
улов

Пока трал приподнимают и ставят вертикально, в траловой палубе отрывают крышки люков, а под ними находятся бункеры – короба с конусом снизу, они уже в рыбцеху, нависают над транспортером, идущим поперек рыбцеха и судна.
Из каждого трала мы должны отобрать по 100 экземпляров каждого промыслового вида на биоанализ, их мы черпаем – пока рыба еще живая – в большие пластиковые короба, а еще по 300 особей каждого вида нужно промерить, этих мы набираем в большие плетеные двуручные корзины и оттаскиваем к своей мокрой лаборатории, чтобы не никому не мешали на проходе, а то может капитан и штурман уговорят начальника экспедиции еще раз с тралом пройтись.
Ну а вся основная масса рыбы льется в бункер, часть просто разливается по траловой палубе. Ту, что лежит на палубе, матросы сдвигают деревянными скребками – как лопатки у крупье в казино, только в рост человека – в открытые люки бункеров. Бывает так, что бункеры уже заполнены до краев, а горы рыбы всё равно еще лежат на палубе. Тогда палубные матросы остаются дежурить, и когда вахта в рыбцеху обработает часть улова, и уровень рыбы в бункере понизится, матросы сгребут еще часть улова в бункер – и так, пока палуба полностью не освободится. Тогда люки закрывают, а палубу скатывают – то есть моют – из пожарного шланга, вот теперь можно отдавать следующий трал.
У поперечного транспортера в рыбцеху стоят два-три матроса: приоткрывают время от времени заглушку воронки бункера и добавляют себе рыбы, которую по возможности разбирают по видам и направляют, открывая дверцы в бортике, на продольные транспортеры: скажем, на один ставриду, на второй скумбрию, а на третий красного берикса.
Матросы у продольных транспортеров выбирают мусор, выхватывают порой затесавшуюся в поток ставриды скумбрию и перебрасывают её на соседний транспортер, отрезают головы и потрошат, если рыбмастер велел морозить продукцию б/г и потрошеную – такую потом принимаю дороже, но мы всегда морозили только рыбу целиком – а также отбрасывают в воронку мукомолку давленые тушки и всякую рыбную мелочь.
Поэтому, закончив свои биоанализы, мы спускаемся в рыбцех с кюветами: то, что для матросов мусор и мелочь на выброс, на самом деле – биоразнообразие непромысловых видов. И всем понятно, что выхватывая пинцетом мальков этой же ставриды или черных случайно залетевших в трал глубоководных уродцев мы на самом-то деле отлыниваем от серьезной работы по сортировке улова – потому что проще и быстрее просто смахивать их руками в резиновых перчатках в горловину на переработку – но всё равно считается, что наука тоже помогает.
А когда рыбы совсем уж много, например, поработали на большом скоплении в полупромысловом режиме, и тралов было три-четыре-пять подряд, на подвахту сгоняют свободных от вахты матросов, электриков, иногда припахивают и помполита.
И хотя это их свободное время, никто не отказывается: понимают, что это общее дело, и им же потом к зарплате добавятся какие-то достаточно символические копейки. Но главное – отношение к сачкам на пароходе откровенно неважнецкое.
В конце транспортера, чуть ниже, висит фрост-форма из нержавейки, туда и падает тщательно перебранная чистая рыба одного вида. Когда я ходил в море, никаких компьютеров в рыбцехах еще не было, чистая механика. Пока в коробе фрост-формы лежит 9 кг 950 г рыбы, она не сдвинется с места, но стоит упасть в форму еще одному хвосту, она поедет через ванну с холодной морской водой и замрет в морозильной камере.
К концу транспортера тут же встанет очередная фрост-форма, а та, что побывала в морозильной камере, когда вся рыба смерзнется единым блоком, покрытым снаружи замерзшей водой, как глазурью, поедет в морозильный трюм, где автомат её перевернет и стукнет. Блок выскочит из формы, как песчаный куличик из детского ведерка – и трюмному матросу нужно будет его подобрать и уложить в гофропак. В эти паки кладут по три блока, после чего пак обвязывают двумя кольцами из проволоки: чтобы не развалился от ударов при перевалках с борта на борт и с транспортного рефрижератора в портовый холодильник, а дальше – из холодильника в рефвагон.
И на каждом паке рыбмастер ставит свой штамп, который макает в штемпельную подушечку. На штампе колесиками выставляется дата и время заморозки первого блока – дальше информация на штампе останется неизменной до следующего трала. Если его поднимут в тот же день, то дату оставят, а сменят только время – переставят на время заморозки первого блока из следующего трала, и так постоянно.
Однако при этом штамп отражает время заморозки первого блока – а у нас даже еще не весь улов загружен в бункер, и когда первая рыба из трала уже складирована в морозильный трюм, последняя нагревается на палубе. А мы в тропиках, температура воздуха +30° - и ферментативные процессы в кишечнике продолжаются. Так что одним и тем же штампом будет помечена и рыба, замороженная практически еще живой, и та, что полежала в тепле. И когда она окажется рядом на прилавке, и сам рыбмастер не разберется, какая из проштемпелеванного им улова будет свежайшей, а у какой поплывут внутренности, и содержимое кишечника испачкает брюшную полость – тем более, что внешне рыба будет практически неотличимой.
Ну и вернусь к весу блока и пака. Для того, чтобы фрост-форма ушла в морозильную камеру, масса находящейся в ней рыбы должна превышать 10 кг – а по всем документам считается, что ровно 10 кг. Фактический суммарный перевес одного пака достигает 1-1,5 кг – против декларируемой массы рыбы нетто 30 кг на один пак ровно.
Максимальная загрузка трюмов массовых в СССР Больших Морозильных Рыболовных Траулеров БМРТ
http://fish.gov.ru/files/documents/otraslevaya_deyatelnost/ekonomika_otrasli/sudostroenie/Vimpel.pdf
водоизмещением порядка 3600 т составляет около 600 т рыбы;
Максимальная загрузка трюмов класса Атлантик /построены в ГДР для СССР, всего 292 шт., не считая научно-исследовательских/ - первый, на котором ходил в море
http://fleetphoto.ru/projects/1919/
водоизмещением порядка 3350 т составляет у большинства модификаций 670 т рыбы.
600 т удобно делить на 30 кг – вес одного пака. Это 20 тыс. паков. Соответственно, это 20 тыс. кг – 20 т – неучтенной рыбы.
А таких траулеров одновременно на промысле во времена СССР суммарно во всех морях и океанах работало больше сотни. Здесь и лежит экономическая основа коррупции в советской рыбной промышленности и расстрельной статьи замминистра Минрыбхоза В.Рытова, курировавшего сеть магазинов «Океан», открывшуюся в 1976 г. В.Рытов был арестован в 1978 г.
Сейчас блоки и паки есть по-прежнему, и что делать с разницей между паспортным и фактическим весом экономисты так и не придумали.
Однако некоторые рыболовные компании закупили импортные траулеры, в частности производства США, производящих прямо на борту филе класса Frozen at Sea. Рыба там обмеряется лазерным сканером, после чего разделка и филирование производится на автоматизированной линии без участия человека.
Филе трески фасуют преимущественно в коробки 450 г для розничной продажи и 6,81 кг /это ровно 15 фунтов – так настроены американские линии/ для оптовой торговли.
Здесь идет точный учет массы замороженной продукции, и люфта для жульничества с весом продукции, как пока кажется, нет.
Берикс Beryx splendens

|
</> |