Третий раз всего доехал в Переделкино - и снова ни могилу
Пастернака не посетил, ни музей Окуджавы: тот и другой -
отнюдь не мои кумиры, мягко говоря, но если уж ехать... в музее
Пастернака я тоже лишь теоретически бывал - ну то есть бывал, но в
рамках мероприятия с таким угощением (другие времена против
теперешних...), что если б не оставшиеся от посещения фото,
усомнился в его факте. Тем не менее всю намеченную программу, и
погода не мешала, к счастью, выполнить удалось. Повод -
"Вознесенский фест", уже третий по счету, ежегодный, но сейчас к
90-летию поэта приуроченный, и дата круглая, поэтому и мероприятий
сразу много задумали. В парке при Доме творчества "Переделкино"
разных, но в основном старших поколений "брусникинцы" делали
"бродячий" поэтический перформанс - ничего сверхъестественного, но
мило и в среду хорошо вписались. Далее - экскурсия "Переделкино
Вознесенского", по ближайшим окрестностям того же Дома творчества.
Вообще "дом творчества" сравнительно недавно еще пребывал в
разорении, к моменту футбольного чемпионата использовался как
дешевая гостиница, а сейчас тут обустроен культурный кластер с
рестораном (дорогим, как уточнил потом К.А.Арбузов, но мы не
приценивались, да и времени не было). Экскурсанты по территории и
вокруг ползают как муравьи - наша группа проходила мимо кучки,
которую вела Инна Сухорецкая - давно не видел ее на сцене
(последний раз - когда пересматривал "Муму" Крымова, до этого в
"Урожае" Горвиц, а раньше у нее много было работы и очень
интересной), даже слегка позавидовал тем, кто ходил с ней, при том
не знаю, о чем она рассказывала; нам же поведали немыслимые факты -
что Вознесенский написал "Миллион алых роз" и "Танец на барабане",
что увел Богуславскую от мужа и живя с ней родил дочь на стороне...
все это, конечно, увлекательно тоже, но по крайней мере попутно
увидели кой-какие домики, в том числе для меня особенно любопытную
дачу Пильняка, с которой его увезли в 1937-м, позднее в ней жил не
столь значительный, но и не худший по меркам эпохи писатель
Нилин, сейчас его сын-наследник тоже оттуда съехал, и чья она
сейчас неизвестно... нет стопроцентной уверенности, что мы ее
опознали правильно, потому что экскурсия туда не дошла, но вроде
бы, ориентируясь на местности, худо-бедно вычислили. Сквера
Пастернака, когда я приезжал в предыдущий раз к Арбузовым в гости,
вообще не существовало, сейчас там насадили сирени и прочих
цветочков-цветочков, упомянутых в стихах. Непосредственно на
территории прилегающего к дому творчества парка стоит дача, где
повесился Шпаликов - тоже достопримечательность; а в старом корпусе
цокольный этаж отведет под бар-кафе (не захотелось туда спускаться)
и бывшие комнатки-"пеналы" пребывают в мемориальном
запустении, только в одной оборудовано подобие инсталляции -
винтажные предметы снабжены бирками-цитатами с постоянным
упоминанием Коли П., но кто такой Коля П., не уточняется, и
портреты, которыми увешан ведущий к цокольному бару темный коридор
тоже не подписаны, кого-то опознать можно и без подсказки
(Ахмадулину там и еще некоторых), большинство же, по всей
видимости, так и останутся для многочисленных экскурсантов
безымянными персонами, забытыми даже поименно авторами никем давно
не читаемых книжек. Хотя в самом доме творчества жизнь кипит - там
и веранда с шезлонгами (в парке тоже есть, кстати), и библиотека, и
всяческая мультимедия, ползают ровесницы Батюшкова, у них
под ногами дети в колясках, попадаются и груднички на
руках - весьма убедительная иллюзия цивилизованной жизни. На нижнем
этаже - выставка литографий Вознесенского-Либермана "Ностальгия по
настоящему", а наверху в актовом зале "основным блюдом" и "гвоздем
программы" шел перформанс "Андрюшины стихи", придуманный Катей
Троепольской и Андреем Родионовым. Приглашенный ради такого случая
Вениамин Смехов озвучивал историю взаимоотношений Вознесенского с
Пастернаком на этапах творческого становления первого, декламируя
попутно с присущим ему пафосом "Гул затих, я вышел на подмостки",
попутно шутил, что на Таганке спектакль по пьесе Вознесенского
"Берегите ваши лица" прошел три раза до запрещения, в
"Гоголь-центре" до закрытия театра уже шесть, и рассчитывает дожить
до следующей постановки, которая пройдет хотя бы двенадцать... и
шутки шутками, но кажется, всерьез рассчитывает. А юные участники
поэтической студии при Центре Вознесенского (загадочная для меня
институция, в обстановке, когда вроде бы рушится все кругом,
процветающая и даже в эфире Первого канала, не говоря уже о
богоугодной "Культурке", к юбилею поэта обширно представленная),
так далеко не загадывая, рассказывали о собственном опыте,
аналогичном общению Вознесенского с Пастернаком. По большей части
смешно, а иногда печально слышать и наблюдать, как 20-летние своими
любимыми современными поэтами называют Дмитрия Данилова, Ольгу
Седакову, в лучшем случае Дмитрия Быкова (кое-кто, правда, Федора
Сваровского назвал), но в контексте проекта это все-таки получилось
любопытно и органично. Еще странность - "в джазе только девушки",
ну буквально мальчиков раз-два и обчелся, мало того, когда вышел
один из них (из всего двух, кажется - а девиц больше десятка... все
страшненькие, все в черном...) - длинноволосый, но совсем не
манерный и даже басовитый - сидевшая в первом ряду 99-летняя муза
покойного юбиляра (Вознесенский был на 9 лет моложе и 13
как помер...) Зоя Богуславская прямо в его присутствии на
сцене громко вслух спросила
"это девочка или мальчик?!" -
герою пришлось собрать остатки самоиронии, чтоб презентовать себя с
уточнением гендера, не унижая при этом пока еще живую легенду... я
же про себя подумал, что если уж доживать вопреки
природе, здравому смыслу и приличиям до 100, то
предпочтительнее впасть в маразм прежде, чем оглохнуть и ослепнуть
- а Зоя Борисовна мало того, что на сцену поднималась, еще и
шпарила что-то там наизусть, куда бодрее, чем пародирующий ее
персонаж Евгения Перевалова в богомоловском "Мудреце". Двумя
бонусами к официальной программе стали наконец-то подаренный
долгожданный сборник стихов Андрея Родионова с автографом автора
(второй за много лет после аж "Нурофеновой эскадрильи" после
премьеры в "Политеатре" у Эдика Боякова) и полчасика в гостях у
Арбузовых, на аутентичной, а не музеефицированной под муравьиные
потоки экскурсантов переделкинской даче.
