Управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги
architectstyle — 09.08.2021
Здание управления Московско-Виндаво-Рыбинской
железной дороги. Площадь Островского, дом 2
Построен в 1911—1912 годах в стиле неоклассицизм по
проекту А. А. Гречанникова(1877—не ранее
1950-х) для управления Московско-Виндаво-Рыбинской
железной дороги. Здание облицовано темно-серым гранитом в стиле
модернизованной неоклассики, повторяет в декоре фасадов мотивы
декора ампира: львиные маски, венки, гирлянды, рога изобилия;
фигуры Слав венчают вензель железной дороги. Ныне в здании
располагается Управление Октябрьской железной дороги.
Герб МВР дороги
The token of Moscow-Vindava-Rybinsk railway
источник
Акционерное общество Рыбинско-Бологовской железной дороги было
основано в 1869 году. На момент открытия движения (4 июня 1870
года), длина путей составляла около 280 вёрст. В дальнейшем,
активно расширяло свою деятельность в направлении Северо-Запада, за
счёт строительства новых линий на территориях современных России,
Беларуси, Латвии.
Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога - частная железная дорога, построенная в 1870-1904.
Проходила по территориям Московской, Ярославской, Тверской, Смоленской, Псковской, Новгородской, Петербургской, Витебской, Лифляндской, Курляндской губерний.
Связывала Центр России, северо-западный и прибалтийский районы страны, а также районы Сибири и Поволжья с незамерзающим портом Балтийского моря - Виндавой.
Обеспечивала экспорт масла, льна, хлеба, лесных и других строительных материалов. Основные линии: Рыбинск - Бологое (движение открыто в 1870), Чудово - Старая Русса (1878), Рыбинск - Псков (1897), Сонково - Кашин (1898), Сонково - Красный Холм (1899), Москва - Виндава (1901), Царское Село - Дно (1904), Новосокольники - Витебск (1904).
Протяжённость (1913) - 2475 вёрст (в т. ч. 29 - двухколейный путь). В подвижном составе 411 паровозов, 11 490 товарных и 572 пассажирских вагона. На дороге построено 860 искусственных сооружений (в т. ч. 692 моста), 49 станций I - IV классов, 13 разъездов, 8 остановочных пунктов, 50 пунктов водоснабжения (в т. ч. 8 - на артезианских скважинах), железнодорожные мастерские (на станциях Великие Луки, Ржев, Новосокольники), школы (на станциях Великие Луки, Новосокольники, Зилан, Ржев, Виндава), технические железнодорожные училище в Великих Луках, больницы, библиотеки.
В Москве построен Виндавский (ныне Рижский) вокзал в 1897—1901 годах в рамках строительства Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (ныне Рижское направление МЖД) по проекту петербургского архитектора С. А. Бржозовского, автора Витебского вокзала Санкт-Петербурга.
Строительство вокзала велось под руководством архитектора Ю. Ф. Дидерихса, наблюдение за строительством осуществлял Ф. О. Дворжецкий-Богданович.
Памятник у Рижского вокзала
Дидерихс, Юлий Фёдорович
Юлий Фёдорович Дидерихс (15 апреля 1872, Москва — 4 августа 1958) — русский и советский архитектор, один из авторов здания Рижского вокзала в Москве
В Виндаве оборудован порт (построены элеватор, амбары, ледник, механизированные пристани). Чистый доход дороги - в пределах 8% от основного капитала (218,7 млн. руб. в 1913).
Виндавский (Рижский) вокзал
источник
Железнодорожный вокзал в Рыбинске
источник
Дорогой руководили 2 управления: Петербургское (Рыбинско-Псковская, Петербурго-Витебская, Новгородская линии) и Московское (линия Москва - Виндава).
В центре - Вензель Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги - МВР
В правление акционерного общества наряду с представителями аристократии и крупного капитала входил учёный, видный организатор железнодорожного дела в России А. П. Бородин.
Александр Парфеньевич Бородин
Александр Парфеньевич Бородин (28 сентября (10 октября) 1848, Санкт-Петербург Российская империя— 26 марта (7 апреля) 1898 Мерано Италия) — русский инженер и учёный в области железнодорожного транспорта, один из основоположников паровозостроения в России. Статский советник.
источник
В 1914-18 для увеличения пропускной способности линий Петроградской сети построено 19 разъездов на участке Петроград - Витебск, 4 - на участке Дно - Псков (обеспечивал снабжением Северный фронт) и 12 - на линии Бологое - Дно; проложены дополнительные пути на участках Бологое - Псков, Чудово - Дно; перешита на широкую колею узкоколейка Старая Русса - Новгород. В сентябре 1918 дорога национализирована, передана НКПС.
По состоянию на начало 1991 основные линии дороги входили в состав Прибалтийской, Северной и Октябрьской железных дорог.
Из гражданских сооружений, построенных Обществом Московско-Виндаво-Рыбинской дороги, сохранилось здание нынешнего Управления Октябрьской дороги (пл. Островского, 2), созданное по проекту А.Гречанникова.
Архитектор А.А. Гречанников
Atrey у себя в жж рассказал замечательную историю про архитектора А. А. Гречанникова - https://atrey.livejournal.com/472454.html
А. А. Гречанников родился в 1877 году.В 1903 г. окончил в СПб Институт гражданских инженеров, и стал работать архитектором Общества железных дорог. Когда акционеры Московско-Виндавской железной дороги выкупили у какого-то купца двухэтажный дом за Аничковым дворцом и решили построить здание Управления Дороги - они не стали приглашать именитых зодчих, а решили поручить проект "своему",железнодорожному, молодому архитектору.
Александр Александрович проработал в этом проекте буквально все-от общей идеи фасада до деталей интерьеров, и люстр.
https://rzda.ru/info/articles/moskovsko-vindavo-rybinskaya-zh-d/
http://www.citywalls.ru/house9961.html
Альбом гражданских сооружений Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги