Уроки истории. Казалось бы причем тут футбол?
ru_football — 04.08.2012 Первые маяки, очевидно, появились на Средиземном море около четырех тысяч лет назад, вместе с первыми кораблями Египта, Крита и других древнейших государств. Сначала это были просто костры на берегу, указывавшие безопасный путь судам.Позднее греки стали строить специальные каменные башни и разводить огонь на их кровле. Ночью было видно пламя, днем - столб дыма. Вероятно, в VII-VI вв. до н. э. маяки были поставлены и на берегах Черного моря, в эллинских городах-колониях.
Самый древний из ныне действующих маяков стоит на побережье Испании, возле современного города Ла-Корунья. Он был построен еще древними римлянами, около 100 г., и назывался Башня Геркулеса. Высота патриарха - 41 метр.
Любопытно, что в число семи канонических чудес света по праву включен Александрийский (Фаросский) маяк, построенный на острове близ Александрии. Об этом диве напоминает сегодня международное название автомобильного фонаря, "фара", и само обозначение маяка в некоторых европейских языках.
Кроме настоящих маяков, в старину существовали и ложные, построенные специально для того, чтобы заманивать суда на мель или на рифы, а затем грабить. Такое сооружение возвел в XVII в. возле эстляндского города Таллина барон Унгерн-Штернберг.
Его лже-маяк приводил корабли прямо на мелководье; затем появлялись лодки с людьми барона-разбойника. Увы, этому жестокому обыкновению следовали и крестьяне многих европейских приморских деревень. Чтобы поживиться добычей с купеческих судов, они разводили костры на скалах или даже, как то бывало в Англии, возле опасного берега пускали плыть в море труп лошади с прикрепленным сверху фонарем. Сбитые с толку мореходы часто, особенно в ненастную погоду, попадались на эти хитрости.
Еще в XVI веке на маяках сжигали исключительно уголь, но вскоре начали пользоваться керосиновыми лампами.
В 1791 году во Франции, в местечке Кордуан, построили маяк с поворотным диском. Керосиновые лампы, стоявшие на диске, все время вращались по кругу. Таким образом, был достигнут эффект мигания. Маяк стало легче заметить издали. Сейчас проблесковый маячок, сделанный по такому же принципу, можно увидеть на крышах спецмашин.
Знаменитый французский ученый Антуан Лавуазье в 1765 году, проектируя уличное освещение для Парижа, пришел к выводу, что лучи от любого источника света можно направить в определенную сторону, если поместить светильник в фокусе параболического зеркала. Позднее физик Огюстен Френель разработал особую линзу, собирающую свет в пучок. Благодаря вогнутым зеркалам или линзам Френеля, лампы маяков стали намного экономичнее. Так, в Корнуолле (Южная Англия), на маяке Лизэд-Лайтхаус, установлена электролампа мощностью всего в 400 ватт, - но ее свет виден за полсотни километров. Таким образом, скромный маяк сравнялся с легендарным гигантом на Фаросе...
Начиная с середины ХІХ века, на маяках стали устанавливать газовые лампы. Скоро эти светильники начали работать в автоматическом режиме, смотритель поднимался на башню все реже. Впервые подобный маяк оборудовали в 1880 году, в Германии. А вскоре газ научились сжимать и сжижать. Теперь лампа могла гореть месяцами, не требуя ни пополнения топливом, ни иного ухода. Да и лампы к тому времени изменились: их "одели" в шелковые калильные сетки.