Укротительница царей
slavikap — 13.03.2017Первая в стране укротительница львов впервые в мире засунула голову в пасть хищнику. Сорок лет она властвовала над царями зверей, с которыми каждый выход на арену мог стать последним.
«Царице над царями» за ее долгую цирковую биографию покорились 80 львов, став для этой уникальной женщины детьми, семьей и смыслом жизни.
Она или никто
Площадь возле цирка в Харькове сегодня носит имя Ирины Бугримовой. Именно в этом городе и родилась Ирина в семье профессора ветеринарии, которому с 12-летнего возраста ассистировала на операциях с животными.
Как-то девочке попалась на глаза книжка о римском императоре со львом на обложке и латинской надписью: «Aut Caesar, aut nihil!» - «Или Цезарь, или никто!». Она тут же нарисовала себя на коне и подписала: «Или Бугримова, или никто!». Этот эпизод из биографии легенды оказался символичным: все состоялось в ее жизни – и лев, и Цезарь, и она на коне.
Случай любит готовых
Три года проучившись в торгово-промышленной школе, Ирина Бугримова познакомилась с мотогонщиком Александром Буслаевым и тоже захотела ездить по стенам. Спортсмен, артист, музыкант и просто красавец был старше ученицы на 16 лет. Тренер по мотоспорту пользовался популярностью у девушек, но женился на равнодушной к его мужской харизме мотоциклистке.
Ночные репетиции после освобождения манежа цирковыми артистами сблизили пару, в которой оба любили одно и то же – риск и острые ощущения. Их первый совместный полет под куполом состоялся в 1931 году и продержался в программе аттракционов шесть лет. Восторгу зрителей не было предела, но мчавшейся на повышенных скоростях Ирине «Полет на санях» скоро наскучил. Начав параллельную работу над собственным номером с лошадьми «Высшая школа верховой езды», артистка поняла, что больше удовольствия получает от дрессуры.
С белого листа
Учить львов послушанию приходилось без инструкций, полагаться можно было только на интуицию. При этом укротительница никогда не забывала, что имеет дело с царем зверей. Она никогда не допускала насилия над питомцами, что подтверждали в Обществе защиты животных.
Эта история легла в основу советской мелодрамы с Людмилой Касаткиной и Павлом Кадочниковым в главных ролях об укротительнице тигров Леночке Воронцовой, заставившей влюбиться в цирковое искусство мотогонщика Федора Ермолаева. Герои фильма, как и их реальные прототипы, ставят новаторский аттракцион «Мотогонка под куполом цирка», но пара не может ехать вместе на гастроли, поскольку героине предложили стать дрессировщицей тигров. Картина вышла на экраны в 1955 году, когда Бугримова и Буслаев были уже не вместе…
«На меня не угодишь»
Разведясь в 1947 году, бывшие партнеры пошли по жизни разными тропами. Для женщины, подчинявшей себе львов, вряд ли мог найтись человек, сумевший подчинить ее саму. После расставания с первым мужем Бугримова пробовала связать судьбу еще с одним цирковым артистом – акробатом Константином Пармакяном, но и этот брак долго не продлился. Муж не мог комфортно себя чувствовать на фоне гораздо больше зарабатывавшей жены.
Вместе со званием Народной артистки СССР (с 1969 года) Ирина Бугримова получала и самую высокую ставку за работу на манеже. Кроме фешенебельной квартиры в знаменитой высотке на Котельнической набережной, ей принадлежала дача, купленная за баснословные 30 тысяч рублей. Она могла позволить себе лучшие автомобили и мотоциклы – ездила на «Харлей Дэвидсон» и «Волге». Всегда дорого и эксклюзивно одевалась. А после громкой квартирной кражи страна узнала о похищенных у Бугримовой бриллиантах и уникальном собрании драгоценностей, стоимость которых многократно превосходила обывательские представления о дамских украшениях.
Дети бывают разными
А вот детей артистка не хотела категорически и никогда о решении «не рожать» не пожалела. «Дети мне не нужны, - говорила всем, кто интересовался этой темой. – Они бы только мешали. Когда с ними возиться, когда меня ждут львы?».
Ее любимчиком был первый воспитанник Цезарь. Он понимал свою «маму» с полуслова, помогал ей учить молодых и не раз ограждал от нападок сородичей, пресекая устрашающим рыком даже намек на бунт. На арену он выходил 23 года, хотя в природе его век был бы лет пятнадцать. Когда постаревшего Цезаря пришлось отправить на заслуженный отдых, он рвался на арену, едва раздавалась привычная за столько лет музыка. Разбивая морду о прутья клетки, он заставлял страдать дрессировщицу, которая не знала, как ему помочь. Ветерана пришлось усыпить, и эта потеря стала большим личным горем для «железной леди» Ирины Бугримовой.
Львы были настоящей семьей этой уникальной женщины. За 45 лет на манеже в ее группе животных их было около восьми десятков (плюс еще двенадцать собак и восемь лошадей). И как в любой семье, не все в этих отношениях было гладко. За феноменальные трюки дрессировщица расплачивалась своим здоровьем.
Правильный выбор
Летом 1941 года следствием бунта любимых питомцев стало с полсотни швов на многочисленных рваных ранах Ирины Бугримовой. Лев Юлий тогда свалил ее с ног, чем воспользовался Гай, вцепившийся зубами в тело. В живых Ирина Николаевна осталась чудом, благодаря защите Цезаря и быстрой реакции Александра Буслаева. Дресировщица не показала страха своим грозным воспитанникам. После каждого нападения она входила в клетку победительницей, а если травмы случались во время выступления, то завершала номер, несмотря на боль и кровь. Однажды за такой подход едва не лишилась ноги – из-за угрозы гангрены лечение могло закончиться ампутацией, и это счастье, что все обошлось.
А после «рукопожатия» льва Аракса в 1955 году укротительница могла недосчитаться трех пальцев – они повисли на сухожилии во время выступления в Сочи.
Следующей проверкой на прочность станет 1971 год, когда лев Нерон воткнул клыки в ногу упавшей в клетке Бугримовой на гастролях во Львове. И в том же городе состоялось последнее выступление артистки в 1976 году, когда ее пришлось отбивать от хищников на манеже. Лишь после этого случая укротительница решила поставить точку в своей цирковой карьере. Выступала она до 66 лет, а потом еще много лет помогала молодым дрессировщикам осваивать премудрости опасного ремесла.
Последние годы компанию укротительнице составляла кошка – но уже не дикая, а домашняя. Но и на пенсии Бугримова оставалась активной и деятельной: возглавляла Совет ветеранов Российского цирка, принимала экзамены в училище циркового и эстрадного искусства, писала мемуары. А после перелома шейки бедра в 86-летнем возрасте Ирина Николаевна не задержалась в инвалидной коляске – быстро встала на ноги и даже надела каблуки.
Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы ваши друзья смогли его прочитать! ;)
|
</> |