Усадьба Алтуфьево
dmitry_sasin — 09.01.2019 Название местности, скорее всего произошло от фамилии владельцев - бояр Олтуфьевых. Ну а поскольку москвичакм буква А милее буквы О, Олтуфьево превратилось в Алтуфьево. Иногда ещё проскакивает вариант Олсуфьево - Алсуфьево, но он какой-то совсем уж не легитимный.После постройки церкви Воздвиженья Креста Господня параллельно использовались ещё два названия – Крестное или Воздвиженское. С конца 19-го века Алтуфьево стало называться Лианозовым по фамилии его тогдашних владельцев. После устройства на территории имения дачного посёлка в начале 20-го века произошло разграничение местной топонимики. За усадьбой закрепилось её историческое название Алтуфьево, а Лианозовым стали называть исключительно дачный посёлок. В свою очередь, по посёлку получила название платформа «Лианозово» Савёловской железной дороги, устроенная для его жителей, а теперь ещё и Лианозовский район Москвы.
Первые упоминания об Алтуфьево относятся к 1585-му году, тогда оно принадлежало ключнику Хлебного двора с оригинальным именем и профессиональной фамилией Неупокою Мякишеву.
К истории усадьбы ещё вернёмся, а пока прогуляемся.
В усадьбе Алтуфьево две основные достопримечательности - храм и главный усадебный дом. Храм с прилегающими постройками выглядит как с иголочки, но вот господский дом, несмотря на свою обшарпанность намного интереснее.
Главный дом выполнен в достаточно редком для того времени русском стиле. Это один из первых представителей стиля. В литературе приводится дата строительства его галереи на псевдорусских кувшинообразных столбах 1851 г., эта дата не противоречит стилистическому анализу, однако, есть основания полагать, что одновременно со строительством галереи было полностью переделано стоявшее на этом месте предыдущее жилое здание конца 18-го века. В разных документах оно называется то деревянным, то каменным, поэтому сложно говорить о степени использования этой постройки (ее каменные фрагменты сохранились в центральной части ныне существующего господского дома).
2.
3. Может показаться, что здание перегружено деталями, но именно они придают ему особый шарм.
Жеребцов, который построил это здание, был славянофилом и скульптором-любителем. Отсюда и обилие характерных для старой русской архитектуры деталей, в том числе, выполненных в лепнине. Много лепнины было внутри дома, но, к сожалению, она не сохранилась.
4. Главный фасад здания смотрит на пруд.
5. Стилизация под постройки 17-го века.
6. Большой наличник, объединяющий два фигурных окна.
7. Герб Жеребцовых.
В левой части герба изображён гусь. Связку "Гуси - Лианозово" можно прочитать у Булгакова в "Мастере и Маргарите" «Эх, кабы не гуси мои! У меня, милый человек, бойцовые гуси в Лианозове. Подохнут они, боюсь, без меня. Птица боевая, нежная, она требует ухода... Эх, кабы не гуси!». Судя по всему, разведение гусей в Лианозово (Алтуфьево) было традиционным промыслом, благо воды было достаточно.
8.
9.
10.
11. Кокошнички
12. А вот так это выглядело изнутри лет 100 назад. Видно, что оконные рамы сейчас другой формы. При хозяевах это, скорее всего, был зал для приёмов.
13. Винтовая лестница на 2-й этаж.
14. Восточный фасад
15. Северный фасад.
16. Так он выглядел в начале прошлого века. Симпатичная башенка, которая перекликалась с церковью, к сожалению, не сохранилась.
17.
18. В начале 20-го века, когда в доме уже находился пансион, к нему с севера был пристроен одноэтажная каменная галерея. Тогда же здание было отремонтировано и заново отделано для пансиона. Под номера пансионеров преимущественно использовались помещения, выходившие на южную сторону
19.
Ну так вот, об истории усадьбы. При Неупокое Мякишеве на этом месте уже был деревянный господский дом и дома для челяди. Но во времена смуты все постройки были уничтожены поляками.
Следующими владельцами стали служивые люди братья Акинфовы. Но, поскольку людьми они были служивыми, царь-батюшка Михаил Фёдорович послал одного воеводой в Красноярск, а второго послом в Варшаву. При Акинфовых Алтуфьево стало селом - была построена каменная Крестовоздвиженская церковь .
Первый из Юсуповых - Григорий стал владельцем уже в качестве мужа наследницы Акинфова. Но после смерти Петра I внук Акинфова смог отсудить имение и уже в 1759-м продал его поручику Ивану Вельяминову. Он построил новую церковь на месте старой. Впоследствии имением владели граф Матвей Апраксин, графиня Наталья Брюс, санитарный инспектор Андрей Риндер.
Риндер, даром что санитарный инспектор, прошляпил чуму в подведомственном ему заведении, да сам от неё и помер в 1771-м году.
Сын Риндера через 15 лет продал имение князю Степану Борисовичу Куракину (1754-1805) – участнику сражений во время Русско-Турецких и Русско-Польской войн и подавления Пугачевского бунта. Через три года он вышел в отставку в звании генерал-майора и стал чаще бывать в своих имениях.
Куракин, по свидетельству современников, был человеком привлекательным и жизнерадостным и любил принимать гостей. В период правления Павла I С.Б.Куракин вновь оказался на государственной службе, став начальником Экспедиции Кремлевского строения. Таким образом, он получил возможность привлекать к строительным работам в своих усадьбах лучших архитекторов, однако неизвестно кто из них работал в Алтуфьеве.
С.Б.Куракин, расчетливый и опытный хозяин, умевший извлекать большие доходы из своих имений, не разоряя крестьян, прославился как владелец совсем другой усадьбы — знаменитого Степановского-Волосова, находившегося в Тверской губернии. О его же жизни в Алтуфьеве почти ничего не известно, хотя считается, что тогда усадьба значительно разрослась и была дополнена новыми каменными и деревянными службами (из них до настоящего времени сохранилась только здание пивоварни) и в конце 18-го века был реконструирован господский дом.
В 1805-м году имения С.Б.Куракина унаследовали его вторая жена - княгиня Екатерина Дмитриевна Куракина, урожденная Измайлова. Во время Отечественной войны 1812 года, пока хозяйка была в эвакуации имение было разграблено французами. Что не забрали французы, растащили наши же каваоеристы. После смерти Куракиной имение досталось её племяннику Дмитрию Приклонскому, который его просто промотал. Статский советник Николай Арсеньевич Жеребцов скупил его долговые векселя и приобрел в результате Алтуфьево в 1849-м году..
Жеребцов был профессором института инженеров путей сообщения. А тогда железнодорожные инженеры относились к высшей касте технической интеллигенции. Вот Жеребцов и построил существующий и поныне главный усадебный дом. Ну что же, можно отметить, что вкус у него был неплохой. Одной из достопримечательностей усадьбы при нем была оранжерея.
После смерти Жеребцова усадьба сменила ещё четырёх хозяев, самым известным из которых был крупный нефтепромышленник армянского происхождения Георгий Лианозов. Но и у него усадьба долго не задержалась. Земли и дом у него выкупило общество на паях, которое занялось строительством дач. Развитию дачного строительства способстовал ввод в действие Савёловской железной дороги.
А сам господский дом в 1913-м году был переоборудован под частный пансион, круглый год обслуживающий состоятельных москвичей. Его основательница, вдова генерал-лейтенанта Татьяна Михайловна Унковская, успела даже выпустить небольшую рекламную брошюру с видами усадьбы. Пансион пользовался популярностью в основном у интеллигенции и работал по типу санатория - были разные диеты и свой врая, назначавший пансионерам диеты и процедуры.
После революции в усадьбе вместо пансиона была устроена больница, потом здание стояло заброшенным. В 2002-м году его передали расположенной рядом церкви. и в нём открылась церковная школа. Но каких-либо серьёзных реставрационных работ не проводится.
20. К западу от главного усадебного дома находится старое заброшенное здание пивоварни. Пивоварня построена в конце 18-го века ещё при С.Б. Куракине. Неравнодушен был человек к пиву, а здесь всё своё, всё под контролем и всегда под рукой.
21. Восточный фасад пивоварни считался парадным и был украшен ложной аркадой с оконными проёмами.
Здание сильно пострадало от многочисленных перестроек. В конце 19-го века его превратили во флигель на 4 комнаты при пансионе Т.М. Унковской. Комнаты сдавались внаём. В советское время была снесена терраса, надстроен аттик из силикатного кирпича. В 2002-м здание передали приходу. В нём собирались восстановить пивоварню и сделать заведение при церкви типа "Русская трапеза с пивом". Но каких-то следов восстановления я не заметил.
22.
А теперь пройдёмся вокруг церкви.
23. В храме как раз шла утренняя служба, вёл её совсем старенький батюшка. Он даже не мог стоять, сидел на лавке.
24. Церковь была действующей почти все время советской власти за исключением небольшого перерыва в 1941 г., оставаясь единственным действующим храмом в этом районе. Но вот участь священников незавидна.
25. Часовня святого Уара.
26. Ещё одна часовенка.
27. Дом причта.
28. Просфорная.
29. Рождественский вертеп.
30. И очень новогодняя ёлка, которую сделали из туй.
31. Парк в Алтуфьево первоначально был регулярным по типу французского. Именно так он описан в документах 1767-1800 годов Однако, со временем парк стал зарастать и превратился в пейзажный по типу английского. От регулярной планировки остался только открытый партер с южной стороны дома, но он давно запущен и сейчас представляет из себя беспорядочные заросли по типу русского.
В парке в начале 20-го века для обитателей пансиона были устроены площадки для игр, в т.ч. в лаун-теннис и крокет. Но они также не сохранились. Прокладка МКАД уничтожила северную часть парка. До того туда от центральной части северного фасада господского дома шла липовая аллея.
Пишут, что в настоящее время кроме лип в парке растут также и канадские тополя, лишь чуть-чуть не достигающие метра в диаметре ствола. Есть также крупные американские клёны и пенсильванские ясени. Эти «заокеанские» деревья стали столь привычными для нас в Москве, что уже не воспринимаются как «чужаки». В северной части парка растет гигантский экземпляр серебристого клёна, редко встречающего в городе. Это растение завезено из Северной Америки, холодоустойчиво, живёт до 80-100 лет. Ближе к пруду были высажены плодовые деревья и ряд ракит. Зимой трудно оценить, какие именно деревья сохранились, надо будет ещё летом приехать.
32. Южная часть усадьбы примыкает к большому Алтуфьевскому (Самотёчному) пруду.
33. А это непонятный сток с пруда. Это и есть речка Самотёка (Самотышка), которая дальше течёт под Алтуфьевским шоссе в коллекторе.
Одно время ниже Алтуфьевского пруда был ещё один пруд, так и называвшийся — Нижний, соответственно, Алтуфьевский пруд именовался Верхним. Долина Самотёки восточнее Нижнего пруда называется Подмельницким оврагом, из чего следует, что близ плотины этого пруда стояла мельница. После шоссе Самотёка опять выходит на поверхность, где течёт по территории лианозовского лесопарка, где принимает левый приток - Девкин ручей, затем впадает в Чермянку, которая, в свою очередь, впадает в Яузу.
В начале 20-го века на пруду были устроены купальня и лодочная пристань, кроме того, для постояльцев пансиона имелась «рыбная ловля удочками». В путеводителях тех лет писали, что Алтуфьевский пруд «изобилует жирными карасями и другой мелкой рыбой». Ни купальни, ни пристани на пруду давно уже нет, да и с рыбой стало совсем плохо.
Кроме собственно усадебного парка, расположенного на северном берегу пруда, есть и чахленький современный городской парк. В заключение погуляем по нему. Здесь, как и в показанном ранее Таганском парке, установлены новогодние фигуры. Причём большая часть их абсолютно такие же.
34. Такие же коньки.
35. Такой же типовой паровозик.
36. Есть и шарик.
37. С шариком можно сделать прикольный автопортрет.
38. Автобус с подарками.
39.
40. Медведь с герба Перми.
41.
42.
43. И конечно же ёлка!
Историческая информация из книги Михаила Коробко lugerovski "Москва усадебная. Путеводитель"
Исторические фотографии с сайта Pastvu.com
|
</> |