Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад

топ 100 блогов foto_history30.12.2020 Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1940 год.
Конечно, война уже начала откладывать свой отпечаток на жизнь многих городов, но нас этот исторический момент интересует именно с урбанистической точки зрения.
К сожалению, почти весь обзор будет представлен городами "европейского" типа, что не даёт достаточной контрастности для сравнений.

Долго не мог решить, с какого снимка начать, в итоге выбрал тот, который имеет авторский комментарий.
Согласно подписи, Дания с одним велосипедом на три жителя в 1940 г. лидировал в мире по этому показателю, соперничая с Нидерландами и Японией.
В Копенгагене велосипедный траффик превышал вчетверо весь остальной транспорт вместе взятый!

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940 Copenhagen's Old Bourse
Обратите внимание, что велосипедисты вполне нормально соседствовали на проезжей части с автомобилями без всяких выделенных велодорожек!
Эта заглавная фотография является хорошим образцом для сравнения со всеми нижеследующими примерами.

Военный Лондон тревожного лета 1940 года, с аэростатами в небе.
Бензин становится дефицитным ресурсом, но велосипедистов на многочисленных изученных мною снимках почти не видно. Возможно причиной были слишком большие размеры города или слишком хорошо развитая система метро и наземного общественного транспорта, но без массового велосипедизма лондонцы как-то обходились.

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940 Big Ben and the Houses of Parliament in London with barrage balloons in the background, seen from Westminster Bridge

На улицах вообще немноголюдно, возможно, из-за эвакуации значительной части населения в деревню.
Но на любом снимке в кадре обязательно будет красный даблдеккер - автобус или трамвай.

Сцена у Банка Англии, 1940:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940 London

Снова вернёмся в Скандинавию.
В Осло велосипед был весьма популярен, путь и не настолько, как в Копенгагене.
На самой известной улице норвежской столицы (Karl Johan gata), выходящей к Королевскому дворцу, весной 1940 года было тревожное настроение - чужие в городе:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940 Oslo4

Сегодня на этой улице околонулевой траффик, а по выходным и праздникам она вообще становится пешеходной.

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 2015 Oslo karl_johansgate

Кстати, очень странно, что норвежцы не понимают, насколько уродливо смотрятся такие высотные фонарные столбы на исторической улице!

Вообще, вся Скандинавия с её мягким климатом является исторически ареалом популярности городского велосипедизма.
Посмотрите, как в Стокгольме 1940 г. велосипедисты на равных делят проезжую часть с весьма интенсивным потоком автотранспорта:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940c Stockholm Tegelbacken

Вечерние огни Стокгольма 1940 г., этот вид вполне бы мог сойти из за 1970-е:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940 Stockholm by night


Типичный берлинский траффик в марте 1940 года:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940 Berlin traffic on the Ost-West-Achse (until 1935 Charlottenburger Chaussee)

Немного странно, что на фото одновременно присутствуют работающий светофор и регулировщик (если это он).

Вся межвоенная берлинская архитектура в стиле конструктивизма выглядит серой и унылой (Deutschlandhaus и Europahaus), 1940:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940 Berlin Europahaus (r) and Deutschlandhaus (l) buildings on Askanischer Platz by Sobotta

Ещё дико выглядят на ультрасовременной (по тем временам) площади главного мегаполиса Германии эти сельские столбы с проводами!

В 1940 году на каждом первом городском снимке мы видим трамваи, которые к тому времени большинстве городов мира достигли пика своего развития.

Augustusplatz в Лейпциге, 1940:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940 Leipzig Augustusplatz, Nordostseite

В нашу эпоху трамвай во многих странах переживает "триумфальное возвращение", становясь символом современного грамотного урбанизма. И только дикари продолжают гробить этот незаменимый вид транспорта.

Та же площадь Лейпцига в 2010е годы:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940 Leipzig Augustusplatz, Nordostseite2010s

Конечно, с этой плиточной пустыней ещё предстоит поработать, чтобы "вдохнуть в неё жизнь".

Ещё один уголок Лейпцига в 1940 году:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940 Leipzig Troendlinring

И в наши дни:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940 Leipzig Troendlinring2010s

Велосипедисты на тротуарах смотрятся, конечно, дико, когда рядом есть свободная проезжая часть.

Конечно, формат фотосравнений является гораздо более познавательным, чем простое разглядывание старых снимков.

Улица  Raadhuisstraat в Амстердаме в мае 1940 года:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940 may Raadhuisstraat in Amsterdam Hustinx

В наши дни:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940 may Raadhuisstraat in Amsterdam Hustinx2

Вечером велосипедистов немного, зато в кадр попал велорикша - очень перспективный вид "туристического" транспорта для исторических центров городов.

А вот в огромном мегаполисе Гамбурга в 1940 году находилось место для гужевого транспорта, старых добрых ломовых лошадок:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940_Hamburg1a

Помнится, и в довоенном Берлине ломовой извоз был распространён, даром что "страна моторов"!

Разноцветные берлинские автобусы у громадины Городского замка (взорван в 1950 г., отстроен заново в бетоне только что), 1940:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940c Berlin Stadtschloss Spreeseite

В Будапеште 1940 г. велосипедов почти не видать:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940c Budapest

Зато по количеству трамваев этот город был всегда едва ли не первым в Европе!

Главный "хаб" трамваев был на Московской площади (или как она тогда называлась), 1940:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940 budapest-i-kerulet-szell-kalman-moszkva-ter1

В центре Данцига в 1940-м полно автомобилей (сейчас там пешеходная зона):

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940c Danzig1

Сейчас вся Длуга это пешеходная улица, а тогда там была большая парковка:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад Danzig5a

Чувствуется, что людям очень тесно на тротуарах:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940c Danzig

В Варшаве в первый год оккупации на улицах заметно увеличилось количество велосипедистов, появились даже велорикши, хотя трамвай продолжал исправно работать, 1940:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940 Warsaw

Руины от недавних налётов Люфтваффе уже наложили неизгладимый отпечаток на всю атмосферу городской жизни:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940 Warsaw2

К сожалению, цветных снимков городов СССР 1940 г. пока не найдено.

Есть только кадр с Исаакиевской площадью Ленинграда из цветной кинохронике, на котором можно увидеть элегантный автобус ЗИС-16:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1941 farbfim2

Пора покинуть Европу и посмотреть другие части Света, хотя в этот раз данная часть обзора получится совсем краткой.

В Нью-Йорке в 1940 г. ещё ходили двухэтажные автобусы, которые эксплуатировала Fifth Avenue Coach Company:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940c NY Fifth Avenue Coach Company

Кажется, они исчезли где-то к 1946 г.

Траффик в Балтиморе, штат Мэриленд, 1940:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940 Baltimore Maryland1

Велосипед в Америке 1940-х считался исключительно детской игрушкой, но никак не средством передвижения.

Азия у нас будет представлена только Манилой, "городом трёх культур", который запечатлел в 1940 г. хорошо известный ныне фотограф Харрисон Форман.

Это деловой район Бинондо, наполненный коммерческой рекламой и новенькими американскими автомобилями, в т.ч. жёлтыми такси на манер нью-йоркских:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940 Manila by H. Forman. Movie is Private Affairs with Nancy Kelley, released in 1940a

В перспективе улицы маячит испанское колониальное наследие в виде мрачноватых барочных соборов:

1940с Manila Escolta by HF

Через год-полтора этот процветающий квартал, как и вся Манила, будет гореть огнём под японскими бомбами. Но это уже другая история.

Конечно, трудно себе представить Манилу без "джипни", но до войны особый местный колорит обеспечивали двуколки, которые явно доминировали на рынке частного извоза:

Улицы мира в 1940 году. Какими они были 80 лет назад 1940 Manila by Harrison Forman1

На послевоенных снимках этот вид транспорта встречается уже совсем редко, скорее, как аттракцион для туристов.

Другие выпуски:

1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2006

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Картинка не копируется, только предсказание. "2024 год станет благоприятным периодом для обучения, повышения квалификации, приобретения новых навыков, а также инвестиций в собственные творческие проекты, бизнес и продвижение". Ну вот, советуют заняться самопродвижением.... Непонятные ...
По уже сложившейся традиции две субботы подряд в Аррибе проходили лекции на вольные темы. На прошлой неделе выступал наш младший копирайтер Коля. Тема на первый взгляд показалась мне очень странной. По итогу я не мог глаз оторвать от монитора. ...
Ингредиенты для рецепта 1,5 кг слоеного теста 5 яичных желтков 400 г сахара 250 г муки 1,2 л молока 1 чайная ложка ванильного сахара 110 г грецких орехов   Способ приготовления рецепта Тесто оставьте на 20-30 минут для ...
Метеорит Гоба является самым крупным из всех, когда-либо обнаруженных человечеством. Он удивителен еще и тем, что при падении не оставил после себя кратера и вообще каких-либо следов того, что имеет небесное происхождение. Ученые, впрочем, списывают этот факт на то, что за восемьдесят ...
Нет ничего проще, чем справиться с эпидемией ковида. Но чтобы это сделать, нужно признать неверной политику всех развитых стран на протяжении последних двух лет. Ни одно правительство с этим не согласится.  Эпидемия не прекращается – власти не велят Как-то так получилось, ...