Уроки истории. Анна Киевская
vitaviktoria — 13.07.2023Историки сетуют, что в немногочисленных древнеруських летописях, дошедших до нас из 11-13 веков, практически не упоминаются женщины, хотя они внесли немалый вклад в политическое бытие не только собственной страны, но и мира того времени.
Неудивительно, что до сих пор у историков нет точных сведений о годе рождения Анны – младшей дочери Ярослава Мудрого, ведь отечественные летописи полностью игнорируют рождение Ярославовых дочерей, хотя регулярно извещали о рождении старших сыновей.
Наиболее вероятным годом рождения Анны Ярославны является 1028, потому что по французским сведениям во Францию она приехала в двадцатидвухлетнем возрасте.
Матерью Анны была вторая жена Ярослава Ингигерда (Ирина) – дочь шведского короля Олафа.
Известно, что детские и девичьи годы Анны проходили в Киеве и его окрестностях. Семья князя жила в новой части расширенного верхнего города, где был построен новый княжеский двор Ярослава. Главными его сооружениями были двухэтажный каменный княжеский дворец и находившийся рядом храм Богородицы, соединенный переходами с дворцом.
Анна росла в культурной атмосфере, существенно отличавшейся от средневековых обычаев. Княжна получила начальное образование, обучаясь у частных учителей. Именно они научили ее грамоте, истории, основам арифметических знаний, пению, рисованию, а также правилам средневекового этикета. Среди историков есть предположение, что Анна, разделявшая с отцом его огромный интерес и любовь к книгам, занималась переписыванием книг, о чем свидетельствует энергичное, хорошо выработанное письмо в подписи на одном французском документе.
Итак, слава о красоте и образованности киевской княжны не оставила равнодушным французского короля Генриха I Капета (царствовал в 1031-1360 гг), незадолго до этого ставшего вдовцом.
Сватовство пожилого уже французского правителя (есть свидетельство, что к тому времени Генриху I было около сорока лет) к юной киевской княжне Анне (ученые подсчитали, что в 1048 г. ей было 16–18 лет) объяснялось не только стремлением жениться на очаровательной, умной, красивой, образованной девушке великокняжеского рода, а, прежде всего, получить в будущем браке политические дивиденды: возможно, Генрих Капет рассчитывал опереться на военный и финансовый потенциал Киевской Руси в борьбе против врагов.
Историки предполагают, что у Ярослава Мудрого тоже были свои интересы в этом браке: киевский князь видел Францию в кругу союзных ему стран, которые могли бы противостоять двум империям средневекового мира – Византийской и Германской.
По свидетельству французских источников, прибытие Анны Ярославны на землю Франции было торжественным. Генрих I выехал встретить невесту в старинный город Реймс, где начиная с 486 года традиционно короновали французских королей.
Коронация и венчание Анны в Реймсе была знаком высокой чести и уважения к киевской княжне: при многолюдном скоплении народа архиепископ Реймский Ги де Шатильон возложил на голову Анны корону и соединил руки молодых.
Присягу на верность Франции Анна приняла на „Евангелии”, привезенном ею из Киева, которое впоследствии получило название Реймского. Переписанное в 40-х годах XI века, оно является древнейшей книгой киевского происхождения. Эту бесценную реликвию Анна подарила храму. И с тех пор вплоть до конца монархических времен все последующие правители Франции присягали на верность французской короне именно на этом Евангелии – подарке из далекой Руси, который до наших дней хранится в городской библиотеке Реймса. Правда, некоторое время Евангелие, вывезенное королем Чехии и Моравии Карлом IV, находилось в Чехии, где к нему добавили еще одну часть рукописи, объединили твердой обложкой и украсили. В 1574 году кардинал Лотарингский вернул книгу Реймсу как одну из самых ценных реликвий древнейшей столицы Франции.
Анна, которая имела хорошее образование, свободно владела греческим и латынью, а также материнским шведским, довольно быстро выучила и французский. Однако долгое время Париж был для нее чужим и мрачным: в письмах к отцу она сетовала, что попала в варварскую страну, где нет дворцов и соборов, которыми уже к тому времени был богат ее родной Киев.
Но постепенно обязанности королевы отвлекают ее от мрачных мыслей, утоляют ее тоску и печаль по родине. В 1053 г. у Анны рождается сын Филипп, а впоследствии – Роберт и Гуго. Роберт в подростковом возрасте умер, а Гуго, по прозвищу Великий и с титулом графа де Вермандуа, прославился как участник первого и второго крестовых походов. Старший — Филипп, впоследствии стал королем Франции. Была еще дочь Эмма, но о ней почти ничего не известно, средневековая легенда связывает её имя с именем блаженной Эдигны, творившей добрые дела и чудеса в Баварии под Мюнхеном.
Король почти все время находился в военных походах и Анне самой приходилось воспитывать своих малолетних сыновей. Здесь очень понадобилось всестороннее образование и хорошее воспитание матери-королевы, что способствовало росту ее авторитета и признание папой римским Николаем II. Посылая благословение «славной королеве», он писал, что имеет свидетельства ее разума, добродетели, королевского достоинства, уважения и щедрости к церкви. Он советовал Анне склонять короля к умеренному, благочестивому и спокойному управлению государством, сохранению имущества церкви. Главное место в документе занимают советы папы воспитывать королевских детей с самого раннего детства в уважении к богу и церкви.
В 1059 году Генрих I после тридцатилетнего правления передал королевскую корону своему сыну Филиппу, коронация которого состоялась в г. Реймсе 23 мая. А в 1060 г. Генрих внезапно скончался от сердечного приступа. Регентом и опекуном короля стал муж сестры покойного граф Бодуэн Фландрский и королева-мать Анна Ярославна. Именно в качестве опекуна Анна подписывала вместе с Филиппом и различные государственные акты. Она хорошо знала латынь, но иногда на документах ставила подпись на своем родном языке – кириллицей «Анна ръина» - то есть «Анна регина», «Анна королева».
Со временем, оставив Филиппа на попечении регента, Анна, как свидетельствуют исторические источники, с младшими сыновьями перебралась в один из королевских замков, находившийся в тихом городке Санлисе, около Парижа.
В 1062 году Анна во второй раз вышла замуж за графа Рауля де Крепи-и-Валуа, возглавлявшего феодальную оппозицию к ее бывшему мужу. Ради Анны Рауль покинул свою жену Элеонору, но брак был признан незаконным. Интересная характеристика, которую дала Элеонора в жалобе на мужа: «Королева Анна, – писала она, – самая обаятельная, самая лучшая среди женщин Франции». Когда граф в 1074 умер, Анна вернулась ко двору сына.
Последняя подпись Анны на французских государственных документах относится к 1075 году. Это – грамота Филиппа I в подтверждение основания и привилегий монастырю Богоматери в Пон-ле-Вуа, под которой стояла подпись "Signum Annae matris Philippe Regis", то есть "печать (знак) Анны, матери короля".
Предполагается, что умерла Анна в 1075 году, точное время смерти и место захоронения неизвестны.
Современные историки считают, что переоценивать роль Анны в тогдашней общественной политической жизни Франции и установлении ею каких-то особенных отношений между Киевом и Парижем не стоит — обычный монархический брак тех времен, обычная роль политического управленца большого королевства. Хотя в французской культуре она занимает заметное место и о ней до сих пор говорят, пишут и снимают фильмы.
До наших дней в Санлисе сохранилась построенная в романском стиле часовня времен Анны Ярославны, входившая в основанное ею аббатство. Недалеко от входа в часовню установлена скульптура Анны во весь рост. Она, с короной на голове, в одной руке держит королевский скипетр, в другой – макет церкви.
На постаменте надпись «Анна киевская, королева французская, основательница храма в 1060 г.» Эта табличка появилась здесь в 1996 году, а до того надпись на цоколе гласила: «Анна Русская, королева Франции». Замена надписи является вполне логичной — во времена Анны не существовало ни Украины, ни России, ни даже Московии. Анна до приезда во Францию была киевской княжной — руськой, но не русской. И заявление Путина о том, что что брак Анны и Генриха был фактическим началом русско-французских отношений, выглядит по крайней мере забавным (кумедным). Примерно на уровне «печенегов и половцев».
Все претензии России на историю Киевской Руси выглядят нелепо, примерно так же, как если бы канадцы надумали вести историю своей страны от Альфреда Великого и Меровингов, считали бы Нотр-Дам де Пари своей национальной святыней и пытались бы управлять англиканской церковью, французскими протестантами и папой римским, а заодно Великобританией с Францией в целом.
Но Канада, Франция и Великобритания цивилизованные страны в отличие от....
|
</> |