Урок ОПэКа
ogreshin — 06.04.2010 Православие, несмотря на то, что формировалось оно как антигностическая и антиманихейская система, в действительности восприняло в себя те самые гностические и манихейские парадигмы, против которых поднимало знамя. Как ни пытались откреститься от идеи предвечного мрака, она все же пролезла в богословие под видом "ничто", из отсутствия которого Бог творит мир. Бог вынужден творить под угрозой атаки этого "ничто", нагло актуализирующегося через сотворенное бытие. Нельзя сотворить разумное существо, не подвергнув его риску погибнуть через неизбежный выбор. Ничто вечно грозит Богу и Его творению, как те самые манихейские "архонты мрака".Принцип гностических иерархий также подменил собой принцип Единого Посредника. В высоком богословии это выразилось в популярности Ареопагитического корпуса, повлиявшего на православную сакраментологию и экклезиологию. В практическом, прикладном богословии это воплотилось в культе святых, посредничающих между Богом и верующим. В сотериологии гностические иерархии обосновались под видом демонов-мытарей.