Успокоительные лекарства: как развивается зависимость и что делать? Химическая
 marena99 — 20.03.2025
                                                
                        
                        
То, что поначалу кажется временным решением, может превратиться в химическую тюрьму с разрушительными последствиями для психического и физического здоровья.
Почему так трудно бросить курить? Как вообще можно в это втянуться? И что можно сделать, прежде чем таблетки захватят вашу жизнь?
«Противотревожные препараты принадлежат к группе бензодиазепинов. Их можно использовать как снотворные или седативные средства», — поясняет доктор Чен Авни, психиатр и заместитель директора психиатрического отделения в Clalit Health Services (Израиль).
«Эти препараты хорошо известны, и почти в каждом доме есть хотя бы один из них. Они различаются по продолжительности действия и эффективности», — добавляет специалист.
По словам доктора Авни, эти препараты увеличивают активность вещества в мозге, называемого ГАМК (гамма-аминомасляная кислота), который является нейромедиатором, угнетающим и уменьшающим нейронную активность.
Механизм их действия схож с эффектами алкоголя, замедляя активность нервной системы, но без выраженного опьяняющего эффекта.
В низких дозах препараты вызывают чувство спокойствия, но при увеличении дозы могут привести к сонливости, забывчивости и нежелательным побочным эффектам, таким как спутанность сознания и потеря равновесия.
«Неконтролируемый прием этих лекарств может вызвать нарушение познавательных способностей, бдительности и концентрации, а также повлиять на качество сна», — говорит доктор Авни. «Среди пожилых людей также повышается риск падений, которые могут быть опасны для жизни».
Прием этих препаратов зачастую начинается с лечения конкретных расстройств.
«Это может быть связано с нелеченным расстройством сна или тревожностью, а также с такими стрессовыми событиями, как увольнение, развод или призыв ребенка на военную службу», — поясняет доктор Авни.
«После стресса наступает неконтролируемое или контролируемое экспериментирование с препаратами, рекомендованными врачом или близкими», — добавляет она.
«В краткосрочной перспективе это может не вызывать проблем, но при длительном применении возникает привыкание, зависимость и множество нежелательных побочных эффектов».
Шахар Коэн, клинический социальный работник и директор отделения наркозависимости в Институте психиатрии Mentalix, говорит, что
«Это явление становится все более распространенным. Я думаю, невозможно игнорировать последние несколько лет, в течение которых уровень тревожности среди населения в целом растет.
Это делает это явление чем-то, что принадлежит всем нам. Это может быть член семьи, близкий друг или начальник на работе».
Зависимость и черный рынок
Использование этих препаратов, безусловно, не является ошибкой, и многие люди испытывают значительное облегчение при лечении тревожных расстройств.
Однако, как отмечают эксперты, проблемы возникают, когда продолжительность их применения превышает рекомендованный срок, что может привести к зависимости от препарата.
«Нормативное использование в соответствии с рекомендациями должно быть ограничено по времени, только для той цели, для которой оно предназначено, и без постоянного и неконтролируемого увеличения доз», — говорит доктор Авни.
«В принципе, рекомендации говорят об использовании не более шести недель. Когда мы распознаем зависимость? Когда есть поведение, направленное на поиск наркотика. Мысль о том, что придется обходиться без него, невыносима, а когда возникает необходимость, она выходит за рамки дозволенных.
Например, один из моих пациентов в прошлом достиг длительного применения в течение многих лет и дозировки, в 16 раз превышающей допустимую. «Он дошел до того, что покупает часть лекарств по рецепту, а часть — на черном рынке».
Коэн добавляет, что нам необходимо рассмотреть это в рамках биопсихосоциальной модели.
«Зависимость — это комплексная проблема, включающая три компонента. Она имеет ярко выраженный биологический аспект, то есть физическую зависимость, и есть люди с генетической предрасположенностью к ее развитию», — объясняет она.
«Психологическая зависимость возникает, когда употребление препаратов становится способом справляться с болью или стрессом. Социальный компонент заключается в различных внешних факторах — например, в окружении, в котором человек живет.
Важными моментами являются, добавляет ли стресс моя семья, требует ли что-то от меня партнер, или как я ощущаю себя в своей профессиональной среде».
Доктор Авни:
«Лучше всего начинать с минимальной дозы и лечить корень проблемы, которая изначально побудила пациента принять таблетку. Важно не увеличивать дозировку, без консультации с врачом. Никто не застрахован от пагубных привычек и развития зависимости».
Однако Коэн подчеркивает важность различения типов использования этих препаратов.
«Необходимо учитывать разницу между нормативным использованием, которое может быть полезным и не наносить ущерба личной жизни, когда препараты принимаются по назначению врача, и неправильным использованием», — объясняет она.
По ее словам, проблемы начинаются, когда человек теряет контроль, начинает требовать все больше таблеток, не удовлетворен назначением врача и начинает искать их в других местах.
Как только возникает функциональное нарушение и употребление превращается в злоупотребление, крайне важно обратиться за помощью.
Но есть и те, кто подвержен более высокому риску.
«Люди, находящиеся в состоянии психического расстройства, особенно те, кто не получает организованного психиатрического лечения», — отмечает доктор Авни.
«Иногда это взрослые, которые экспериментировали с препаратом во время госпитализации, и его употребление продолжается дольше, чем хотелось бы, потому что пациент наслаждается сном, как в молодости.
И, конечно, люди, уже страдающие зависимостью от других веществ и люди, склонные к зависимости».
Главное – профилактика: осознанное и контролируемое использование лекарств может предотвратить развитие зависимости и привыкания заранее.
«Лучше всего начинать с минимально возможной дозы и лечить корень проблемы, которая изначально побудила пациента использовать таблетки.
Важно не увеличивать дозу без консультации с врачом. Никто не застрахован от привыкания и развития зависимости», — подчеркивает доктор Авни.
Коэн соглашается.
«Наука до сих пор не знает, как объяснить или предсказать, у кого разовьется зависимость или пристрастие, а у кого нет, поэтому здесь также важна осведомленность», — говорит она.
Важно проверить, не вызывают ли принимаемые мной лекарства привыкания, и если да, то проконсультироваться с врачом.
Эти лекарства эффективны, но если есть хоть малейшее ощущение развития зависимости или вы замечаете увеличение количества принимаемых лекарств, важно обратиться за лечением или поддержкой и избегать элементов стыда, которые могут заставить людей увеличить их употребление и избегать лечения».
Боритесь с корнем проблемы
Когда употребление наркотиков переходит тонкую грань между медицинской необходимостью и привыканием, детоксикация становится необходимым шагом.
«Отмена должна быть постепенной и под наблюдением врача», — говорит доктор Авни.
Внезапная отмена может быть даже опасной, вплоть до возникновения судорог и психоза.
В настоящее время я лечу человека, страдающего зависимостью от одного из этих препаратов, и мы находимся в процессе очень постепенного снижения дозы, потому что, когда он пытался резко остановиться, у него в буквальном смысле возникали сильные галлюцинации».
По словам Коэна, физическая реабилитация может осуществляться в условиях больницы.
«Суть здесь в постепенном сокращении медицинского наблюдения, чтобы убедиться, что пациент чувствует себя хорошо», — говорит Коэн — Но самое главное после физической детоксикации — это работа над источником боли, которая маскируется употреблением.
Здесь я бы обратился за лечением к специалисту для процесса переработки травмы, кризиса и боли.
Должна быть психологическая и психотерапевтическая поддержка, потому что все, что скрывает препарат, всплывает на эмоциональном уровне».
Доктор Авни добавляет, что «стоит найти корень проблемы и подумать об альтернативных решениях».
Например, при расстройствах сна существуют когнитивные терапии, которые могут помочь в довольно короткие сроки большому количеству людей, например, терапия CBTI.
Также целесообразно лечить длительную тревогу, депрессию или посттравматическое стрессовое расстройство другими способами, будь то посредством психологических бесед или неаддиктивного психиатрического лечения.
Все упомянутые мной седативные средства похожи на пластырь или лейкопластырь — они лишь маскируют проблему. «Мы не хотим оставаться в гипсе, мы хотим вылечить сломанную кость», — поясняет специалист.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
            
                    Будущее GEO-продвижения: как AI и генеративный поиск меняют локальный маркетинг                
                    Мозг не предназначен для бодрствования после полуночи                
                    7 красивых и нестандартных автомаршрутов для путешествия по России этой осенью                
                    Mikado трейдер: Отзывы и анализ деятельности трейдера                
                    Плавание с кашалотами - главное приключение на острове Маврикий                
                    Удобно устроился                
                    Развлечёмся?                
                    Покров Пресвятой Богородицы                
                    Слава Юго-Восточной Азии!                
            
            
            
