Урок физики в гуманитарной школе

Урок физики в гуманитарной школе.
Класс у нас был замечательный. Нам было здорово вместе.
Можно сказать вполне, что мы просто любили друг друга. Как большая семья. Всё-таки мы находились в школе до шести часов вечера. Домой ездили только ночевать.
Были среди нас и звёзды, и гении, были и вполне себе недалёкие и даже с довольно средними способностями. Таких мы не задевали, снисходили. В классе было пять математиков даже.
Одну девочку, Москалёву Наташу, мы так и называли ( и до сих пор называем) - «Мозги». Она говорила ответ задачи до того, как задача была написана на доске.
Но какая же зануда была! Пристала как-то к директрисе, преподававшей историю, зачем, мол, ввели войска в Чехословакию?! Ну, вобщем, прямолинейная очень была. Мы-то уже понимали, что это был глупый вопрос. Тем более, заданный директору школы. Кто ж такие вопросы задаёт.
Гений – Саша Андреев мог сделать доклад на латинском языке. Учился только на пятёрки. Даже четвёрок не имел. Всё музыку сочинял, да ещё со словами к ней. Мучил нас своими песнями. Прямо бегал по коридору и требовал, чтобы послушали. Хоть кто-нибудь.Попробуй поморщись – вмиг окатит презрением. Не дано, мол, гения понять нам, глубоко ограниченным людям.
Физику у нас не понимал никто. Учителя менялись, как картинки в мультфильме.Мы не успевали запомнить имена. Обычно на первом уроке они все сорок пять минут рассказывали нам о своих заслугах в области просвещения, о том, как их умоляли на коленях взять нашу непростую школу, о том, как они исключительно из уважения к директору пришли сюда работать. Как в омут какой-то бросились. И собираются завтра же не прийти на работу. А мы должны были умирать от счастья, что у нас уроки физики всё-таки проводятся. Счастливчики.
Мы вежливо и даже сочувственно слушали, не перебивая, читая под партами художественную литературу, терпеливо изображая сострадание и следя за тем, чтобы нас не разоблачили.
Не очень удобно всё-таки – два дела сразу.
Только на следующем уроке произносились какие-то слова, какие можно было обнаружить в учебнике по физике. Мы старались напряжённо вслушиваться.
В нашем классе были разные девочки.
Одна, например, Люда Архипова ( Люда, привет, если прочтёшь!) мечтала стать балериной.
В балет её не взяли – слишком мала была ростом. Я ей рисовала балерин в разных позах и она очень благодарила. Однажды даже расплакалась и сказала, что я наверняка буду великой художницей. Глупенькая. На уроках ритмики нам ставили её в пример. Поскольку лучше неё никто исполнить не мог. Особенно полька у неё получалась хорошо. Куда ножка- туда и носик. Даже я так не могла. Но вот уроки учить у неё не всегда получалось.
Когда Архипову вызывали к доске, она вставала в красивую третью позицию, грациозно поворачивала головку с тонюсенькой косичкой к плечику и начинала медленно клонить голову. Ниже-ниже. С носика, сильно смахивавшего на пипетку, начинало капать. Прямо на паркет. То ещё зрелище. Мы её так и называли «Пипетка».
Моя подруга и соседка по парте Лена Кулик толкала меня локтем: « Вальк, смотри, Пипетка закапала…Сейчас будет умолять, чтобы ей двойку не ставили. Типа, свет во всём доме выключили до утра и сестра одновременно приехала из Норильска. Неожиданно».
Я презирала все эти сцены.
А ещё у нас была девочка Таня Клочко. «Клочко-Молочко.»
Её бабушка как-то пришла к нам в класс с вышитым бисером ридикюлем, вся такая напудренная и явно какая-то дореволюционная, и начала с надменностью допрашивать нашу классную, почему детям не дают горячее какао? Её Таня всегда по утрам пьёт горячее какао…и носит фильдеперсовые чулочки. Я потом в словаре посмотрела, что означает это такое красивое слово.
Клочко-Молочко была необыкновенно старательная. До отвращения. Но вот с воображением у неё было туго, да и ещё она обладала врождённым отсутствием чувства юмора. Подруг у Клочка-Молочка не было.
Школа наша жила в атмосфере непрекращающихся праздников. Мы периодически выступали хором на школьной сцене. Пели замечательные пионерские песни, французские всякие.
Так вот. Если на сцену вместе с классом поднималась Клочко-Молочко, была молчаливая установка не смотреть в её сторону.
Потому что слишком был велик риск оскандалиться и сорвать выступление.
И никто бы не разбирался, почему да отчего.
А дело было в том, что она пела с таким сосредоточенным выражением лица и одержимостью во взгляде, так аккуратно открывала уточкой рот, что смотреть на это было просто опасно. От хохота можно было дать такого петуха, что весь концерт провалился бы в ту же секунду.
Итак, когда Клочко-Молочко выходила «на публику», все старались не поворачивать голову в её сторону ни в коем случае. Как начнёт петь старательно «Не крутите пёстрый глобус…», так все начинали шумно дышать.
Глаза аж зажмуривали, чтобы случайно не взглянуть.
Что касается автора рассказа, то я была той самой «душой класса» непонятным образом чувствовавшей, чего больше всего хочется народу в текущий момент. и ногда даже выполнявшей прихоти коллектива.
Например? Пожалуйста.
Увести класс в кинотеатр " Форум" на просмотр «Обнажённой Махи»? Про Гойу-то?
Да элементарно. Вообще не вопрос. Был и такой случай. И вину за прогул урока физики всем классом взяла на себя: я, мол, подбила и соблазнила. Никто не виноват. И вообще, мы думали, что всё равно урока не будет и учительница резко заболела. Врала и аж дымилась от стыда. Но ради друзей можно и пострадать. Огонь на себя, это называется. Зато все кинулись потом изучать творчество Фейхтвангера. Наша умнейшая завуч по французскому Инна Осиповна как-то грустно посмотрела на меня из-под своих очков, вздохнула и проговорила:
«Ах, Валюня, Валюня…Так и будешь всю жизнь вину за других брать на себя?!»
Она отлично меня знала, как и каждого из учеников школы. О том, что класс решил пойти в кино вместо физики, я узнала последней. Мне предстояло только смотаться за билетами и «махнуть флажком», когда можно было выдвигаться из школы.
Пока ребята выходили по одному, я заговаривала зубы нянечке тёте Симе, родной сестре директрисы Валентины Степановны, между прочим.
Правда, об этом - о том, что директриса и нянечка были родными сёстрами, мы узнали только после их смерти.
Итак, наш 10-й Б был прощён.
На физике я выходила из положения легко. Доклады готовила. Милое дело, между прочим. Очень драматично могла рассказать о судьбе учёного… с душераздирающими подробностями. Все заслушивались.
Я получала свои пять баллов, они перемежались с двойками, в итоге была тройка в четверти и я могла спокойно продолжать читать художественную литературу под партой или обмениваться лирическими записками с подругами. Правда, неплохая зрительная память тоже здорово выручала.
Могла просто нарисовать на доске всё, что видела на предыдущем, включая учительницу.
Окна и даже учеников на первых партах. Это производило сильное впечатление. Вместо двойки мне ставили тройку. И я шла дочитывать книжку на своё место под благодарный гул и нежные взгляды одноклассников.
«Ну, Вальк, ты даёшь! Здорово»!»
Никогда не забуду одну мизансцену…
Наступил последний день четверти. Физика. Последний урок.
Учительница проработала с нашим классом всю четверть, не уходила, продержалась…
Редкое мужество! Это была полная седая женщина с круглыми очками.
У неё тоже было врождённое отсутствие чувства юмора. Она не улыбалась вообще никогда. Мы её называли «Блюдечки-Очки». Почему-то мы ей казались иезуитами. Она периодически так нас и называла: «Иезуиты вы!!!»
В классе наступала мгновенная тишина, мы сидели, низко опустив головы, стараясь не поднимать глаза. Бывало, так и сидели до конца, пока звонок не прозвенит. Мы не хотели быть никакими иезуитами. Очень жалели учительницу. Правда, тогда кинулись искать это слово в словаре и книжках. Интересные вещи там выяснились.
Надо ли говорить, что случаи неуважительного отношения к учителю у нас были исключены, конечно.
А рассказать я хочу об одном случае на уроке физики.
Случилась однажды такая тема: «Турбогенератор». Последняя тема в учебнике.
«Блюдечки-очки» вызвали меня к доске. Нашли кого вызывать.
«Где этот турбогенератор и где я»- тоскливо промелькнуло в голове. Не забыть бы это слово. Произнести это слово с по возможности умным выражением лица - вот, собственно, и всё, на что я была способна.
Урок проходил не в кабинете физики, а в нашем родном классе. Все уже как-то настроились на последний день перед каникулами, настроение было соответствующее. Кто-то откинулся на стул, покачиваясь, кто-то раскрыл книгу, изящно скрывая зевоту. Окно класса был приоткрыто. Когда прозвучала моя фамилия, класс заулыбался. Предвкушалось наблюдение за творческим процессом рисования пейзажа, включавшего в том числе и турбогенератор. А вдруг?
Будто я в состоянии такое нарисовать. Я вышла к доске с лёгким холодком под сердцем. Встала у доски и залюбовалась видом за окном. Наступало моё любимейшее время года – предощущение весны. Оно всегда совпадало с последней неделей марта – весенними каникулами. Через минуту Блюдечки – Очки вызвали Люду Архипову. Тоже артистку. Но в другом жанре. Ей тоже предстояло рассказать о принципе работы турбогенератора (какое всё-таки ужасное это слово!)
Для полного аккорда прозвучала фамилия Тани Клочко. Обе девочки вышли, кротко взглянув на Блюдечки. Херувимки. «Выучили всё, небось», - с тревогой подумала я. – То есть я одна подвергнусь позору.
Из окна пахнуло весной, талым снегом. Подумалось, что всё в этой жизни проходит. Не стоит агравировать, как говорила наша учительница литературы. Но прожить достойно ближайшие двадцать минут всё-таки нужно было.
Блюдечки-Очки отвернулись к окну и, кажется, забыли, где они находятся. Погрузились глубоко в свои мысли. В классе стало тихо. Вернуть их из этого состояния дураков не было.
Я решила хотя бы начать делать первые наброски. Класс заинтересовался. Кто-то приготовился подсказывать детали.Пока я рисовала, Люда Архипова задумчиво меняла положения ног – то в третьей позиции, то, вообще, в пятой.
У меня ёкнуло: «Тоже не знает ни шиша. Ну-ну…»
Клочко-Молочко, кажется, знала всё. Ей предстояло написать на доске решение двух задачек.
Таня Клочко, холодно и неприятно-снисходительно поглядывая на нас, полных дур, начала довольно бойко постукивать мелом по доске…Она была нам не товарищ. Как гусь свинье.
Мой рисунок подходил к концу, но я не могла не понимать, что главного-то и не было. Турбогенератора, то есть, не было нарисовано. Ага. Стало скучновато так просто стоять… Блюдечки к классу не поворачивались. Может, не случайно? Знали, кто у доски-то. Что там интересного у доски можно было обнаружить?
В этот момент я увидела, что Людка Архипова взяла в правую руку деревянную полтрованную указку и начала нервно водить ею по ноге. Как будто чесалось у неё что-то.Вниз-вверх. Вниз-вверх. Сосредоточилась. И лицо такое отрешённо - обречённое. Расстроилась сильно потому что. Сказать тоже не может ни слова, как и я.
Клочко-Молочко постукивала бойко мелом по доске, как заяц по барабану. Ограниченная.
Она ведь и на французском всё наизусть учила. Нет, чтобы своими словами рассказать. Мы таких презирали. Не было в ней ни полёта, ни фантазии. Пингвинка жирная. «Не крутите пёстрый глобус…» Тьфу!
Тем временем, процесс натирания чулка указкой начал приобретать странноватый характер. Уж очень Пипетка увлеклась. Я оставила свой пейзаж. Почему-то посмотрела на серенькие мышиные занавески на доске. Класс тоже притих. Вот и первые капли на паркете. Сценарий известный и давно отработан.
И вдруг…Пипетка замерла. Я даже голову на бок повернула. Прижала к левому плечу. Указки в руках у Пипетки не было. Она растерянно оглянулась на меня.
Я не выдержала: «Люд, куда ты указку дела?!»
-Я не знаю…
-Да ты что?! Давай искать...
-Ой, Валь…Кажется, она у меня в чулке… Что делать?
-Ой-ё-ёй…Что ж ты… Кошмар! Давай, вытаскивай как-нибудь…
-Не могу…
На паркете пятнышко от слёз Пипетки стало темнеть…
Класс напрягся.
И вот тут Пипетка собрала всю свою волю в кулачок и начала отчаянно вытаскивать указку из чулка…Она же вроде полированная, деревянная…Но вдруг-заноза может получиься?!
Нервы у меня сдали.
У меня начался не просто истерический хохот. Это было иное. Я уже за себя испугалась. Зрелище было явно не для тех, кто в состоянии владеть собой в полном смысле слова. Дело осложнилось ведь ещё и тем, что, пытаясь вызволить указку из чулка, неизбежно пришлось бы приподнять край платья школьной формы…стоя перед всем классом у доски.
Это было исключено.
Такое допустить было невозможно. Прошкандыбать на место , в крайнем случае, с указкой в чулке, тоже было проблематично.
Кто-то другой ещё мог бы ей помочь…Но как? Вряд-ли я могла на глазах у всех заняться таким необычным делом.
Пипетка смачивала паркет слезами, указка топорщилась из чулка, положение было аховым.
Я уже начала оседать от беззвучного смеха, оглядываясь на занавеску. Смеяться в класcе мне было противопоказано. Говорили, что лучше этого не делать. Потому что за мной начинал хохотать весь класс.Часто срывались уроки из-за этого. Если надо было отменить ь урок ( как правило, физику) , так и говорили:« А давайте Valentine рассмешим!!». То есть такой смех заразительный. Нехорошо, конечно. Сама понимаю.
Тем не менее, Пипетку надо было спасать. Причём срочно.
Класс колыхался. Начались стоны. Вызывающие и не совсем пристойные. С подвыванием и попискиванием. Блюдечки-Очки погрузились в себя до упора .Отключились, что ли?!
Кто-то захотел передать нам учебник физики, как спасательный круг тонущим на корабле. Но как? Вредная и невозмутимая Клочко-Молочко ни за что бы не стала участвовать в таком неблаговидном действии. Она была принципиальная. «Не крутите пёстрый глобус…»
Ага, кто-то будет учить, а кто-то – так просто? Нетушки!
Я была слегка уже не в себе. Соображала не очень. Мне было реально плохо.Только Пипетка не обращала внимания ни на что, сосредоточившись на своей беде.
И вот кто-то, у кого тоже нервы не из пластмассы, просто…бросил учебник под ноги, находившиеся чётко в третьей позиции. Прямо как убитую птицу на театральной сцене. Учебник физики лежал на полу перед Пипеткой. Аккуратно так между ступнями, строго по внутреннему контуру.
Неприятная Клочко-Молочко отвернулась с отвращением.
А я подняла. Я не гордая. Сидя на корточках от разрывающего меня смеха, я непослушными руками раскрыла книжку на нужном месте.
Но толку.
Блюдечки- Очки упорно стояли к классу спиной. Чего добивалась?
И вдруг я с ужасом осознала, что, даже глядя в параграф, я всё равно ничего там не понимаю.
Мне жутко неинтересно было, как устроен турбогенератор, вот в чём было дело!
-Люд, возьми учебник! Может, что-нибудь скажешь!
У меня-то всё равно будет два балла. Хоть ты…
Пипетка меняла положение ног всё чаще и чаще…Как кукла Суок из «Трёх Толстяков».
Что-то она мне не нравилась.
Я взглянула на Клочко-Молочко. На её лице была брезгливая гримаса. Угораздило же в такой компании оказаться у доски. И вот тут наша одноклассница – пример всем ребятам, начала тараторить решение задачи. Отлично отдавая себе отчёт, что её абсолютно никто не слушает. Она была человеком добросовестным и абсолютно без юмора.
Я потеряла контроль над собой и взглянула на лицо Молочка. Это был смертельный номер. …Губки её то открывались, то закрывались, как в детской пищалке «уйди-уйди»…
В этот не самый удачный момент Блюдечки-Очки отлипли от подоконника и повернулись к классу. Класса уже не было. Слегка пошевеливались столы. Под столами были все. Мои дорогие одноклассники подталкивали их снизу в пароксизмах уже принимавшего какой-то нездоровый характер хохота. «Не крутите пёстрый глобус» с достоинством, даже слегка самодовольно оглядывала опустевший класс с пошевеливающими столами и сдвинутыми хаотично стульями. Вот когда полное отсутствие чувства юмора спасло по-настоящему. Пипетка являла собой живую скульптуру -картину «Пьетта». Я где-то видела такое, в какой-то книжке про итальянскую архитектуру.
Мой рисунок на доске не понравился Блюдечкам. Ей надоело. Мне было предложено подготовить какой-нибудь доклад, чтобы исправить двойку в четверти по физике.
«Пьетта» была отпущена. Ей – три очка. За травму во время ответа у доски. Прозвенел звонок и мы пошли на урок по литературному переводу. Там у меня не было конкурентов.
А «Некрутитепёстрый глобус» получила пять баллов. Но мы её не любили. Как и физику.
|
</> |