Умер создатель легендарной Нивы
rovego — 25.02.2018 Создатель самого востребованного советского автомобиля, который поставлялся и до сих пор поставляется, даже в капиталистические страны, умер на 84 году жизни. Главный конструктор АвтоВАЗа Георгий Мирзоев демонстрировал явные признаки гениальности. Хотя, конечно, о надежности Нивы, да и других автомобилей тольяттинского автозавода, можно спорить до хрипоты. У меня тоже была Нива. И на тот момент я был автомобилем очень доволен. Нива - несомненно такой же знаменитый российский бренд, как и автомат Калашникова.Покупал у своего друга, старенькую, чтобы жена училась водить машину. "Зачем ты купил Ниву?!" - проклинал ее другой мой товарищ, автослесарь, когда каждый месяц ее ремонтировал. Нива практически развалилась по дороге из Ростова-на-Дону, когда мы ее только купили.
На Ниве жена сшибла забор возле дома, запарковавшись прямо в него. Нива она причесала об угол дома, не вписавшись в поворот. Зато на Ниве можно было гонять по почти непроходимым дорогам сельским дорогам. И пересесть на седан после Нивы мы уже не смогли. Только высокий полный привод или кроссовер.
О Мирзоеве написал замечательную книгу Иннокентий Кишкурно. Рекомендую всем. Из книги выясняется, что в юности Георгий Мирзоев серьёзно занимался спортивной гимнастикой, что в выпускном классе, обнаружив ошибку в экзаменационной контрольной по алгебре (составленной самим министром школьного образования Грузии), вместе с одноклассниками решился дать верный ответ, а не "подгонять" его под ошибочное задание, что любимыми увлечениями на все годы были музыка и фотография.
Георгий Мирзоев о себе говорил: "Я вообще-то по жизни везунчик. То, что я хотел стать автомобильным инженером, - получилось быстро и просто. Чтобы стать главным конструктором - пришлось немножко потрудиться, но я добился того, чего хотел. И что занятно - никто мне в этом не мешал. Хочешь - иди работай. И я работал".
Мирзоев был самым «долгоиграющим» главным конструктором ВАЗа, с 1976 по 1998 год. В эти 22 года уложилось несколько эпох: при Мирзоеве с конвейера сошли первые Нивы, появились обновленные Жигули — 2104, -05, -07. И все последующее тоже сделано им или при его участии, от «восьмерки» и Оки до Калины и Приоры. Георгий Константинович (или просто Гоги, если совсем для своих, ибо родился в Грузии) сделал ВАЗ таким, каким его знают несколько поколений советских и постсоветских людей.
Именно под руководством Мирзоева была выпущена не только Нива, но и первый отечественный переднеприводный автомобиль — ВАЗ-2108 («восьмёрка») (передний привод много лучше заднего, я в этом уверен), а также «Нива» и «пятёрка». По его инициативе на АВТОВАЗе и вообще в России появился не только массовый переднеприводный автомобиль (восьмерки и девятки пользовались огромным спросом), но и электронный впрыск топлива.
Георгий Константинович ушел скоропостижно: инсульт, кома, смерть. Живая легенда отечественного автопрома.
Канал Rovego на Яндекс.Дзен: https://zen.yandex.ru/id/5a7fecfbad0f221b1356900c
|
</> |