Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад

топ 100 блогов visualhistory16.12.2020 Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1970 год.
Полвека ‒ большой срок и многие города теперь просто не узнать!
В отличие от 1940 г., этот обзор будет иметь широкую географию и представлять самые разные географические регионы, цивилизации и социальные системы.

1970 - это романтическая эпоха массовой автомобилизации, которая представлялась магистральным направлением прогресса и безусловным будущим всех городов. Мегаполисы планеты ещё не встали в чудовищных бесконечных пробках, и казалось, что для решения всех транспортых проблем достаточно убрать с улиц "устаревший" трамвай, да построить пару-тройку автоэстакад.
Ведущие страны неуклонно наращивали производство машин.
США выпустили 8,3 млн. авто (28% мирового производства), Япония - 5,3 (18%), Германия 3,8 (15%), Франция - 2,75, Англия - 2 млн. В СССР общее производство не достигало и 1 млн., из которых на легковые приходилось менее 350 тыс.
Всего в мире на тот момент было зарегистрировано 193 млн. легковых автомобилей (к 2020 г. - около 1 млрд.).

АЗИЯ
Для разнообразия, в этот раз начнём наш обзор с Бейрута, который в то время называли "Парижем Ближнего Востока".
За 5 лет до начала разрушительной гражданской войны, это был цветущий, очень богатый и респектабельный город, настоящая "витрина капитализма" в "Третьем мире".
Новые фешенебельные район застраивались ультрасовременными зданиями отелей и офисов мировых корпораций, а их улицы были забиты новенькими автомобилями из разных стран.

На этом снимке 1970 г. (фотограф George F. Mobley) удачно попавший в кадр ослик и его наездник наглядно символизируют контраст между прошлым и настоящим тогдашнего Ливана:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Beirut, Lebanon (Photo by George F. Mobley

Однако в реальности этот котраст цивилизаций оказался вовсе не умилительным, а взрывоопасным, и уже через 5 лет прекрасный Бейрут внезапно скатился в какую-то средневековую межрелигиозную войну, на долгие годы став городом руин, чьё имя стало нарицательным для обозначения кровавого хаоса, пока его не затмил Могадишо (который в 1970-м выглядел почти также прекрасно!).
После 15 лет смуты Бейрут в конце концов возродился как птица Феникс из пепла, но это уже другой Бейрут, не "восточный Париж", а типичнейший мегаполис "Третьего мира":





Бейрутские пробки 18 ноября 2018:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 2018 Beirut Embouteillages Beyrouth Liban (16 nov. 2018)

Была ещё одна ближневосточная столица, которая в 1970 г. во всём хотела походить на современные города Запада:

Тегеран, улица Королевы Елизаветы и парк Фарах (Farah Park) слева, фотограф Roger Wood, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Tehran Queen Elizabeth Street and Farah Park on the left by Roger Wood

Наверное, кто-то серьёз верил, что эта великолепно спланированная магистраль решит все проблемы взрывной автомобилизации Тегерана! Что она сделает город одинаково комфортным для пешеходов и автомобилистов!

Типичная сцена на тегеранской улице полвека назад:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Tehran traffic

Кстати, не так уж и сильно отличается от современности, учитывая, что машины одной марки в Иране выпускали несколько десятилетий!
Эта сцена интересно контрастирует с предыдущей, поскольку здесь люди не хотя уступать "свою" улицу автомобилям, а на первом фото и улицы как таковой нет - а есть автобан поперёк городского центра.

Тегеран к 1970-му был действительно уже довольно сильно вестернизированным городом.

Настоящая экзотика городской жизни начинается дальше на Восток!

Кабул, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Kabul

Столкновение цивилизаций на городских улицах становится всё более осязаемым.
Кажется уже трудно вообразимым, как в крупном столичном городе на одной улице могут уживаться скрипучая арба с волом и несущиеся рядом по новому асфальту автомобили? Созданный по образцу "западных" городов тротуар воспринимается здесь как помост для людей, которые привыкли целыми днями сидеть на улице.
И здесь "столкновение цивилизаций" на городской улице вскоре приведёт к масштабными социальным катаклизмам, которые на какое-то время даже вернут Кабул в состояние полного Средневековья!

Кандагар, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Kandahar

Кандагар того времени смотрится экзотичным даже по сравнению с Кабулом. Здесь люди на улицах ходят босяком по глине и ездят преимущественно на лошадях, но при этом уже успели оценить удобство велосипеда!

Катманду 1970 г. приятно удивляет обилием велосипедистов:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Kathmandu, rickshaw in city street

Если убрать всю электропроводку под землю, то на этом фото мы получим почти идеальную улицу, на которой спокойно уживаются все: и пешеходы, и велосипедисты, и гужевые повозки и машины.

На улицаъ Калькутты 1970 г. вместе со всеми хорошо уживались и коровы:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Calcutta

Ну, а почему бы и нет, если никому не мешают?
Да и вполне вписывают в палитру местных ароматов.

С общественным транспортом в Калькутте, конечно, всегда был определённый  напряг, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Calcutta2

Индия была искусственно закрыта для массовой автомобилизации вплоть до начала 20 века, а метро там начали строить очень поздно.
Поэтому выкручивались как могли, до последнего юзая всякое старьё.

Дели, автобус Leyland на седельном тягаче, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Delhi Leyland

Если бы не коровы, то вполне можно было принять за Гавану 1990-х с её "гуа-гуа".
Как и кубинцев, индийцев очень вырачал велосипед.

В Дели он был очень популярен уже 1940-е годы.

Дели, 1970:
Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Delhi

Настоящим символом индийской городской культуры стали мототакси "тук-тук".

Дели, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Delhi2

Сейчас индийские мегаполисы задыхаются в гигантских автомобильных пробках, но в страрых кварталах на узких улочках всё ещё правит бал транспорт прошлого.

В Восточной и Юго-Восточной Азии начинается уже другая картина. Что ни страна - то своя специфика!

Сайгон  1970 г. - мировая столица мопедов:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Saigon

Машин, кстати, тоже очень много. Не удивлюсь, если частный автопарк в Сайгоне 1970-го был больше, чем в Москве.

Сеул, Великие Южные ворота, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Seoul Great South Gate

Вроде бы мирная Южная Корея в 1970 г. была не намного беднее воюющего Южного Вьетнама, но улицах Сеула вообе нет частных машин! Только автобусы  в огромных количествах и такси, как будто это образцовый социалистический город! При этом, несмотря на мягкий климат, вообще не видать мопедов и велосипедов. Обратите внимание на ширину проезжей части в центре города по сравнению с тротуарами -  массовая автомобилизация ещё даже не начиналась, а уже расставлены все точки над "i": это город для машин, а не для пешеходов!
В общем, какое-то угрюмое зрелище, страна казарменного капитализма.
Но в конце-концов, через полвека, и до Сеула дошло прозрение - уже начали сносить автоэстакады, чтобы устроить на их месте пешеходные зоны.

Сравните с  Сингапуром 1970-го:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Singapore

Тротуаров нет вообще, но все как-то уживаются, хотя автомобилей там в разы больше, чем в Сеуле.
Кстати, Сингапур, наверное, стал первым мегаполисом в капмире, где поняли, что владение автомобилем - это не право, а особая привилегия. Иначе никак.

Гонконг, как и Лондон, кажется всегда одинаковым на любых фото последних 60 лет. И эти два города не спутать с любыми другими!
1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Hong Kong

За пределами Японии Гонконг стал первым азиатским городом с высокой автомобилизацией, однако сохранил развитый общественный транспорт. Надо было обладать настоящей мудростью, чтобы не "списать в утиль" двухэтажные трамаваи, которые в мире больше не сохранились нигде (кроме, кажется, маленького английского Блэкпула).
А вот что с мототранспортом? Такое впечатление, что в Гонконге, как и в Сеуле, его в какой-то момент запретили законодательно, наряду с велосипедами.

Соседний Тайбэй представлял нечто среднее между Сеулом и Сайгоном.
Задолго до начала массовой  автомобилизации здесь пешеходом указали их место, едва ли не первыми в мире начав массовое строительство воздушных переходов.

Тайбэй, кольцевая развязка Shimending, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Taipei Shimending traffic circle by N. Carpenter

Тайбэй, кольцевая развязка Shimending, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Taipei Shimending traffic circle by N. Carpenter3

На примере Тайбэя хорошо видно характерное для почти всех азиатских городов утилитарно-пренебрежительное отношение к городской среде, отсутствие стремления сделать её более комфортное, благоустроенной, эститеческой. В целом такая философия характерна для всех стран "дикого капитализма", включая в значительной мере и современную РФ.

Из-за крайней бедности населения Тайваня полвека назад и слабости общественного транспорта в городе ещё разрешали использовать велосипеды.

Тайбэй, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Taipei4

Небольшое фотосравнение, Тайбэй, Ximen Circle, 1970-2010

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970-2010 Taipei Ximen Circle

Поскольку Индонезия до 1965 г. придерживалась социалистической ориентации, развитие её столицы Джакарты носило более упорядоченный, "проектный" характер.
Новые части города выглядят очень амбизиозно, в планировке уличной сети чувствуется большой размах.

Джакарта, фотограф, Dean Conger, 1970 (?):

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970c Jakarta Dean Conger1

Разумеется, все эти широченные развязки не спасли Джакарту, когда туда пришла массовая автомобилизация, но на какое-то время хватило.
Потом пришлось строить "вторым этажом" эстакады надземного метро.

Джакарта, фотограф, Dean Conger, 1970 (?):

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970c Jakarta by Dean Conger3

Пока что на новых уличных автомагистралях поток машин как-то уживался с велорикшами.

Для сравнения Джакарта в наше время (2017):

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 2017 Jakarta6

Удивительно, на обзор 1970 г. обойдётся без Пекина, с которого мы чаще всего начинаем наши посты по сравительной истории улиц.

Но для наблюдения характерного китайского траффика того времени вполне подойдёт и Сиань, фотограф Paolo Koch, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Xi'an by Paolo Koch

Полвека назад в Китае вообще было частных автомобилей. Теперь у них крупнейший автопарк в мире и производство по 25 млн. машин в год.

Но магистрали уже тогда строили в расчёте на будущие потоки автотранспорта.

Новый проспект Шанхае, фотограф Paolo Koch, 1970 (?):

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970c Shanghai by Paolo Koch

Завершает азиатскую часть Токио.
Центральный торговый район Гинза, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Tokyo Ginza

Центр Токио уже почти полностью перестроен на волне экономического бума 1960-х. О прошлом напоминают только трамваи, которые вот-вот "попросят на выход" (это произойдёт в 1972 г.).

Токио, район Shimbashi, 1970 (?):

1970с Tokyo Shimbashi, elevated view

Можно сказать, что к 1970 г. в целом было закончено формирование нового облика Токио, который с тех пор уже принципиально не менялся.

Тот же вид в 2010е:

1970с Tokyo Shimbashi, elevated view2

Плотность застройки и концентрации транспортных артерий достигла своих физических пределов. Теперь развитие возможно только в обратном направлении.

АФРИКА

Каир, главная площадь Майдан Тахрир, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Cairo Midan Tahrir1

Хотя Египет до начала 1970-х придерживался социалистической ориентации, на внешнем облике Каира и его улиц это никак особенно не отразилось.
Как и большинство городов "Третьего мира", он интересен своими контрастами и переплетением различных урбанистических культур.
Гигантские площади и автомагистрали со сложными развязками уживались с неспешным старым укладом "полугородской" жизни.

Каир, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Cairo

Каирский трамвай, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Cairo1

Каирский трамвай был создан ещё в 1896 г. и имел большую сеть. Однако в 1970-е власти сделали ставку на автомобилизацию и расширение улиц за счёт ликвидидации трамвайных линий. В самом Каире этот вид транспорта полностью исчез в 2004 г., а в пригородах - буквально в последние годы.

Солсбери (ныне Хараре), столица Родезии (ныне Зимбабве), First Street, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Salisbury First Street Rhodesia

Вполне европейский город в глубине Африке. По крайней мере, был таким в 1970 г.

Там же, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Salisbury Rhodesia

Обратите внимание на паркоматы! На сколько лет они там появились раньше, чем в Москве?
"Уменьшенной копии" ЮАР оставалось существовать менее 10 лет. Это будет ещё один "мир, унесённый ветром".

Наконец, уже 100% Африка.
Лагос, Tinubu Square, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Lagos Tinubu Square

Как ни странно, смотрится более цивильно, чем в большинстве тогдашних городов азиатского "Третьего мира". Чем-то даже напоминается новейшее российское благоустройство обществернных пространств))

ЕВРОПА

Казалось бы,  "старушка Европа" нас ничем не сможет удивить, ведь для неё полвека - не срок!
Однако есть, чему удивляться.

Вена, Штефанплац, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Wien Stephansplatz2

Вот я просто поверить не могу, что всего каки-то 50 лет назад Штефанплац, где теперь не протолкнуться от туристов, была не пешеходной зоной, а таким автогадюшником! Это ведь самое сердце Старого города! Какой же там тогда был АД!

Лондон, Oxford Street, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 London Oxford Street

Как я писал уже выше, общий вид лондонских улиц и характер траффика не менялся уже многие десятилетия. Сколько бы они там небоскрёбов в центре не впихнули.

Лондон, Piccadilly, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 London Piccadilly Traffic

Наверное, сейчас там машин всё же стало поменьше. Зря что ли делали платный въезд в центр?

А вот транспортную систему Глазго пытались радикально изменить с помощью таких монструозный конструкций, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Glasgow Garscube Road

Наверное, английские товарищи на Токио насмотрелись.
Надо ли говорить, что подобные автоэстакады в городе - это "Третий мир"?

Дублин, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Dublin

Это главная улица города и площадь по совместительству. Сейчас её порядком реконструировали, сделав большую пешеходную зону и озеленение. Осталось только трамвай вернуть.
Кстати, трамвай в Дублине закрыли ещё в 1949 г., одними из первых в мире!
Удивительно, как сильно изменился Дублин за 1960-е, ведь на известной серии снимков 1961 г. - там сплошные велосипедисты, а спустя менее 10 лет - один автотранспорт.

А вот Копенгаген 1970 года сохранял свое своеобразие, продолжая оставаться одним из последних бастионов массового велосипедизма среди крупных городов Европы:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Copenhagen4

Копенгагенский трамвай, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Copenhagen

До закрытия ему оставалось того всего 2 года.
Увы, даже Копенгаген поддался тогда общему поветрию и не сумел разглядеть в трамвае транспорт будущего. Теперь, конечно, строят планы его возвращения, хотя там проект скорее "лёгкого метро" (собирались пустить уже в 2020 г.)

В отличие от Копенгагена, Хельсинки бережно сохраняли трамвайную систему все эти годы.

Хельсинки, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Helsinki

Гамбург, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Hamburg

Вообще, эстакадное метро в центре - это варварство и "Третий мир", но когда речь идёт об "антикварной" линии начала 20 века, то это уже памятний истории и городская изюминка! Где ещё такое есть в Европе? Кажется, только в Берлине. В этих надземках есть свой особый шарм, но строить их больше не нужно!

Париж, площадь Согласия, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Paris Place de la Concorde during a 24 hour transport strike

Тут и без комментариев видно, что Париж к 1970 г. накрыло автомобилизацией "с  головой". Кто-то там сказал, что "город должен принять автомобиль".

Но вот почему-то на Елисейских Полях никогда не видно пробок. Хотя я могу судить только по фотографиям((
Вид с Триумфальной арки, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Paris Champs-Elysees from the Arc de Triomphe

Рим, пл. Святого Петра, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Rome, circulation place Saint-Pierre

Кто теперь помнит,  что площадь Св.Петра полвека назад была всего лишь большой автопарковкой?

Модернистский Лиссабон, 1970-го:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970c Lisbon

Всё это было построено при фашистском режиме, а выглядит как наше, родное, социалистическое!

Берлин, Дворец Республики, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Berlin Palast der Republik

Восточный Берлин всеми силами стремился выместить старый образ исторического центра кричащим модернизмом, но получился странный симбиоз. Теперь Дворец Республики уже снесли и на его место вернули Городской замок (точнее, его бетонный муляж).

Будапешт, фотограф George Rodger, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Budapest by George Rodger

Красавец-Будапешт тоже хотел выглядить современным, поэтому в самом центре понатыкали автоэстакад с развязками - "хотим, как в Лос-Анджелесе!"

Прага, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Prague

Знаменитая Староместская площадь ещё наполовину автопарковка. А шо, зачем "пустому месту" пропадать?

Бухарест, фотограф Харрисон Форман, 1970 (?):

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970c Bucharest, Street scene by HF3

Вот так выглядел траффик на главных проспектах Бухареста, пока Чаушеску не купил у французов (в кредит) автозавод, на котором начался массовый выпуск "народных автомобилей". Ведь Бухарест - это "Париж Балкан", как известно, надо было соответствовать.

Бухарест, фотограф Харрисон Форман, 1970 (?):

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970c Bucharest, Street scene by HF4

Эта помпезно-серая архитектура чем-то напоминает московскую улицу Горького, только бульвар Г. Магеру не имеет никакого отношения к социалистической Румынии, это градостроительный памятник довоенной эпохи, в модном тогда стиле модернизма. Можно сказать, что это памятник национальной гордыни, поскольку небольшая и небогатая страна хотела иметь архитектуру имперских масштабов. К концу 1930-х у фашизированной Румынии и вовсе наметилась тяга к брутальному бетонному гигантизму, так что пресловутому Чаушеску было у кого подхватить эстафету.

АМЕРИКА

Американские континетны в этот раз будут представлены только одним городом.

Нью-Йорк, Гарлем (фотограф Jack Garofalo), 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 NY Harlem by Jack Garofalo4

Нью-Йорк, Гарлем, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 NY Harlem3

Сразу вспомнилась сцена в Кабуле в начале этого поста! Как сказал поэт, "бывают странные сближенья"))

Нью-Йорк, Пятая Авеню от Публичной библиотеки, 1970:

Улицы мира в 1970 году. Какими они были полвека назад 1970 Fifth Avenue from Public library

В общем, нью-йорский стиль уличной жизни и характер траффика к тому времени давно уже устоялись и за полвека не сильно изменились. Разве что велосипедисты стали появляться.

СССР

Материала по улицам СССР 1970 г. хватило бы на отдельный большой пост, но я решил отобрать только часть и показать здесь.

В тот год СССР выпустил 916 тыс. авто, в т.ч. 344 тыс. легковых. На конвейер поставили "Жигули" и "Волгу" ГАЗ-24, таким образом, произошла сильно запоздавшая смена модельного ряда и начался переход к массовой автомобилизации.
Однако на летних снимках 1970 г. советский автотрафик выглядит ещё как в 1960-е.

Москва, Ленинский проспект, 1970 год. Кажется,

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Какой самый главный транспорт в Москве? Думаю, большинство из тех, кому зададут такой вопрос, ответят - метро. И будут правы. Сейчас метростройки дотянулись до района Ново-переделкино и сегодня в этом посте я покажу вам станции Боровское шоссе, Новопеределкино и Рассказовка 1. Станци ...
Диалог из тг-чата Хроники заката цивилизации . Некая София настолько поразила меня наивной незамутнённостью своих представлений, что я решил изувековечить её суждения как "чистейшей прелести чистейший образец". Она сразу взяла быка за рога, начав с заявления, повергшего меня в ...
Я считаю старости боятся вообще не надо...Ее надо ценить, ибо времени больше, возможностей для путешествий. Да и вообще, вы более свободный человек. Вопрос в другом. С каким багажом и грузом своего здоровья вы подойдете к этой старости в принципе. А чтобы старость вас не пугала, прежде все ...
ЖЖ мне уже в рекламной строке подсовывает статьи о деменции. Во-первых рановато, мне кажется. А во-вторых каков подлец. в акции cmapuk_kpynckuu самый старый человек в ...
Всем доброго времени суток, с вами сегодня я, Катя Белкинс, к сожалению, нечастый гость этого прекрасного сообщества. Предлагаю сегодня в порядке исключения показать не одно, а два фото ваших красивых рук: первое - это, собственно то, в чем вы сегодня, а второй - прошлогодний, но по каким- ...