Улыбка зверя

топ 100 блогов congregatio11.01.2021 Отличный пост у френда Улыбка зверя anairos
Пост, конечно, больше философский, чем зоологический, но меня он сами понимаете чем задел за больную мозоль (точнее, пока не понимаете, потому что не прочитали, но вот я его перепощу, и поймете). И ведь очень похоже на то, что да, отсюда ноги и растут.
Хотя, подумав, поставлю оба тега, потому что и по философской части пост задевает вторую мою мозоль.

* * * * *
– Ты ранен, дружище? – выдавил Таурус, ошеломлённый захватывающей дух сменой событий.
– Нет, клянусь Кромом, нет, – ответил варвар. – Но смерть была рядом. Странно, что эта проклятая бестия не издала ни звука.
– В этом саду хватает странностей, – сказал Таурус. – Львы нападают молча – и не только львы.
Роберт Говард, «Башня слона»

Удивительно, насколько прижился в кино и литературе этот образ – могучий зверь, перед тем как напасть на персонажей, непременно должен испустить оглушительный рык или рёв, чтобы они заметили его и прониклись грозящей им опасностью.

Рассказ «Башня слона» написан в первой половине двадцатого века, ещё до наступления эры блокбастеров. И уже тогда штамп «зарычать перед нападением» был настолько общеизвестным и общепринятым, что персонажи Говарда удивляются – почему лев так не сделал. Наверное, колдун, которому принадлежит башня, как-то заколдовал и зверей, и людей, её охраняющих.

Между тем в реальной жизни хищники не делают так никогда. Зачем охотнику предупреждать добычу о нападении? Чтобы она вовремя увидела его и имела шанс убежать? Они нападают молча и внезапно – именно чтобы никаких шансов потенциальному обеду не оставить.

Почему этот троп любят авторы и режиссёры, в общем, понятно. Это закон зрелищности. По той же причине чудовище, схватившее героя, всегда отшвыривает его в стену вместо того, чтобы сразу убить.

Но у этого конкретного зрелищного образа есть неприятный побочный эффект в реальности.

В наше время всё попадает на видео – в том числе и хищные звери, нападающие на людей. Ни в одном из этих роликов зверь не ведёт себя как атакующий хищник из кино. Он не принимает грозных поз, не рычит, не скалит зубы. Он, как правило, даже не бежит, зная, что человек и так никуда от него не денется. Просто подходит расслабленным шагом – и кидается.

Медведь до последнего момента выглядит дурашливым увальнем. Лев или тигр сохраняют характерное лениво-брезгливое выражение лица. Волк напоминает большую мохнатую псину.

А зрители, чьё восприятие отформатировано фильмами, пишут комментарии вроде «Да наверняка этот тип сам спровоцировал зверя. Видно же, что он не собирался нападать».

И эти слова, помимо общего невежества говорящего, демонстрируют ещё и то, что он категорически не понимает разницы между двумя видами агрессии.


Мы уже немного говорили на эту тему в статье «О войнах и воинах».

Хищник на охоте спокоен и собран. У него есть цель, и он к ней идёт. Он владеет эмоциями. Ярость и гнев он приберегает на случай, если добыча окажет сопротивление, и с ней придётся драться всерьёз, в полную силу.

Он не испытывает ненависти к жертве. Наоборот, он в некотором роде любит её – она такая нежная и вкусная, она обещает ему столько удовольствия. Поэтому он может и поиграть с ней, перед тем как сожрать – если, конечно, не слишком голоден – и всё это время будет выглядеть и вести себя почти дружелюбно.

Внешние признаки ярости – налитые кровью глаза, вздыбленная шерсть, грозный рык – реакция на угрозу, реальную или мнимую. Так зверь одновременно распаляет себя, готовясь к настоящей драке, и демонстрирует эту готовность противнику, чтобы напугать его и обратить в бегство.

Но пугают обычно того, кого опасаются. Показная готовность к драке в то же время показывает нежелание драться. Если бы зверь был уверен, что справится с тобой без труда – он бы уже напал. Своей яростью он отмечает тебя как равного – или, по крайней мере, сравнимого.

Такой зверь, разумеется, опасен. Он кинется и разорвёт тебя, если ты покажешь страх. Или шагнёшь в его сторону. Или отведёшь глаза. Или спровоцируешь его любым из сотни других способов, известных только ему одному.

Но ещё опаснее те, кто творит насилие осознанно, спокойно, с ясной головой и улыбкой на лице. Без гнева и ненависти. Их не нужно провоцировать. Они убивают не потому, что видят в тебе угрозу, а потому, что это соответствует их целям, планам и желаниям. Ты лишь оказался самой подходящей жертвой.

И это, если кто не понял, не только про зверей.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сколько я выпил в своей жизни этого напитка, не счесть... Вывод простой: ...
Что произошло – очень важный вопрос. Но гораздо важнее вопрос – что делать дальше? Хочу сказать о некоторых заблуждениях, связанных с разгоном мирных митингов в Москве. 1. Я знаю, что вы – честный и умный человек, остро реагирующий на несправедливость. И что вся ваша френдлента такая ...
если бы дело было бы только в пдд, то закапывали бы только тех, которые их нарушают а у хрустов в башке только одно что все должны яро соблюдать пдд в моменты взаимоотношений и вот тогда хрусты будут равны со всеми остальными в ответственности за ...
Они еще в "Ледниковом периоде" двое такие весельчаки обкуренные. Они вообще существуют? Или это придумка-фотошоп? Похож на хорька, но у них хвост нетакой лысый, вроде? « chudo » на ...
Смешно просто, когда колхозников сравнивают с крепостными. Для меня это пример такой же глупости, как хохлы выкопали Черное море. Советский колхозник жил лучше помещика средней руки, у которого в поместье одна худая деревенька. Это же ...