Уставшие Сталины

Так говорят люди, которые вообще историю не знают. Как правило, всегда, как говорил Наполеон: "война и переговоры ведутся одновременно».
Мединский, 16 мая 2025.
Вашингтонский институт ISW думает про последовательность российских требований: сперва мирные переговоры и только потом прекращение огня. «Такая последовательность позволит РФ продолжать продвижение вглубь Украины и оказывать давление с целью извлечения новых уступок». В чем ISW не прав?
Во-первых, РФ может продолжать свое продвижение вперед без мирных переговоров, что ее ВС уже делают больше двух лет, если начинать отсчет с января 2023.
Во-вторых, требования РФ изначально было непомерно высоки и никогда не снижались. Никаких новых уступок РФ своим продолжающимся наступлением извлечь не может.
В-третьих, ISW забывает про «сохранение лица» Путина. Изначально предложение о «прекращении огня» исходило от Трампа. Это было уникальное условие Трампа, который декларативно хотел стать нейтральным посредником и увидеть, что обе стороны демонстрируют свою готовность положить конец войне. Это условие Трампа никак не было привязано к мирным переговорам в какой-либо последовательности. Это был как бы тест со стороны Трампа. Прошло 2.5 месяца. Путин не принял это предложение Трампа, провалив тест. Путин тем самым показывает всем, что он сохраняет контроль над своими собственными решениями и что никакой Трамп не будет ему указывать, как поступать. Было бы странно, если бы Путин сейчас принял то условие Трампа без выдвижения своих собственных контр-условий. Того требует принцип «сохранение лица». Не проявляй инициативу, всегда сразу отвечай «Нет» и лишь потом переписывай чужое предложение собственными словами. «Никто не проявил инициативу, обе стороны проявили инициативу». Сейчас мы видим мутацию этой репутационной игры марта 2025, помимо какой-то особенной военно-дипломатической стратегии Кремля и ГШ ВС РФ.
Река Ялу, река Туманная.
Расцветала сакура, дайкон.
Выходила на сопку Ким,
Ли Сын Ман вторгается тайком.
Песня народная, стихи партийные [перевод Карин Кнайсль].
В-четвертых, история нас чему-то да учит. Во время Корейской войны шли мирные переговоры. Было два четко выраженных периода переговоров. Первые, обманные, прошли летом 1951. Вторые, пустопорожние, возобновились с осени 1951, протянулись до лета 1953 и неожиданно закончились подписанием перемирия (Armistice). Перемирие это больше, чем всего лишь прекращение огня, но меньше, чем полноценный мир. Мирное соглашение так и не было подписано с тех пор. Нас сейчас интересуют только первые (обманные) переговоры, потому что для лета 1951 был характерен высокий градус поляризации стороны. С августа по середину сентября мало кто хотел завершать конфликт миром. Прям как в Украине и РФ сейчас. Путин требует себе 5 областей и марионеточное правительство Куусинена в Киеве. Зеленский - вывода оккупационных войск из четырех областей и уважение суверенитета Украины. Общей точки сближения сторон тут пока не наблюдается. В схожей манере молодой Ким Ир Сен и престарелый Ли Сын Ман терпеть друг друга не могли, пока еще желая друг другу полного поражения.
Почему коммунисты сами предложили первый раунд переговоров? Их апрельское (четвертное) наступление провалилось. Целый месяц они штурмовали позиции Командования ООН и понесли жесточайшие потери. 20 мая то наступление выдохлось. Китайцы применяли примитивную тактику «людских волн», о которой им сейчас очень стыдно вспоминать. Обессиленные китайцы отступили на свои первоначальные позиции, которые не были подготовлены к обороне. Так китайцы повторили ошибку прежних трех наступлений. У американцев появился уникальный шанс нанести противнику поражение сравнимое с высадкой в Инчхоне, но тут у Риджуэя проявляется выученная осторожность. Да, он видел этот шанс, но очень сильно не хотел повторять ноябрьскую ошибку Макартура. Вместо стремительного Инчхона-2 Риджуэй и Джеймс Ван Флит (командующий 8 Армией) консервативно решают завершить операцию Dauntless, которая теперь называется Piledriver. Они в июне успешно консолидируют свои позиции, выйдя к южному фасу «Железного треугольника», и останавливаются. Чудом спасенные китайцы с трудом переводят дух неподалеку. В июне 1951 был риск полного поражения НОАК и КНА. Советский представитель Яков Малик и генсек Трюгве Ли в ООН спешат помощь. Чип и Дейл просят объявить о прекращении огня. По инициативе СССР 10 июля НОАК-КНДР и Командование ООН начинают мирные переговоры [Торкунов, 278]. Переговоры те были пустыми, наполненными коммунистической пропагандой. Коммунисты явно тянули время, выигрывая его. 22 августа северокорейский переговорщик Нам Ир [коллега Мединского, кстати. Хотя ему присвоили генеральское звание, Нам не был военным, а учителем. Генерал-историк. До войны он был заместителем министра просвещения] прервал переговоры. Пять недель Риджуэй бездействовал. НОАК с пользой провела то время. Перевела дух, сумела отдохнуть и перегруппироваться.
Что мы можем подчерпнуть из этого исторического примера? Нет такого железного военно-дипломатического правила, что во время переговоров не ведутся военные действия. Нет такого, что «Пушки молчат, когда дипломаты шипят». Риджуэй сам решил остановиться и ввести режим «прекращения огня». Со стороны ООН действительно шло дипломатическое давление, накачиваемое Советским Союзом, но Риджуэй мог проигнорировать его. Но Риджуэй не стал игнорировать и сделал то, что от него требовал Малик. Мы тут видим пример того, как советская информационная кампания виляет решениями американских генералов. 23 июня Малик в ООН предложил переговоры. До этого были неофициальные встречи Малика с Кеннаном 31 мая и 5 июня. Малик потребовал: «СНАЧАЛА прекращение огня, а лишь потом прямой диалог». Сравните это советское требование с тем, что предлагают Путин и его посредники типа Лулы де Сильва последние пару лет: «Я не знаю как [закончить эту войну]. Сперва сядем за стол, porra». Эта диаметральная противоположность проистекает из того, что летом 1951 Малик спасал китайско-корейские войска от разгрома путем «прекращения огня» и из того, что в 2025 не требуется спасать от схожего разгрома наступающие ВС РФ.
Второй этап переговоров во время Корейской войны сопровождался военными действиями. Обе стороны воевали по всей линии фронта за исключением нейтральной зоны в Панмуджоне, где постоянно заседали переговорщики, которые бессмысленно месили воду в ступе 18 месяцев. Мао окопался, обустроил оборону вглубь, наладил логистику и подтянул из тыла около 800 тысяч солдат, которые теперь вшивели в окопах: «Приступили к экономии людских и материальных сил, к тактике активной обороны. … Удержать территорию и нанести ущерб американским войскам …». Во время второго этапа переговоров Мао уже не боялся разгрома. «Честно стоим на передовой линии защиты лагеря мира во всем мире». Линия фронта 200 км укреплена. Общее наступление развернуть трудно. Наступила позиционная война.
Вот тут встречается странная цитата Сталина про то, что «Когда идут переговоры о перемирии, не следует вести ни стратегического, ни тактического наступления. Не следует вести никого наступления» [261, Торкунов]. Это было им сказано 20 августа 1952 года в беседе с Чжоу Эньлаем, когда позиционной войне почти исполнился год. В этой сталинской цитате мы видим очередной пример дробления. Это не полное прекращение огня в трех сферах. Это не частичное прекращение огня в Желтом море и в воздухе. Это не прекращение ударов по энергетической инфраструктуре. Это не Рождественское одностороннее или Пасхальное трехдневное перемирие с 0800 до 2400. Война продолжается, но без наступлений. Кремль умеет дробить прекращение огня до мышей. Разбивают предложение о прекращении огня на девять маленьких поросят. Так, в марте президент Украины Зеленский предложил прекращение огня в двух средах, учитывая то, что на земле очень трудно соблюдать такое прекращение без аппарата контроля миротворцев. Трамп силой пробил Зеленского на полное (в трех средах). Путин позднее отверг в двух средах, а в третьей среде (воздух) дробит до энергетики, потому что драгоценные НПЗ горят. С точки зрения переговорщика Трампа Путин отверг его предложение. Не показал свою готовность к миру, но Трамп этого не замечает и как бы сразу забывает о первоначальной сути своего предложения. У Путина появляется возможность заболтать и усилить эту амнезию Трампа, чем он сейчас и пользуется. Также в этом кремлевском дроблении можно выявить предмет искреннего интереса Путина: НПЗ. Все остальные раздробленные элементы прекращения огня Москва сразу выбросила в мусорную корзину как бесполезные.
Осталось только выяснить, в чем ценность для РФ мирных переговоров сейчас вообще. ISW ошибочно считает, что в затягивании боевых действий ради новых уступок, но ISW почему-то не упоминает слона в помещении. Видимо, за вашингтонскими деревьями не видно мюнхенского леса. Потенциальный главный читатель такого резкого обвинения не поймет и того и гляди урежет финансирование непочтительному исследовательскому центру. Три с половиной месяца США не присылают никакой новой военной помощи Украине, которая уже жила в схожем экономном режиме с 27 декабря 2023 по 24 апреля 2024, когда Конгресс США телился и не принимал соответствующий Закон о помощи. Почти 4 месяца тогда прошло, что совпало с захватом Авдеевки и создало основу для дальнейшего быстрого продвижения ВС РФ в сторону Покровска. Очень скоро администрация Трампа побьет этот 4-месячный рекорд по удерживанию военной помощи. Почти сегодня побьет. РФ в состоянии помочь Трампу удержать и усилить этот рекорд, чтобы больше никакая администрация США в будущем не смогла превзойти его. «This record is mine and it is YUGE». ВС РФ не состоянии захватить какую-либо городскую агломерацию в летнее время, только в зимнее. Торецк и Часов Яр еще не захвачены на 100%, тут ВС РФ, видимо, потеряют лето, не приблизятся к Константиновке и не смогут приступить к его штурму зимой. Но ситуация в районе Покровска дает ВС РФ такую возможность: лето для окружения с трех сторон и зимний штурм по схеме Бахмута и Авдеевки. Можно смоделировать модель мышления ГШ ВС РФ, у которого всё расписано на год вперед: предположительно, штурм Покровска завершится в феврале 2026. Но для этого еще требуется, что Трамп как можно дольше не присылал новую военную помощь и чтобы ЕС не смогли заместить выпавшие из обоймы Штаты. Таков единственный практический смысл в затягивании текущей дипломатической прелюдии к еще не начавшейся переговорной оргии. Растянуть иллюзии Трампа на мирный исход как можно дольше. Генштабу не нужна мороженная война. ГШ ВС РФ не будет терять драгоценное лето из-за какого-то глупого прекращения огня: иначе захват Покровска сдвигается в 2027 год, а Константиновки в 2028. Пустопорожние многолетние мирные переговоры такой существенной потери времени не сулят, поэтому Путину ими можно рискнуть. Забалтывание Трампа дополнительно облегчает задачу ГШ ВС РФ, которое имеет основания надеяться на новое «Miracle de la maison Kursk».
Всё это ложь абсолютно.
Песков, 25 августа 2023
У постоянно идущих переговоров имеется еще одно ценное качество, которое интересует Путина. Они являются запасным вариантом, в который можно быстро соскочить, если ситуация начала деградировать в южном направлении. Мы видели такой запасной аэродром в 50-е года, когда США и КНР годами болтали в Женеве и Варшаве, лишь бы не воевать на Тайване. На четвертый год войны для РФ было бы неосмотрительно не иметь такой запасной аэродром. Экстренное создание такого канала указывало бы чрезвычайную слабость переговорной позиции Кремля, поэтому создавать такой канал надо заранее. После всех этих ваших Вагнеров и Крокусов приуставшим Сталиным нужна соломка, на которую можно было бы прилечь со своевременными мирными инициативами Трампа. Курское вторжение ВСУ в августе 2024 испортило эту малину. «О чём с ними вообще можно говорить?» Предложение Путина начать мирные переговоры без предварительных условий последовало незамедлительно после сообщения Герасимова 26 апреля 2025 об освобождении Курской области от ВСУ. Путин не отозвал свое предложение позднее, хотя «изолированные остатки» ВСУ, как оказалось, продолжают присутствовать в Курской области по сей день. Такая беспринципная незамедлительность указывает на то, что мирные переговоры (как дипломатический инструмент) представляют серьезный интерес сейчас для Кремля.
In a white room with black curtains
Near the stations blackroof country
No gold pavements Tired starlings
Cream, 1968
**
Peace talks ahead of an established ceasefire would allow Russia to continue to make advances in Ukraine, which Russia would likely try to leverage in Ukrainian–Russian talks to extract further concessions.
ISW, 19 may 2025.
|
</> |