Управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги

топ 100 блогов architectstyle09.08.2021


Управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги
Здание управления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Площадь Островского, дом 2


Построен в 1911—1912 годах в стиле неоклассицизм по проекту А. А. Гречанникова(1877—не ранее 1950-х) для управления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Здание облицовано темно-серым гранитом в стиле модернизованной неоклассики, повторяет в декоре фасадов мотивы декора ампира: львиные маски, венки, гирлянды, рога изобилия; фигуры Слав венчают вензель железной дороги. Ныне в здании располагается Управление Октябрьской железной дороги.


Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога
Годы работы 1869—1918 годы. Город управления - Санкт-Петербург. Состояние - вошла в состав нескольких дорог СССР.
Подчинение - «Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги». Протяжённость 2640 км (1913 год)

Герб МВР дороги
Управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги
 The token of Moscow-Vindava-Rybinsk railway
источник

Акционерное общество Рыбинско-Бологовской железной дороги было основано в 1869 году. На момент открытия движения (4 июня 1870 года), длина путей составляла около 280 вёрст. В дальнейшем, активно расширяло свою деятельность в направлении Северо-Запада, за счёт строительства новых линий на территориях современных России, Беларуси, Латвии.

К началу XX века, общество превратилось в одну из крупнейших железнодорожных компаний империи, с годовым доходом в миллионы рублей.
Названия
На протяжении своего существования неоднократно меняла название:
с 1869 года — Рыбинско-Бологовская железная дорога
с 1895 года — Рыбинская железная дорога,
с 1897 года — Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога.
В сентябре 1918 года железная дорога национализирована и передана в ведение Народного комиссариата путей сообщения.
Управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги



Управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги


Управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги

Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога - частная железная дорога, построенная в 1870-1904.

Проходила по территориям Московской, Ярославской, Тверской, Смоленской, Псковской, Новгородской, Петербургской, Витебской, Лифляндской, Курляндской губерний.

Управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги

Связывала Центр России, северо-западный и прибалтийский районы страны, а также районы Сибири и Поволжья с незамерзающим портом Балтийского моря - Виндавой.

Обеспечивала экспорт масла, льна, хлеба, лесных и других строительных материалов. Основные линии: Рыбинск - Бологое (движение открыто в 1870), Чудово - Старая Русса (1878), Рыбинск - Псков (1897), Сонково - Кашин (1898), Сонково - Красный Холм (1899), Москва - Виндава (1901), Царское Село - Дно (1904), Новосокольники - Витебск (1904).

Управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги

Протяжённость (1913) - 2475 вёрст (в т. ч. 29 - двухколейный путь). В подвижном составе 411 паровозов, 11 490 товарных и 572 пассажирских вагона. На дороге построено 860 искусственных сооружений (в т. ч. 692 моста), 49 станций I - IV классов, 13 разъездов, 8 остановочных пунктов, 50 пунктов водоснабжения (в т. ч. 8 - на артезианских скважинах), железнодорожные мастерские (на станциях Великие Луки, Ржев, Новосокольники), школы (на станциях Великие Луки, Новосокольники, Зилан, Ржев, Виндава), технические железнодорожные училище в Великих Луках, больницы, библиотеки.

Управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги


По маршруту паровичка. У моста Московско-Виндавской ж/д. дороги и Дмитровского шоссе   1900 – 1902 Савёловский район
Фото из книги С.Тархова "100 лет Московскому трамваю"
Управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги

В Москве построен Виндавский (ныне Рижский) вокзал в 1897—1901 годах в рамках строительства Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (ныне Рижское направление МЖД) по проекту петербургского архитектора С. А. Бржозовского, автора Витебского вокзала Санкт-Петербурга.

Строительство вокзала велось под руководством архитектора Ю. Ф. Дидерихса, наблюдение за строительством осуществлял Ф. О. Дворжецкий-Богданович.

Бржозовский, Станислав Антонович
Станислав Антонович Бржозовский (1863 — дата смерти неизвестна, 1930-е гг.) — русский архитектор, работавший на железные дороги, автор шедевра стиля модерн — Витебского вокзала в Санкт-Петербурге.

Бржозовский Станислав Антонович, архитектор здания Рижского вокзала.
Памятник у Рижского вокзала
Управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги
источник


Дидерихс, Юлий Фёдорович
Юлий Фёдорович Дидерихс (15 апреля 1872, Москва — 4 августа 1958) — русский и советский архитектор, один из авторов здания Рижского вокзала в Москве



В Виндаве оборудован порт (построены элеватор, амбары, ледник, механизированные пристани). Чистый доход дороги - в пределах 8% от основного капитала (218,7 млн. руб. в 1913).

Управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги

Виндавский (Рижский) вокзал
Железной дорогой были построены Виндавский (Рижский) вокзал в Москве, портовые сооружения в Виндаве (Вентспилс), железнодорожное училище в Великих Луках, школы, больницы и библиотеки.
Управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги
источник


Железнодорожный вокзал в Рыбинске
Управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги
источник

Дорогой руководили 2 управления: Петербургское (Рыбинско-Псковская, Петербурго-Витебская, Новгородская линии) и Московское (линия Москва - Виндава).

Управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги

В центре - Вензель Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги  - МВР
Управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги

Управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги

В правление акционерного общества наряду с представителями аристократии и крупного капитала входил учёный, видный организатор железнодорожного дела в России А. П. Бородин.

Александр Парфеньевич Бородин
Александр Парфеньевич Бородин (28 сентября (10 октября) 1848, Санкт-Петербург Российская империя— 26 марта (7 апреля) 1898 Мерано Италия) — русский инженер и учёный в области железнодорожного транспорта, один из основоположников паровозостроения в России. Статский советник.
Управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги
источник

В 1914-18 для увеличения пропускной способности линий Петроградской сети построено 19 разъездов на участке Петроград - Витебск, 4 - на участке Дно - Псков (обеспечивал снабжением Северный фронт) и 12 - на линии Бологое - Дно; проложены дополнительные пути на участках Бологое - Псков, Чудово - Дно; перешита на широкую колею узкоколейка Старая Русса - Новгород. В сентябре 1918 дорога национализирована, передана НКПС.

По состоянию на начало 1991 основные линии дороги входили в состав Прибалтийской, Северной и Октябрьской железных дорог.


Управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги

Управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги


Из гражданских сооружений, построенных Обществом Московско-Виндаво-Рыбинской дороги, сохранилось здание нынешнего Управления Октябрьской дороги (пл. Островского, 2), созданное по проекту А.Гречанникова.

Архитектор А.А. Гречанников

Atrey у себя в жж рассказал замечательную историю про архитектора А. А. Гречанникова - https://atrey.livejournal.com/472454.html
А. А. Гречанников родился в 1877 году.В 1903 г. окончил в СПб Институт гражданских инженеров, и стал работать архитектором Общества железных дорог. Когда акционеры Московско-Виндавской железной дороги выкупили у какого-то купца двухэтажный дом за Аничковым дворцом и решили построить здание Управления Дороги - они не стали приглашать именитых зодчих, а решили поручить проект "своему",железнодорожному, молодому архитектору.
Александр Александрович проработал в этом проекте буквально все-от общей идеи фасада до деталей интерьеров, и люстр.



https://rzda.ru/info/articles/moskovsko-vindavo-rybinskaya-zh-d/
http://www.citywalls.ru/house9961.html
Альбом гражданских сооружений Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Украинцы в комментах начали мне кидать ссылки на новость, что Путин подписал закон о двойном гражданстве, и при этом ехидно злорадствовать. Совершенно не пойму смысл такого злорадствования. Новость сама вот какая, приведу из Газеты.Ру : Президент России Владимир Путин подписал закон ...
Кладовка Левконои - ...
      УТРОМ   РАСПАХНИ  ОКНО, ПОТЯНИСЬ  И  УЛЫБНИСЬ. ЗДРАВСТВУЙ  СОЛНЦЕ  ВОТ  И  Я, НИЗКО  ...
Идет сбор средств на приобретение книги Казимира Семеновича «Великое искусство артиллерии». Последнее крупное пожертвование пришло от компании «Гейм-Стрим» , известной своими онлайн-играми , в том числе знаменитой игры World of Tanks. «Мы ...
Волгоградский областной суд 19 января рассмотрел ходатайство заместителя генпрокурора РФ по уголовному делу в отношении бывшего председателя Дзержинского районного суда Волгограда 37-летней Юлии Добрыниной. Она обвиняется по ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество в ...