Улицы мира четверть века назад. 1994 год

топ 100 блогов visualhistory22.10.2019 Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1994 год.
После почти одновременной смены/трансформации десятков политических режимов тысячи городов мира оказались в новой для них социальной реальности и лихорадочно пытались к ней адаптироваться. Особенно наглядно это проявлялось на пространствах бывшего соцлагеря.
В России Ельцин специальным указом разрешил свободную торговлю с рук, и улицы от Калининграда до Владивостока превратились в одну сплошную барахолку.
В 1994-м такие сцены можно было наблюдать даже в самом центре Москвы, в двух шагах от Кремля:

1994 Театральный проезд. Hans Johnsson

Несмотря на обвальное падение уровня жизни большинства населения, в Москве и ряде других крупных российских городов стало быстро увеличиваться количество частных автомобилей, за счёт массового ввоза подержанных машин из-за рубежа.
Садовое кольцо в час пик. Игорь Носов, ИТАР-ТАСС:



1994 Садовое кольцо в час пик. Игорь Носов, ИТАР-ТАСС

Но пока отечественные модели сохраняли явное преобладание над иномарками.

Новое здание Государственной думы РФ, бывший Госплан. Владимир Федоренко, РИА Новости:

1994 Новое здание Государственной думы РФ, бывший Госплан. Владимир Федоренко, РИА Новости

Первыми это соотношения изменят Калининград и Владивосток, но даже в последнем в 94-м "японки" ещё не успели вытеснить старый советский автопарк.

1994 Владивосток

Столица Албании Тирана в 1994 году ещё не успела стать городом бэушных "мерседесов", она ещё стояла одной ногой в безавтомобильном прошлом.


Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Tirana

Улан-Батор четверть века назад с "мерсами" уже познакомился, но соседство с советским наследием делало его почти неотличимым от какого-нибудь российского областного центра:

Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Ulan Bator

После краха соцлагеря и прекращения помощи СССР Куба переживала очень трудные времена, получившие тогда официальное название "Особый период в мирное время".
Дешёвого советского бензина больше не было и Кастро призвал народ пересесть на велосипеды.
Гавана, 1994:

Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Havana2

Выбора для большинства людей просто не было, городской транспорт Гаваны был просто адским. Для посадки на автобус надо было стоять часовую очередь, и не всем удавалось попасть внутрь этой душегубки на колёсах.

Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Havana5

Голь на выдумку хитра и в 1994 г. на гаванских улицах можно было наблюдать такие самоделки под названием "верблюд" или "гуа-гуа":

Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Havana8

Военному советскому КрАЗу нашли мирное применение.

В тоже время тысячи кубинцев фанатично пытались поддержать на ходу старые американские автомобили, доставшиеся им в наследство от отцов (а иногда и от дедов). Оказалось, что этим "ласточкам" нет сносу, они колесят по Гаване и по сей день.

Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Havana

А вот сайгонцы весь свой огромнейший американский автопарк (гораздо более новый, чем на Кубе) к 1994 году каким-то образом полностью извели и перемещались в основном на мопедах:


Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Saigon3

Настоящее броуновское движение!

Соответственно, огромный старорежимный таксопарк заменили социалистические велорикши:

Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Saigon4

Но как ни странно, власти сделали исключение для самой древней части автопарка, колониально-французской. Эти машины как раз сохранились!
Наверное, потому что не вызывали ассоциаций с "ненавистными американцами"?

Вот такие французские тачки ("Траксьон-Аван" модели 1935 г.) запечатлел на улицах Сайгона в 1994 г. некий Jean-Claude Labbe:

Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Saigon by Jean-Claude LABBE

А вот для Ханоя в 1994-м и мопед был роскошью, и французким машин в нём не осталось:

Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Hanoi by Jean-Claude LABBE3

В 2001-м на месте этого колониального здания забацают крутой бизнес-центр. Скоро от Старого Ханоя останутся лишь ножки да рожки.

Однако рыночные реформы уже давали первые плоды и в 1994 году самые богатые ханойцы уже могли позволить себе новый мопед:

Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Hanoi by Steve Raymer

Теперь Ханой обычный мегаполис "Третьего мира" с гигантскими пробками и безумным строительством автоэстакад. Старый, добрый, милый он останется только на снимках, сделанных всего четверть века назад:

Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Hanoi by Steve Raymer2

Очень характерная черта Ханоя, как и почти всех южно-азиатских городов - жизнь на улице. Разве можно себе представить, что бы в Москве или Питере какая-нибудь семья села посреди тротуара и начала готовить себе обед на примусе?

Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Hanoi by Ulrich Baumgarten2

А вот соседний Китай к 1994-му уже успел плотно подсесть на автомобиль и даже дошёл до пробок в час пик!
Правдо, до автомобилизации населения было ещё далеко, почти весь транспорт на улицах Пекина четверть века назад это такси, маршрутки, автобусы и грузовики, частников крайне мало:

Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Beijing1

Если ещё в 1989 г. полосы с велосипедистами делили "по-братски", то тепеь их потеснили в крайние ряды:

Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Beijing3

Но в 1994 году старый добрый велосипедный Пекин ещё держался:

Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Beijing2

Потом в городе наступит кромешная тьма тотальной автомобилизации. Но китайцы всё же не дураки и уже скоро в их городах пойдёт обратный процесс - велосипедная "реконкиста".

Вот, в Шанхае уже взялись за ум. В 1994 году главная торговая улица города (Нанкинская дорога) была оккупирована транспортом, а пешеходы загнаны за поребрик барьеры, теперь там пешеходная зона!

Фото 1994 года:
Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Shanghai0

Наконец покидаем бывший соцлагерь и смотрим, что было в мире городских улиц ещё особенно интересного четверть века назад.
Хотя в целом "Третий мир" к тому времени уже подвергся сильнейшей автомобилизации, в нём сохранялись довольно обширные ареалы, где этот процесс задержался на многие десятилетия. Речь идёт об Южной Азии.
Как мы уже писали не раз, в Индии импорт иномарок был запрещён из-за жесткого протекционизма, а собственный автопром до конца 20 века выпускал в очень ограниченных количествах какие-то ретро-автомобили, наиболее известные из которых были моделями середины 1950-х ("Амбасадоры").
Я бы не сказал, что это было плохо.
Вот, например, столица Индии Дели в 1994 году - куда в этот муравейник ещё автомобили? Там и для людей места мало.

Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Dheli (Old) Chandni Chowk Street near entrance to Fateh Puri mosque

В сказочном Бомбее 94-го кажется, весь автопоток состоит из такси одной модели, тех самых легендарных "Амбасадоров" образца 1955 года:

Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Bombay by McCurry

Теперь Индия уже выходит на 4-е место в мире по производству автомобилей и строит трёхуровневые эстакады, чтобы куда-то их запихнуть.

Соседняя Бирма в начале 1990-х также находилась на пороге больших перемен и эти перемены были в сторону автомобилизации.
Но в 1994-м ещё можно было застать старый, уходящий Рангун с его симпатичными ретро-басами самопального производства на базе канадских грузовиков:


Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Rangoon3

И фирменными маршрутками на базе стареньких британских пикапов, завезённых в страну до начала её самоизоляции, т.е., не позднее 1962 года:

Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Rangoon2

Ну а теперь другой "Третий мир", автомобилизированный.

Бывший "Париж Ближнего Востока" Бейрут постепенно возвращался к мирной жизни, задыхаясь уже не от дыма пожарищ, а от выхлопов сверхавтомобилизации:

Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Beirut

Увы, вернуть прежний лоск полуразрушенному и социально одичавшему городу было непросто. История разделила его жизнь на "до" и "после".

Вот мальчик держит в руках довоенное фото с площадью Мучеников, некогда с самой роскошной в городе, на фоне того, что он неё осталось в 1994 году:

Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Beirut by Frederic REGLAIN

Увы, восстанавливать ничего не собирались. Все руины шли под снос, чтобы на их месте построить уже новый город "а ля Волгоград":

Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Beirut by Barry Iverson

Джакарта 1994-го - уже классический "город для автомобилей":

Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Jakarta Sudirman

И Куала-Лумпур (столица Малайзии) тоже:

Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Kuala

И нигерийский Лагос задыхается от машин:

Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Lagos

В Бангкоке бешено растущий автопоток пока сильно разбавляют скутеры и мотоциклы, но это ненадолго, поскольку ездить в "газовой  камере" улиц без противогаза трудно и вредно для здоровья.

Улицы мира четверть века назад. 1994 год 1994 Bangkok

Увы, в этот раз обзор получился совсем без "Первого мира", т.е. развитых стран Запада и Японии. Там тоже можно было бы найти интересные моменты, но по своим масштабам и динамике их перемены не идут ни в какое сравнение с описанными выше.

Все серии проекта "Сравнительная история улиц мира":
1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2006


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А чего про мега--супер-новость о предстоящей годовщине никто не пишет? Ждали ProjectR? Вот и получите вместо него на 2 дня новый марафон. Предлагаю поиграть в угадайку, глядя на иконки угадать за что оно дается - Мой вариант - первое - за три тарана на разъезде второе - за ...
Познакомился. Пообщались целый день/вечер в активном режиме во всех соцсетях. Слал ей аудиосообщения. Сразу сказал, что понравилась и позвал (а точнее, выразил желание) встретиться, на что получил "сорян, я так быстро не могу". Пообщались еще. Опять подвел разговор о встрече. Сказала: "Я ...
( с некоторым опозданием ) 12 марта исполнилось 90 лет писателю, имя которого мало что скажет даже и почитателям его таланта Смирнову Виктору Васильевичу . А так скажет ? То-то же. И все же фильм, снятый по повести и сценарию (*) юбиляра я не смотрел. Повесть настолько легла мне ...
— Ви знаете, Хаим оказался пидогасом! — Шо, взял денег в долг и не вегнул?! — Да нет! В хогошем смысле! Я с детства ношу очки — и за это меня обзывали очкариком. А еще жидом — за еврейские корни, жирафом — за высокий ...
И снова мы в Красноярске с аппаратом Nikon Coolpix в цепких лапах. Обращает на себя внимание небывалое по размаху жилищное строительство... Практически во всех районах города строят дома для людей в огромных количествах... ...