![](/media/images/top/preview/ramtruuploadresize_cacheiblock87d1920_1920_1x11byljbdc511a1oy2yry9vsaxshbdm3.jpg)
Усадьба Ланиных. РАМТ. 13.06.2024. Прогон.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Усадьба Ланиных. РАМТ. 13.06.2024. Прогон. Усадьба Ланиных. РАМТ. 13.06.2024. Прогон.](https://ramt.ru/upload/resize_cache/iblock/87d/1920_1920_1/x11byljbdc511a1oy2yry9vsaxshbdm3.jpg)
Алексей Бородин, предваряя показ, сказал, что эта пьеса была первой постановкой Евгения Вахтангова.
Да, и постановкой настолько мощно провалившейся, что, кажется, больше века никто не брался ставить этот материал…
Критик тогда писал (кстати, как мило, что в те, стародавние времена, было принято информировать о театральных работах даже никому не известных, начинающих студентов), что пьеса «сама по себе страдает разговорностью, очень малым запасом действия, лиризм же ее кажется в достаточной мере использованным, набившим оскомину на русской сцене. Есть какое-то изнурительное словесничество, топтанье на одном месте в пьесах русских драматургов чеховского и послечеховского периода … и в результате — книжка, а не жизнь. У Чехова-то подлинная жизнь хмурых и никчемных людей, хотя à la longue, тоже скучная, а у подражателей только игра в настроение».
Да, у драматурга Бориса Зайцева получилось сочинение а-ля Чехов, однако, показавшееся мне довольно скучным – в основном из-за схематичности, непрописанности характеров.
Кто есть Николай Николаевич, какие у него отношения с супругой и другими обитателями усадьбы? Надо ли его осуждать за содеянное (отбил жену у гостя-профессора) или это закономерно проистекает из действия, происходившего где-то «там» и нам, зрителям, не показанного?
А сам Профессор – всего лишь восторженный поверхностный чудак или в его характере есть что-то глубокое… чего опять же нам не показывают.
Помолвка Евгения и Ксении, с которой, по сути, начинается спектакль. Что она, а также последующий отъезд молодых в Италию, дает для дальнейшего развития сюжета?
Большая группа молодых гостей… это понятно, это от Вахтанговского «основное, что нужно сыграть в этой пьесе — это — опьянение, опьянение от весны, от воздуха, от аромата только что распустившейся сирени…» Да, это получилось. Но молодежь пока опьяняется в несколько другой плоскости, нежели основные герои пьесы…
Впрочем, это всего лишь предварительный прогон, плоскости могут и сомкнуться.
Единственное, о ком хочу говорить подробно – Петр Андреевич Тураев в исполнении Евгения Редько.
Человек, посторонний в усадьбе, он всё время держится особняком – сидит чуть в сторонке, в общих разговорах участвует редки. Всё время старается быть полезным хоть чем-то: не только «слуги» (то есть работники сцены) расставляют мебель и посуду – он на равных участвует в этом действии.
Почему? Он любит Елену, любит преданно, верно и безответно уже многие годы. Его признание в этом – далеко не первое, очень тихое и скромное… ибо герой знает: его любовь совершенно не нужна. Но ему необходимо быть где-то рядом любимой .
Впрочем, почему-то постоянно ластится к нему юная Наташа, дочь Елены. То ли потому, что чувствует в Тураеве доброго, милого человека, то ли…
…помните, как в «Чайке» Дорн говорит вслед Маше: «Дочь МОЯ».
Кстати, Редько до гранулы миллиграмма верно отыгрывает весть о смерти хозяина усадьбы, Александра Петровича: на лице горе, растерянность и потерянность: а что же будет дальше…
А еще прекрасны два актера из старшего РАМТовского поколения – Андрей Бажин (Ланин) и Андрей Сорокин (старый слуга).
Декорация меня сначала смутила – экий огромный домина, уж точно не милая деревенская усадьба (кстати, вахтанговцы играли свой спектакль в зеленых сукнах, лишь добавив туда несколько веточек искусственной сирени).
Потом мне сказали, что я не узрела, возможно, главного: фасад усадьбы – ничто иное, как повторение фасада РАМТ…
И вот тут я увидела совсем иной пласт, другие смыслы, другой подход к этой истории…
В общем, все мои умственные построения, мол, это в спектакле так, а это совсем не так – слетели напрочь. За, в общем-то, простенькой историей открылась целая бездна, стало печально и даже жутковато…
Но здесь еще думать и думать.
|
</> |
![](/media/images/top/preview/ramtruuploadresize_cacheiblock87d1920_1920_1x11byljbdc511a1oy2yry9vsaxshbdm3.jpg)