Урок физики в гуманитарной школе

топ 100 блогов Сообщество "БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ" — 05.11.2011

 

Урок физики в гуманитарной школе.

Класс у нас был замечательный. Нам было здорово вместе.

 Можно сказать вполне, что мы просто любили друг друга. Как большая семья. Всё-таки мы находились в школе до шести часов вечера. Домой ездили только ночевать. 

Были среди нас и звёзды, и гении,  были и вполне себе недалёкие и даже с довольно средними способностями. Таких  мы не задевали, снисходили. В классе было  пять  математиков даже.

Одну девочку, Москалёву Наташу, мы так и называли ( и до сих пор называем) - «Мозги». Она говорила ответ задачи до того, как задача была написана на доске.

 Но какая же зануда была! Пристала как-то к директрисе, преподававшей историю, зачем, мол, ввели войска в Чехословакию?! Ну, вобщем, прямолинейная очень была.  Мы-то уже понимали, что это был глупый вопрос. Тем более, заданный  директору школы.  Кто ж такие вопросы задаёт.

Гений – Саша Андреев мог сделать доклад на латинском языке. Учился только на пятёрки. Даже четвёрок не имел. Всё музыку сочинял, да ещё  со словами к ней. Мучил нас своими песнями. Прямо бегал по коридору и требовал, чтобы послушали. Хоть кто-нибудь.Попробуй поморщись – вмиг окатит презрением. Не дано, мол, гения понять нам, глубоко ограниченным людям.

Физику у нас не понимал никто. Учителя менялись,  как картинки в мультфильме.Мы не успевали запомнить имена. Обычно на первом уроке они все сорок пять  минут  рассказывали нам о своих заслугах в области просвещения, о том, как их умоляли на коленях взять нашу непростую школу, о том, как они исключительно из уважения к директору пришли сюда работать. Как в омут какой-то бросились. И собираются завтра же не прийти на работу. А мы должны были умирать от счастья, что у нас уроки физики всё-таки проводятся. Счастливчики.

Мы вежливо и даже сочувственно слушали, не перебивая, читая под партами художественную литературу, терпеливо изображая сострадание и следя за тем, чтобы нас не разоблачили.

 Не очень удобно всё-таки – два дела сразу.

Только на следующем уроке произносились какие-то слова, какие можно было обнаружить  в учебнике по физике. Мы старались напряжённо вслушиваться.

В нашем классе были разные девочки.

Одна, например, Люда Архипова ( Люда, привет, если прочтёшь!) мечтала стать балериной.

В балет её не взяли – слишком мала была ростом. Я ей рисовала балерин в разных позах и она очень благодарила.  Однажды даже расплакалась и сказала, что я наверняка буду великой художницей. Глупенькая. На  уроках  ритмики нам ставили её в пример. Поскольку лучше неё никто исполнить не мог. Особенно полька у неё получалась хорошо. Куда ножка- туда и носик.  Даже я так не могла.  Но вот уроки учить  у неё не всегда получалось.

 Когда Архипову вызывали к доске, она вставала в красивую  третью позицию, грациозно поворачивала головку с тонюсенькой косичкой к плечику  и начинала  медленно  клонить голову.  Ниже-ниже. С носика, сильно смахивавшего на пипетку, начинало капать. Прямо на паркет. То ещё зрелище. Мы её так и называли «Пипетка».

 Моя  подруга и соседка по парте Лена Кулик толкала меня локтем: « Вальк,  смотри, Пипетка закапала…Сейчас будет умолять, чтобы ей двойку не ставили. Типа, свет во всём доме выключили до утра и сестра одновременно приехала из Норильска. Неожиданно».

 Я презирала все эти сцены.

А ещё у нас была девочка Таня Клочко. «Клочко-Молочко.»

 Её бабушка как-то пришла к нам в класс с вышитым бисером ридикюлем, вся такая напудренная и явно какая-то дореволюционная,   и начала с надменностью допрашивать  нашу классную, почему детям не дают горячее какао?  Её Таня всегда по утрам пьёт горячее какао…и носит фильдеперсовые чулочки. Я потом  в  словаре посмотрела, что  означает это  такое красивое слово.

 Клочко-Молочко   была необыкновенно старательная.  До отвращения.  Но вот с воображением у неё было туго,  да и ещё она обладала врождённым отсутствием чувства юмора. Подруг у Клочка-Молочка не было.

Школа наша жила в атмосфере непрекращающихся праздников. Мы периодически выступали   хором на школьной сцене. Пели замечательные пионерские песни, французские всякие.

Так вот. Если на сцену вместе с классом   поднималась Клочко-Молочко, была молчаливая установка  не смотреть в её сторону.

 Потому что слишком был велик риск  оскандалиться и сорвать выступление.

И никто бы не разбирался, почему да отчего.

 А дело было в том, что она пела с таким сосредоточенным выражением лица и одержимостью во взгляде, так  аккуратно открывала уточкой рот, что смотреть на это было просто опасно. От хохота можно было  дать такого петуха, что весь  концерт провалился бы в ту же секунду.

Итак, когда Клочко-Молочко выходила    «на публику», все старались не поворачивать голову  в её сторону ни в коем случае. Как начнёт петь  старательно  «Не крутите пёстрый глобус…», так все начинали шумно дышать.

 Глаза аж зажмуривали, чтобы случайно не взглянуть.

Что касается автора рассказа, то я была той самой «душой класса» непонятным образом чувствовавшей, чего больше всего хочется народу в текущий момент. и ногда даже выполнявшей прихоти  коллектива.

 Например? Пожалуйста.

  Увести класс в кинотеатр " Форум"  на просмотр «Обнажённой Махи»? Про Гойу-то?

Да элементарно. Вообще не вопрос. Был и такой случай. И вину за прогул урока физики всем классом взяла на себя:  я, мол, подбила и соблазнила. Никто не виноват. И вообще, мы думали,  что всё равно  урока не будет и учительница  резко заболела. Врала и  аж дымилась от стыда. Но ради друзей можно и пострадать. Огонь на себя, это называется. Зато все  кинулись потом изучать творчество Фейхтвангера. Наша умнейшая завуч по французскому  Инна Осиповна как-то грустно посмотрела на меня из-под своих очков, вздохнула и проговорила:

   «Ах, Валюня, Валюня…Так и будешь всю жизнь   вину  за других брать  на себя?!»

Она отлично меня знала, как и каждого из учеников школы. О том, что класс решил пойти в кино вместо физики, я узнала последней. Мне предстояло только смотаться за билетами и «махнуть флажком», когда можно было выдвигаться из школы.

Пока ребята выходили по одному, я заговаривала зубы нянечке  тёте Симе,  родной сестре директрисы  Валентины Степановны, между прочим.

 Правда, об  этом - о том, что директриса и нянечка были родными сёстрами,  мы узнали только после их смерти.

   Итак, наш 10-й Б  был прощён.

 На физике я выходила из положения легко.  Доклады готовила.  Милое дело, между прочим.  Очень драматично могла рассказать о судьбе учёного… с душераздирающими подробностями. Все заслушивались.

Я получала свои пять  баллов, они перемежались с двойками, в итоге была тройка  в четверти и я могла спокойно продолжать читать художественную литературу под партой или обмениваться лирическими записками с подругами. Правда,  неплохая зрительная память  тоже здорово выручала.

Могла просто нарисовать на доске всё,  что видела на предыдущем, включая учительницу.

 Окна и даже учеников на первых партах. Это производило сильное впечатление. Вместо двойки мне ставили тройку. И я шла дочитывать книжку на своё место под благодарный гул и нежные взгляды  одноклассников.

«Ну, Вальк, ты даёшь! Здорово»!»

 Никогда не забуду одну мизансцену…

Наступил последний день четверти. Физика. Последний урок.

 Учительница проработала с нашим классом  всю четверть, не уходила, продержалась…

Редкое мужество!  Это была полная седая женщина с круглыми очками.

У неё тоже было врождённое отсутствие чувства юмора. Она не улыбалась вообще никогда. Мы её называли «Блюдечки-Очки». Почему-то  мы ей казались иезуитами. Она периодически так нас и  называла: «Иезуиты вы!!!»

 В классе наступала мгновенная тишина, мы сидели, низко опустив головы,   стараясь не поднимать глаза. Бывало, так и сидели до конца, пока звонок не прозвенит. Мы не хотели  быть никакими иезуитами. Очень  жалели учительницу. Правда,  тогда кинулись искать это слово в словаре и книжках.   Интересные вещи там  выяснились.

Надо ли говорить, что случаи неуважительного отношения к учителю у нас были исключены, конечно.

А рассказать я хочу об одном случае на уроке физики.

Случилась однажды такая тема: «Турбогенератор».  Последняя  тема в учебнике.

«Блюдечки-очки» вызвали меня к  доске. Нашли  кого вызывать.

«Где этот турбогенератор и где я»-  тоскливо промелькнуло  в голове.  Не забыть бы это слово. Произнести это слово  с по возможности умным  выражением лица - вот, собственно, и  всё,  на что я была способна.

 Урок проходил не в кабинете  физики, а в нашем родном классе. Все уже как-то настроились на последний день перед каникулами, настроение было соответствующее. Кто-то откинулся на стул, покачиваясь, кто-то раскрыл книгу, изящно скрывая  зевоту. Окно класса был приоткрыто. Когда прозвучала моя фамилия, класс заулыбался. Предвкушалось наблюдение за творческим процессом рисования пейзажа, включавшего в том числе и турбогенератор.  А вдруг?

Будто я в состоянии такое нарисовать. Я вышла к доске с лёгким холодком под сердцем. Встала у доски и залюбовалась видом за окном. Наступало моё любимейшее время года – предощущение весны. Оно всегда совпадало с  последней неделей марта – весенними каникулами. Через минуту Блюдечки – Очки вызвали Люду Архипову.  Тоже артистку. Но в другом жанре. Ей тоже предстояло рассказать о принципе работы турбогенератора  (какое всё-таки ужасное это слово!)

 Для полного  аккорда прозвучала фамилия Тани  Клочко. Обе девочки вышли, кротко взглянув на Блюдечки.  Херувимки.  «Выучили всё, небось», - с тревогой подумала  я. – То есть я одна подвергнусь позору.

Из окна пахнуло  весной, талым снегом. Подумалось, что всё в этой жизни проходит. Не стоит агравировать, как говорила наша учительница литературы. Но прожить достойно ближайшие двадцать минут всё-таки нужно было.

Блюдечки-Очки отвернулись к окну и, кажется, забыли, где они находятся. Погрузились глубоко в свои мысли. В классе стало тихо. Вернуть их  из этого состояния дураков не было.

Я решила  хотя бы начать делать первые наброски. Класс заинтересовался. Кто-то приготовился  подсказывать детали.Пока я рисовала, Люда Архипова  задумчиво меняла положения ног – то в третьей позиции, то, вообще, в пятой.

 У меня ёкнуло:  «Тоже не знает ни шиша. Ну-ну…»

Клочко-Молочко, кажется, знала всё.  Ей предстояло написать на доске решение двух задачек.

Таня Клочко,  холодно и  неприятно-снисходительно поглядывая  на нас, полных дур,   начала довольно бойко постукивать мелом по доске…Она была нам не товарищ. Как гусь свинье.

Мой рисунок подходил к концу, но я не могла не понимать, что   главного-то и не было. Турбогенератора,   то есть,  не было нарисовано. Ага.  Стало скучновато так просто стоять… Блюдечки  к классу не поворачивались. Может, не случайно? Знали, кто у доски-то. Что там интересного у доски можно было обнаружить?

В этот  момент я увидела, что Людка Архипова взяла в правую руку деревянную полтрованную указку и начала нервно водить  ею по ноге.  Как будто чесалось у неё что-то.Вниз-вверх. Вниз-вверх. Сосредоточилась. И лицо такое отрешённо - обречённое.  Расстроилась сильно потому что. Сказать тоже не может ни слова, как и я.

Клочко-Молочко постукивала бойко мелом по доске, как заяц по барабану. Ограниченная.

Она ведь и на французском всё наизусть учила. Нет, чтобы своими  словами рассказать. Мы таких презирали.  Не было в ней ни полёта, ни фантазии. Пингвинка жирная. «Не крутите пёстрый глобус…» Тьфу!

Тем временем, процесс натирания чулка указкой начал приобретать странноватый характер. Уж очень Пипетка увлеклась. Я оставила свой пейзаж. Почему-то посмотрела на серенькие мышиные занавески на доске. Класс тоже притих. Вот и первые капли на паркете. Сценарий известный и давно отработан. 

И вдруг…Пипетка замерла. Я даже голову на бок повернула. Прижала к левому плечу. Указки в руках у Пипетки не было.  Она растерянно оглянулась  на меня.

Я не выдержала: «Люд, куда ты указку дела?!»

-Я не знаю…

-Да ты что?! Давай искать...

-Ой, Валь…Кажется, она у меня в чулке… Что делать?

-Ой-ё-ёй…Что ж ты… Кошмар! Давай, вытаскивай как-нибудь…

-Не могу…

На паркете пятнышко от слёз Пипетки стало темнеть…

Класс напрягся.

И вот тут Пипетка собрала всю свою волю в кулачок и начала отчаянно  вытаскивать  указку из чулка…Она же вроде полированная, деревянная…Но вдруг-заноза может получиься?!

Нервы у меня сдали.

У меня начался не просто истерический хохот.  Это было иное. Я  уже за себя испугалась. Зрелище было явно не для тех, кто в состоянии владеть собой в полном смысле слова. Дело осложнилось ведь ещё  и тем, что, пытаясь вызволить указку из чулка, неизбежно пришлось бы приподнять край платья школьной формы…стоя перед всем классом у  доски.

 Это было исключено.

Такое допустить было невозможно. Прошкандыбать на  место , в крайнем случае, с указкой в чулке, тоже было проблематично.

Кто-то другой ещё мог бы ей помочь…Но как? Вряд-ли я могла на глазах у всех заняться таким необычным делом.

Пипетка смачивала паркет слезами, указка топорщилась из чулка, положение было  аховым.

Я уже начала  оседать  от  беззвучного смеха, оглядываясь на занавеску. Смеяться в  класcе  мне было противопоказано. Говорили, что лучше этого  не делать. Потому что за мной начинал  хохотать весь класс.Часто срывались уроки  из-за этого. Если надо было отменить ь урок ( как правило, физику) , так и говорили:« А давайте  Valentine рассмешим!!». То есть такой смех заразительный. Нехорошо, конечно. Сама понимаю.

Тем не менее, Пипетку надо было спасать. Причём срочно.

Класс колыхался. Начались стоны.  Вызывающие и не совсем пристойные. С подвыванием и попискиванием.  Блюдечки-Очки погрузились в  себя до упора .Отключились, что ли?!

Кто-то захотел передать нам учебник физики, как спасательный круг  тонущим на корабле. Но как? Вредная и невозмутимая Клочко-Молочко ни за что бы не стала участвовать в таком неблаговидном  действии. Она была принципиальная. «Не крутите пёстрый глобус…»

Ага, кто-то будет учить, а кто-то – так просто? Нетушки!

Я была слегка уже не в себе. Соображала не очень. Мне было реально плохо.Только Пипетка не обращала внимания ни на что, сосредоточившись на своей беде.

И вот кто-то, у кого тоже нервы не  из пластмассы, просто…бросил учебник  под ноги, находившиеся чётко в третьей позиции. Прямо  как убитую птицу на театральной сцене. Учебник физики лежал на полу перед Пипеткой. Аккуратно так между ступнями, строго по внутреннему контуру.  

Неприятная Клочко-Молочко отвернулась с отвращением.

А я подняла. Я не гордая. Сидя на корточках от разрывающего меня смеха, я непослушными  руками раскрыла книжку на нужном месте.

Но толку.

 Блюдечки- Очки упорно стояли к классу спиной. Чего добивалась?

И вдруг я с ужасом осознала, что, даже глядя в параграф, я всё равно ничего там не понимаю.

Мне жутко неинтересно было, как устроен турбогенератор, вот в чём было дело!

-Люд, возьми учебник! Может,  что-нибудь скажешь!

  У меня-то  всё равно будет два балла. Хоть ты…

Пипетка меняла положение ног всё чаще и чаще…Как кукла Суок из «Трёх Толстяков».

Что-то она мне не нравилась.

Я взглянула на Клочко-Молочко. На её лице была брезгливая гримаса. Угораздило же в такой компании оказаться у доски. И вот тут наша одноклассница – пример всем ребятам, начала тараторить решение задачи. Отлично отдавая себе отчёт, что её абсолютно никто не слушает. Она была человеком добросовестным и абсолютно без юмора.

Я потеряла контроль над собой и взглянула на лицо Молочка. Это был смертельный  номер. …Губки её то открывались, то закрывались, как в детской пищалке «уйди-уйди»…

В этот не самый удачный момент Блюдечки-Очки отлипли от подоконника и повернулись к классу. Класса уже не было. Слегка пошевеливались столы. Под столами были все. Мои дорогие одноклассники подталкивали их снизу в пароксизмах уже принимавшего какой-то нездоровый характер хохота. «Не крутите пёстрый глобус» с достоинством, даже слегка самодовольно  оглядывала опустевший класс с пошевеливающими столами и сдвинутыми хаотично стульями. Вот когда полное отсутствие чувства юмора спасло по-настоящему. Пипетка являла собой живую скульптуру -картину «Пьетта». Я где-то видела такое, в какой-то книжке про итальянскую архитектуру.

Мой рисунок на доске не понравился Блюдечкам. Ей надоело.  Мне было предложено подготовить какой-нибудь доклад, чтобы исправить двойку в четверти по физике.

 «Пьетта» была отпущена. Ей – три очка. За травму во время ответа у доски. Прозвенел звонок и  мы пошли на урок по литературному переводу. Там  у меня не было конкурентов.

А «Некрутитепёстрый глобус» получила пять баллов. Но мы её не любили. Как и физику.

  

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Вот тут: "Пятая колонна" в Российской Федерации подключается к войне против Сирии Дуэт Эль-Мурид и Марат Мусин долго рассказывают про события в Сирии. Толково рассказывают. Но это только упаковка. Косточка, которую должен заглотить незаметно ...
Звучит довольно иронично, но на самом деле интернет был создан для экономии времени ...
Вот интересно, имеет человек или нет. С одной стороны вроде бы и имеет. Но с другой стороны - как-то непонятно, можно ли его высказывать. Вот общаюсь я с барышней, например. Учу ее, скажем, не знаю, китайскому. И барышня, скажем, пахнет. Ну плохо она мне ...
. В продолжение темы "Глава т.н. ДНР террорист Захарченко убит в результате взрыва в центре Донецка. Ave Пастор?" "Вместе с террористом Захарченко взорван "министр доходов и сборов" "Ташкент" /Фото/" Информационные агентства т.н. Новороссии сообщают, что в Донецке по горячим ...