712 31 Прилуки 25 апреля 2000
7 83703845 33 Прилуки 07 июня 2000
8 84805813 23 Прилуки 19 октября 2000
9 81804921 26 Полтава 13 ноября 2000 Музей
10 84703453 25 Прилуки 01 декабря 2000
11 82703629 32 Прилуки 02 февраля 2001
12 84906217 10 Продан РФ /06 ноября 1999 Бортовой номер РФ 10
13 82905836 16 Продан РФ Н.д. Бортовой номер РФ 16
14 83905953 15 Продан РФ Н.д. Бортовой номер РФ 15
15 84906335 12 Продан РФ Н.д. Бортовой номер РФ 12
16 83804352 22 Продан РФ Н.д. Бортовой номер РФ 14
17 83905142 17 Продан РФ /19 января 2000 Бортовой номер РФ 17
18 84906826 11 Продан РФ /21 февраля 2000 Бортовой номер РФ 11
19 82006458 18 Продан РФ /21 февраля 2000 Бортовой номер РФ 18


2 февраля 2001 г. в Прилуках был утилизирован последний Ту-160 (бортовой номер 32). В результате на территории Украины остался лишь демилитаризованный и приведенный к летнонепригодному состоянию тяжелый бомбардировщик Ту-160 (бортовой номер 26), установленный в музее Дальней авиации на аэродроме Полтава.

Параллельно в Узине и Белой Церкви выполнялись работы по ликвидации Ту-95МС.




Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 19:19

https://bit.ly/2IwwQrI
Инстамагия. Получайте от 2000 рублей в день! Тариф "Эконом".
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
1. В Британии тоже недовольны импортом. Надпись на плакате гласит: «Быть британцем — это поехать в немецкой машине в ирландский паб за бельгийским пивом, потом отправиться домой, прихватив по дороге индийский карри или турецкий кебаб, развалиться на шведской мебели и смотреть ...
Так, осенью 2013 года мать гражданина "В" подала его в розыск. В ноябре этого же года на железной дороге в Днепропетровской области был найдет труп мужчины, который попал под поезд. В результате обильной потери крови и ампутации верхних конечностей неизвестный скончался. Через некоторое в ...
Включил на 10 минут какой-то эпизод из The Crown. Вот не понимаю, что люди находят в наблюдении жалких попыток хороших актеров вдохнуть жизнь в умственно недоразвитых кукол, каковыми уже лет сто являются британские royals. ...
Решил запостить в прайм-тайм случай, который со мной давеча произошел. Далее мега-простыня. Остались с супругой ночевать у ее родителей. Я съездил по делам, вернулся около полуночи, припарковал машину за домом. В час ночи звонок от тестя (он тоже уезжал), говорит, спустись во двор к свое ...
Чё-то разномастные какие-то вышли котлеты. Но на вкусе это не отразилось. ...