Умберто Эко: «Выдумывание новых миров в конечном счете приводит к изменению

К 90-летию со дня рождения выдающегося итальянского семиотика, медиевиста, культуролога, писателя и публициста Умберто Эко (1932—2016)

Вряд ли в современном гуманитарном мире существует хоть что-то, чем не занимался Умберто Эко: лингвистика, семиотика, философия, средневековые манускрипты, авангардные романы Джойса, музыка из сериалов, комиксы и т. д. Он считал, что интеллектуальная работа не может быть ограничена какой-либо специализацией, и потому специализировался во всех возможных областях знаний или, по крайней мере, в максимально возможном их количестве. Именно в этом и была его уникальность по сравнению с другими учеными его поколения.
Он родился 5 января 1932 года в Алессандрии в Северной Италии, где вырос и учился в средней школе.
В 1954 году Эко окончил Туринский университет, где изучал философию, после чего посвятил себя изучению современной семиотики, обширной культурной критике, литературным и художественным экспериментам.
В 1961 году он начал академическую карьеру, преподавал в университетах Турина, Милана, Флоренции и Болоньи. До 2007 года Эко также преподавал в качестве приглашенного профессора в Йеле, Гарварде, Кембридже, университетах Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро.

С 1959 по 1975 год Эко был соредактором крупного итальянского издательства Bompiani. В 1971 году он основал Versus, один из самых важных международных семиотических журналов, а в 1994 году стал почетным президентом IASS / AIS (Международной ассоциации семиотических исследований). В начале 1990-х он занялся проектом Поиски совершенного языка в европейской культуре» в сотрудничестве со знамениты французским медиевистом Жаком Ле Гоффом.
В 1980 году Эко, к тому времени уже известный итальянский ученый, прославился во всем мире и как писатель, издав роман «Имя розы». Но не пошел на поводу у успеха, и во втором романе «Маятник Фуко» (1988) создал сложную и замысловато многослойную художественную структуру, доступную немногим. Всего же за всю свою жизнь, помимо 7 романов и 39 сборников рудо, лекций и эссе на различные темы, Эко написал и 3 детские книги.

The Guardian определила Умберто Эко как «одно из самых важных имен во всемирной литературе», а The New York Times назвала его «экспертом загадочной семиотики».