Утагава Куниёси. Герои, представленные через 12 знаков зодиака (2)
japaneseprints — 19.05.2024 Начало - здесьПродолжаем знакомство с "зодиакальной" серией Утагава Куниёси.
И сегодня начинаем гравюрой с изображением, пожалуй, самого обаятельного и энергичного героя серии - легендарного Царя обезьян Сунь Укуна (в Японии известного как Сонгоку).
5. Царь обезьян в поединке против Чжу Бацзе.
Сунь Укун - главный герой очень популярного в Китае и Японии классического китайского романа "Путешествие на Запад", многим известного и за пределами этих стран.
Изображён он в момент схватки с чародеем Чжу Бацзе, получеловеком-полусвиньей, мастерски владеющим волшебными граблями. Кстати, потом он станет одним из верных товарищей Царя обезьян в его очень важном и полном опасностей путешествии.
Если приглядеться, здесь можно увидеть очень интересные детали:
По легенде, Царь обезьян владел магической техникой 72 (!) превращений, одним из видов которых была возможность создавать великое множество своих копий - таких же боевых и неугомонных ))
Странно, но несмотря на огромную популярность Сунь Укуна, гравюр, посвящённых ему, не так уж много.
Но кое-что интересное всё-таки есть...
Редкое суримоно от Ясима Гакутэй:
Образ из "Манги" Хокусая:
Слева - чародейка Да-цзи из другой китайской легенды.
Ещё одно суримоно - от ученика Хокусая, Кацусика Тайто II:
Ну и одна из самых любимых - из "100 видов луны" от Цукиока Ёситоси, ученика Куниёси:
В компании с лунным нефритовым зайцем.
6. Разбойник Кидомару прячется в засаде, укрывшись шкурой буйвола.
На гравюре изображён демонический разбойник Кидомару, коварно устроивший засаду на легендарного воина Минамото-но Ёримицу (Райко) и его сподвижников. Этой сцене предшествовал побег Кидомару с постоялого двора, где он был закован в цепи по приказу Райко.
Вот как описывается эта история в "Собрании услышанных древних и нынешних историй", составленном в 1254 году Татибана-но Нарисуэ:
Разворот из "Манги" Хокусая
Куниёси любил изображать эту схватку - вот несколько его гравюр разных годов:
Очищающий ветер в топях Итихара. Весьма экспрессивно, даже по меркам Куниёси...
Райко не утратил присутствия духа. Он вытащил свой меч и одним ударом отсек Кидомару голову. Однако Кидомару не упал и сумел даже ударить мечом по седельной луке Райко. Его голова отлетела и ударилась об украшение упряжи. До самого конца он оставался храбрым и бесстрашным".
Поверженный Кидомару.
7. Хата Рокуродзаэмон и его верный пёс.
Совершенно неизвестная мне история, возможно, родом из воинских хроник и пьес Кабуки.
Одно из редких в укиё-э изображений собак в качестве спутника воина, для "кошатника" Куниёси - редкое вдвойне...
8. Монах Райго, превращающий иероглифы в крыс.
Леденящая кровь история о мстительном духе монаха Райго, который покарал обманувшего его государя Сиракава и государево окружение. Одной из его кар было полчище крыс, которое он напустил на книгохранилище храма Энрякудзи, в котором находилось множество драгоценных свитков (в том числе подаренных государем).
Во всех интереснейших подробностях эту историю можно прочитать здесь.
И снова тот же "теневой" приём, что и на гравюре с Царем обезьян:
Гравюрные образы Райго очень разнообразны и непохожи друг на друга.
На триптихе Кунисады это степенный чародей, в компании верных "питомцев":
Монах, совершающий мудрёный обряд, у Адати Гинко:
Это гравюра Цукиока Ёситоси, на которой дух Райго уже потерял человеческий облик:
А лучше всех он на чудном свитке Каванабэ Кёсая - пускай и крыса, но зато какая учёная и сосредоточенная!
И чайник под ... лапой ))
Продолжение следует