УНИКАЛЬНОЕ ЕВАНГЕЛИЕ – СЕМЕЙНАЯ РОМАНОВСКАЯ РЕЛИКВИЯ
Nata1216 — 08.03.2010
Это почти 400-летней давности Евангелие, имевшее статус семейной романовской реликвии. Уникальный раритет царскосельской библиотеки связал, словно невидимыми нитями, начало и конец дома Романовых, замкнув круг истории династии.
Сколько драматических событий русской истории овеяли своим дыханием священную книгу, напечатанную на Московском печатном дворе, – редчайшее, первоклассное по качеству печати и оформлению издание! Сколько царских особ и духовных лиц касались ее страниц с гравюрами, рисованными известным иконописцем Строгановской школы Прокопием Чириным! А история Евангелия такова…
ОТ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ…
В 1627 году великая старица – инокиня Марфа – жертвует Евангелие, как явствует из вкладной записи кириллическим полууставом, оставленной на первых 14 листах, в кашинский Благовещенский монастырь. Причем предупреждает: «А кто сию книгу Евангелие из дому Пречистой Богородицы вынесет или родимцу отдаст или продаст или заложит или какую хитрость учинит и того Бог судит на втором и страшном пришествии Господнем, да ответит перед Богом».
Той старицей была мать первого русского царя из рода Романовых – Михаила Федоровича (1596–1645). Ксения Ивановна происходила из боярского рода Морозовых и была женой одного из самых знатных людей государства – боярина Федора Романова. Она сыграла значительную роль в том, чтобы ее сын принял «Мономахову шапку» и обрел царские скипетр и державу.
В 1613 году, после пресечения рода Рюриковичей и нескольких беспокойных лет Смуты, Земской собор призвал Михаила Романова на царство. В то время Марфа с сыном находились в Костроме, в Ипатьевском монастыре. Великое посольство прибыло туда с грамотой собора, но вначале ни Михаил, ни его мать не были склонны дать согласие принять трон. И лишь после трехдневных уговоров послов, пригрозивших, что в случае отказа «да настанет вновь междоусобие, да расточится царство Московское, да придут и расхитят нас враги», Марфа благословила сына на царство Феодоровской иконой Божией Матери.
Спустя три столетия, на празднование юбилея дома Романовых, последний русский император Николай II со своей семьей прибудет в Ипатьевский монастырь, и огромные массы народа устроят им восторженную встречу. Лишь пять лет будут отделять царственных страстотерпцев от Ипатьевского монастыря до расстрела в доме Ипатьева в Екатеринбурге…
Но вернемся к Михаилу Федоровичу, венчание которого на царство и миропомазание свершились 11 июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля. Через 13 лет состоялось его бракосочетание с молодой красавицей Евдокией из незнатного рода Стрешневых, и спустя год у них родилась дочь Ирина, которую всей душой полюбила Марфа. К тому времени Марфа стала игуменией Вознесенского монастыря в Кремле, где обычно постригались женщины из царского дома. Кстати, вся семья первых Романовых отличалась большим благочестием, при них возводились новые храмы и монастыри, а сам Михаил Федорович нередко предпринимал грандиозные паломничества.
Вероятно, в связи с рождением долгожданной внучки в 1627 году старицей Марфой и был сделан вклад – Евангелие – в Благовещенский Шеренский монастырь в Кашинском уезде Тверской губернии, что был основан в начале ХVI века князем Юрием Кашинским, сыном Ивана III.
…И ДО РОМАНОВЫХ ПОСЛЕДНИХ
В ХVIII веке для Шеренского монастыря настал черный час. В результате церковной реформы Екатерины II в 1764 году он был упразднен и обращен в приходскую церковь. Неизвестно кто, несмотря на предостережение инокини Марфы, «какую хитрость учинил», продал или заложил уникальное Евангелие, но вместе с другим монастырским имуществом оно бесследно исчезло. Ходили слухи, что книга оказалась у старообрядцев, высоко ценивших и оберегавших церковные издания до-никоновской печати.
И вот история делает стремительный бросок в начало ХХ века – время царствования последнего императора из династии Романовых. Здесь уместно напомнить о безграничной взаимной любви, которая связала Николая II и Александру Федоровну в нераздельное целое и которая всегда переплеталась с их искренней любовью к Богу. Это была истинно православная семья, где царили традиции и уклад благочестивых русских семей, а детей воспитывали в простоте и строгости. По вечерам государь часто читал вслух в семейном кругу, а государыня и дочери занимались рукоделием, говорили о Боге и молились.
Пасхальные дни были самыми любимыми в августейшей семье. Светлый праздник Пасхи 1916 года царская чета провела в разлуке. Николай II выехал в военную ставку в Могилев и писал оттуда своей супруге: «Благослови тебя Бог, мое драгоценное сокровище, пошли тебе счастливой спокойной Пасхи!». Александра Федоровна поручила подыскать для пасхального подарка мужу несколько предметов старины, причем лучшим подарком в семье к церковным праздникам считалась книга (в личных покоях государыни в Александровском дворце находилось более шести тысяч книг).
Из предоставленных на обозрение предметов она без колебаний выбрала старопечатное Евангелие 1627 года, которое было приобретено, действительно, в старообрядческой лавке. Это была последняя Пасха Николая II – императора, следующую Пасху в 1917 году он встретит уже в качестве гражданина Романова. После отречения, состоявшегося 2 марта, и последовавшего через несколько дней ареста наступил пятимесячный период царскосельского заточения императорской семьи.
В те дни Николай II, сидя за своим рабочим столом, где, рядом с бронзовым бюстом первого царя из рода Романовых, постоянно лежало подаренное супругой Евангелие, с горечью писал в своем дневнике: «Сколько еще времени будет наша несчастная Родина терзаема и раздираема внешними и внутренними врагами? Кажется иногда, что больше терпеть нет сил, даже не знаешь, на что надеяться, чего желать? И все-таки никто как Бог! Да будет воля Его Святая!»
В августе 1917 года царскую семью повезли под охраной в Сибирь, а Евангелие осталось в их последнем убежище – в Царском Селе.
ЗАМКНУЛСЯ КРУГ ИСТОРИИ
Как Ипатьевский дом замкнул виток отечественной истории, начавшейся 300 лет назад в Ипатьевском монастыре, так и это Евангелие замкнуло круг истории династии Романовых – от первой царствующей семьи до последней.
И снова бросок через десятилетия.
В 1941 году библиотеки царскосельских дворцов (около 39 тысяч томов) были вывезены фашистами в Германию. После войны вернулось в Россию 8 746 книг. В то время Екатерининский дворец лежал в руинах, Александровский был передан в распоряжение Академии наук. Бездомные царскосельские книги распределились по разным учреждениям, в основном осев в Павловском дворце, где и хранились до конца минувшего столетия не разобранными. И лишь в 2000 году из Павловска в Царское Село поступило четыре тысячи томов, в том числе и Евангелие 1627 года. Божией милостью оно было сохранено и вернулось к нашим современникам.