Урок устного счета в сельской школе

топ 100 блогов lengvizdika15.11.2024 less (англ.) - меньше
lesson (англ.)-урок

*


Один очень, очень старый пост. Мне он сильно нравится. С удовольствием повторю для уважаемого сообщества.

Урок устного счета в сельской школе

Это картина художника Николая Богданова-Бельского "Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского". Написана в 1895 году. Находится в Третьяковской галерее.

Картина автобиографична. Художник сам учился в этой школе и решал эти примеры на уроках арифметики. Учитель - реальное лицо, столичный ботаник, математик, в 1872 году на волне народничества вернувшийся в родное село Татево Бельского уезда Смоленской губернии, чтобы учить сельских детей.

На классной доске написан пример, который ученикам необходимо решить:

Урок устного счета в сельской школе math (660x468, 287Kb)

Урок устного счета в сельской школе UstnySchet-2 (234x43, 7Kb)

Задача, изображенная на картине, не могла быть предложена ученикам стандартной начальной школы: в программе одноклассных и двуклассных начальных народных училищ не предусматривалось изучение понятия степени. Однако Рачинский не следовал типовому учебному курсу; он был уверен в отличных математических способностях большинства крестьянских детей и считал возможным существенное усложнение программы по математике.

Решение задачи Рачинского

Первый способ решения

Для того, чтобы решить это выражение существует несколько способов. Если вы в школе учили квадраты чисел до 20 или до 25, то скорее всего она не вызовет у вас особого труда. Это выражение равно: (100+121+144+169+196) разделить на 365, что в итоге преобразовывается в частное 730 и 365, что равняется: 2. Чтобы решить пример этим способом вам могут пригодиться навыки внимательности и умение держать в уме несколько промежуточных ответов.

Второй способ решения

Если вы в школе не учили значения квадратов чисел до 20, то вам может пригодиться простой способ, основанный на применении опорного числа. Этот способ позволяет просто и быстро перемножать два любых числа, меньшие 20. Способ очень прост, нужно к первому числу прибавить единицу второго, умножить эту сумму на 10, а затем прибавить произведение единиц. Например: 11*11=(11+1)*10+1*1=121. Остальные квадраты находятся также:

12*12=(12+2)*10+2*2=140+4=144

13*13=160+9=169

14*14=180+16=196

Затем, найдя все квадраты, задание можно решить так же, как показано в первом способе.

Третий способ решения

Еще один способ предполагает использовать упрощение числителя дроби, основанное на использовании формул квадрата суммы и квадрата разности. Если попытаться выразить квадраты в числителе дроби через число 12, то получим следующее выражение. (12 - 2)2 + (12 - 1)2 + 122 + (12 + 1)2 + (12 + 2)2 . Если вы хорошо знаете формулы квадрата суммы и квадрата разности, то вы поймете, как это выражение легко привести к виду: 5*122+2*22+2*12, что равняется 5*144+10=730. Чтобы 144 умножить на 5 достаточно просто поделить это число на 2 и умножить на 10, что равняется 720. Потом это выражение делим на 365 и получаем: 2.

Четвертый способ решения

Также эту задачу можно решить за 1 секунду, если вы знаете последовательности Рачинского.

Последовательности Рачинского для счета в уме

Для решения знаменитой задачи Рачинского можно также использовать и дополнительные знания о закономерностях суммы квадратов. Речь идет именно о тех суммах, которые называются последовательностями Рачинского. Так математически можно доказать, что следующие суммы квадратов равны:

32+42 = 52 (обе суммы равняются 25)

102+112+122 = 132+142 (сумма равняется 365)

212+222+232+242 = 252+262+272 (что составляет 2030)

362+372+382+392+402 = 412+422+432+442 (что равняется 7230)

Чтобы найти любую другую последовательность Рачинского, достаточно просто составить уравнение следующего вида (обратите внимание, что всегда в такой последовательности справа количество суммируемых квадратов на один меньше, чем слева):

n2 + (n+1)2 = (n+2)2

Это уравнение сводится к квадратному уравнению и легко решается. В данном случае «n» равняется 3, что соответствует первой последовательности Рачинского, описанной выше (32+42 = 52).

Таким образом, решение знаменитого примера Рачинского, можно произвести в уме еще быстрее, чем было описано в данной статье, просто зная вторую последовательность Рачинского, а именно:

102+112+122+132+142 = 365 + 365

В итоге уравнение с картины Богдана-Бельского принимает вид (365 + 365)/365, что, несомненно, равняется двум.

Также последовательность Рачинского может пригодиться и для решения других задач из сборника "1001 задача для умственного счета" Сергея Рачинского.

*
Ума и здоровья.



Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 2202 2062 8536 7715. ЮMoney 410013946572302.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Листала ВК и наткнулась на классическую нямку: здесь и маринад из кетчунеза, и длительное запекание, и полные экспрессии художественные мазки майонеза на перепёлках. Блюдо предлагается как новогоднее угощение. Автор рецепта и фото: Ирина Колесникова Собственно рецепт (орфография и пунк ...
Ёлка осыпается при каждом неосторожном движении, стеклянно шелестят сухие иголки, и остаётся короткая голая веточка, похожая на руку ребёнка без варежки, высунувшуюся из слишком широкого зелёного рукава. Каждый раз думаю глупую мысль, что она мёрзнет. Глупости вообще привязчивы. Не то ...
Что такое бог; сосредоточен ли он всегда на себе самом или же и на нас иногда взирает ; создает ли он каждый день что-нибудь или создал все однажды и навсегда ; часть ли он мира или сам мир ; можно ли ему и сегодня принимать решения и вмешиваться в законы судеб, или же признание ошибки — ...
...
А то я раньше кисочек-цветочки постил ...