Устроиятелям евентов и всем участником подобных действий посвещается
Александр Шульгин (shulgin.com) — 14.02.2011Купеческие свадьбы
Фёдор Дмитриевич
Бобков (1831/1832 - 1898) - крепостной крестьянин. В возрасте 15
лет попал в качестве лакея в помещичий дом в Москве. Много читал,
занимался самообразованием. После отмены крепостного права до 1865
работал в должности помощника начальника станции на железной
дороге, после занялся постройками и подрядами и умер довольно
состоятельным человеком в звании купца 1-й гильдии. Оставил после
себя мемуары (опубликованы в книге "Воспоминания русских крестьян
XVIII - первой половины XIX века").
Привожу фрагмент его мемуаров, где он описывает купеческие свадьбы.
Время действия - 1859 год.
В течение января месяца нанимался
несколько раз кондитерами и прислуживал на купеческих свадьбах. Все
купеческие свадьбы похожи одна на другую. Обыкновенно в 8 часов
вечера приезжают сразу новобрачные и гости человек сто. Сначала
подают шипучее донское, выпив которое, все садятся и молчат, сложив
руки. Разносится чай, после которого ставятся на стол закуска,
водка и вина. Как только отопьют чай, все встают и молча толпою
двигаются к закуске. Долго едят и пьют, преимущественно водку
смирновку. Начинает играть музыка, и разносится десерт: разрезанные
яблоки и апельсины, виноград, леденцы в бумажках и орехи. Во время
начавшихся танцев подают оршад, лимонад и мороженое. Танцуют
довольно оригинально: двигаются как-то неуклюже, точно автоматы, и
иногда выкидывают неожиданные коленца, какие-то скачки. Иногда
приглашались танцевать и дирижировать из балета Шашкин, Ершов и
Ширяев, которым платили за вечер по 15 руб. Гости, в свою очередь,
давали им деньги, так что собирали они рублей по 25. В других
комнатах играли в стуколку и трынку на большие деньги. Почти всегда
во время игры происходили недоразумения. Замечали чью-нибудь
нечестную игру. Начинали тогда спрашивать, кто такой, чей гость —
со стороны жениха или невесты. Когда оказывалось, никто не знает
такого, что это явившийся без приглашения шулер, его торжественно
выводили вон. Так как каждый купец старался, чтобы его свадьба была
не хуже других, заботились прежде всего о том, чтобы было как можно
больше гостей. Если на чьей-либо свадьбе были офицеры или
гимназисты, то и на следующую непременно приглашались и офицеры и
гимназисты. Свадебный пир считался очень торжественным, если на нем
был генерал. За ним посылали особую карету, торжественно встречали
и сажали на самое почетное место. Около двух часов ночи садились
ужинать. По заранее составленной записке официантом провозглашались
тосты. После множества блюд обязательно ставилось эффектное блюдо:
желе с горящей стеариновой свечой посередине. Вина пили очень
много. Под конец ужина многие забывали о вилках и ели руками, а
также сморкались в салфетки. Свалившихся со стула убирали в другие
комнаты. Начинался страшный шум, так как, кроме громких разговоров,
многие начинали петь «Вниз по матушке по Волге». Музыка начинала
играть «По улице мостовой», и старые и молодые, помахивая
платочками, пускались в плясовую. Часам к семи утра, когда более
приличная публика уже уезжала, танцевали со стульями на голове,
вскакивали на столы и били посуду. Нередко размякший молодой
целовался с хорошенькой соседкой, а молодая плакала и тащила его
домой. Разъезд гостей караулили официанты. Один подавал верхнее
платье, а другой подставлял блюдо, прося на чай. После разъезда
официанты шли гурьбой в соседний трактир и делили между собой
выручку. Я любил ходить на эти пиры, потому что доставалось на чаи
всегда больше двух рублей на человека.
Интересно ,гулянку какого века отображает эта картина , XIX или XX или все же наш, XXI. Так и не поймешь, ведь все настолько ,увы, похоже