Укрощение строптивых госкомпаний


Мы уже привыкли к тому, что власть преподносит нам сюрпризы. Под "мы" я имею в виду нас с вами простых граждан: слесарей, пекарей, блогеров и менеджеров разного звена. Эти сюрпризы как правило не особо приятные, но в общем-то в рамках разумного, как правило. Да, бензин, электричество и водка будут дорожать с каждым годом, это не доставляет никому удовольствия, но от этого никуда не деться.
Однако есть такие группы товарищей в нашей стране, которым никаких сюрпризов власть не преподносила уже очень много лет. В отношении их власть благодушно попустительствовала и в результате мы, например имеем "Почту России" в ее теперешнем виде, РЖД в их теперешнем виде ну и так далее. Если попробовать объединить эти конторы в некую классификационную группу, то мы будем иметь дело с госмонополиями.
Почему власть не трогала эти образования, полагаю, понятно: свои люди - сочтемся. Но в последнее время стала отчетливо вырисовываться другая тенденция. Государство начало проявлять к госкомпаниям пристальный интерес. По результатам, видимо, выяснилось, что подопечные как-то чересчур оборзели и пора немного поупырить их мел.
И процесс пошел. В чем это выражается? Ну вот, к примеру, по инициативе Игоря Шувалова были заморожены тарифы на будущий год для некоторых естественных монополий: Газпром, РЖД. Из-за этой, как сейчас принято говорить, "непопулярной меры" указанные компании недополучат прибыли в размере 172 млрд руб. По мнению Шувалова это должно подстегнуть топ-менеджмент к активным действиям, направленным на увеличение эффективности бизнеса и его оборота, а не тупо на рост маржи.
Правда, "непопулярная мера" может сыграть и злую шутку. Например, пойдут массовые сокращения. Однако, как ни странно, государство в это раз предусмотрело такое развитие событий. Компаниям разрешат сокращения и закрытие неэффективных производств при условии, что они сотрудничают с властями: помогают с трудоустройством и/или переселением работников. На эту программу выделено из федерального бюджета 200 млрд рублей.
Но мы отвлеклись. На самом деле РЖД и Газпром не так интересны в плане укрощения госкомпаний. Путин буквально недавно покусился на святая-святых российской государственности, на Роснефть! Президент, обращаясь к Федеральному Собранию, раскритиковал сделку ТНК-ВР и нашего нефтяного гиганта:
Продажа долей в компании ТНК-ВР прошла вне российской юрисдикции, хотя продавцы известны - это российские граждане, и покупатель хорошо известен - одна из крупнейших российских компаний.
Путин даже намекнул на то, что неплохо бы Роснефти было бы заплатить налог со сделки.
Вернутся ли деньги, которые заплатила «Роснефть» частным акционерам ТНК? Мы не можем этого сказать. Мне очень хотелось бы, чтобы эти средства или значительная часть средств вернулась в российскую экономику.
В общем, власть становится беспощадной к бывшим любимчикам. Давно пора. Они воспринимают стабильность как возможность отлеживаться на печи, а не как удачное время для налаживания работы в спокойной обстановке и постепенного наращивания производительности и оборота. Это непозволительно в условиях рыночной экономики. Заставлять работать тоже противоречит принципам такого способа хозяйствования, но у нас тут не сферический конь в вакууме, а таки, страшно сказать, Россия!
|
</> |