укро-националист № 1

топ 100 блогов picturehistory23.03.2025


укро-националист № 1
Е. Коновалец и Р. Ярый в США

Малоизвестный факт: мать Евгена Коновальца была полячкой, Катажиной из рода Венгжиновских. Отец – украинцем. Позже Евген Коновалец стал главным дестабилизирующим фактором для польского государства, последовательным борцом за освобождение украинских земель из-под власти Польши. Польский народ дал Украине немало ярких личностей, украсивших украинскую историю: Антонович, Рыльский, Житецкий, Липинский, Шептицкий… Взаимообмен генофондом между народами в процессе создания политической нации – явление нормальное. Точно так же украинцы поставляли «живой материал» в Россию: Гоголь, Короленко, Гнедич, Безбородко и прочие украинцы, ставшие основой русской культуры. Точно так же белорусы Мицкевич и Пилсудский становились польскими деятелями, а их же собраться Глинка и Достоевский – русскими…









Окончив гимназию, Коновалец поступает на юридический факультет Львовского университета. Рано вливается в политическую деятельность, знакомится с уже больным Иваном Франко и с блестящим публицистом, эмигрантом из России Дмитрием Донцовым. Они и формируют основы его мировоззрения.

С началом Первой мировой войны Коновалец отправляется добровольцем на фронт. Воюет в пехоте, дослужившись до чина капитана. В 1915 году попадает в плен и два года проводит в концентрационном лагере. С началом февральской революции в России Коновалец с друзьями (среди которых были и будущий преемник Коновальца на посту лидера ОУН Андрей Мельник, и прославившиеся позже в различных боях Роман Дашкевич, Роман Сушко и другие) начинают засыпать Центральную раду предложениями относительно ходатайства, освобождения из плена и создания боевой единицы, состоящей из галицких украинцев, в составе армии УНР.

Ответы, приходящие из Киева, расстраивают: «социалистической» Центральной раде не нужны «буржуазные» галичане. Спустя полгода «истинные социалисты» – большевики – будут обвинять в «буржуазности» Центральную раду.

Именно накануне первой русско-украинской войны, в январе 1918 года, Коновалец с группой товарищей совершает побег из Царицына и пробирается в Киев. Теперь уже каждый штык на вес золота: миллионная украинская армия, бравые солдаты, клявшиеся еще в мае 1917 года защищать отечество, вдруг отказались воевать против «единокровных братьев-россиян». Именно тогда и создается Галицко-буковинской курень сечевых стрельцов – из пленных австрийских украинцев, галичан – своеобразная гвардейская боевая единица. Коновалец вскоре становится командиром куреня, позже преобразованного в сотню, а далее – в полк и корпус. Именно сечевые стрельцы прикрывали отход Центральной рады из Киева. Именно они в марте 1918 года первыми вступали в Киев, выгнав оттуда большевиков Муравьева. За доблесть, проявленную в боях с большевиками, Коновалец был произведен в полковники.

Правда, с приходом к власти гетмана Скоропадского, в мае 1918 года сечевых стрельцов первоначально было решено расформировать, а позже их расквартировали в Белой Церкви. Именно туда, в Белую Церковь, к Коновальцу, отправился 14 ноября 1918 года Симон Петлюра, дабы организовать антигетманское восстание. На некотором этапе Коновалец превращается в ключевую фигуру украинской истории: именно он командовал «осадным корпусом» – разношерстной публикой, примкнувшей к восставшим. Здесь были и представители различных больших и маленьких отрядов, выступавших против гетмана и австро-немецких оккупационных войск, и кадровые военные, и члены украинских политических партий. Необходимо было навести порядок в этой среде. Коновалец справился с заданием и в двух битвах – под Фастовом и Мотовиловкой – разгромил гетманские войска, открыв дорогу на Киев. В бою под Мотовиловкой погиб ближайший друг и соратник Коновальца, сотник Федор Черник. Но победа была в руках Коновальца… 14 декабря 1918 года Павло Скоропадский отрекся от гетманства. 19 декабря Коновалец торжественно передал власть в руки Директории Украинской Народной Республики, возглавляемой социал-демократами Владимиром Винниченко и Симоном Петлюрой.

Кстати, 19 декабря Симон Петлюра, Евген Коновалец, Андрий Мельник и Василь Тютюннык декретом Директории были произведены в атаманы – воинское звание, приравнивавшееся к генеральскому. По непонятным причинам никто, кроме Петлюры, позже этим званием не пользовался. Коновалец до конца жизни оставался полковником.

После победы Директории Коновалец, которому в ту пору было только 27 лет, превращается в политического деятеля. Ему пророчат большое будущее. В среде украинских политиков вызрел даже план ликвидации Директории и установления Диктатуры во главе с триумвиратом – Петлюра–Коновалец–Мельник… Правда, начинается новая война с Россией… Корпус сечевых стрельцов оказывается в гуще боевых действий. Автомобиль полковника Коновальца в марте 1919 года покинул Киев и стал бороздить дороги Подолья и Галиции… Коновалец возникает то тут, то там. Он договаривается, проводит консультации, занимает самостоятельную позицию – в том числе и относительно Петлюры. Например, Коновалец странным образом фигурирует в деле полковника Петра Болбочана – как один из ближайших друзей «украинского Бонапарта», расстрелянного в июне 1919 года. Также он пытается найти подход к западноукраинскому «диктатору» Евгену Петрушевичу, активно фрондировавшему по отношению к Петлюре.

По окончании войны Коновалец на некоторое время был интернирован в польском лагере, позже резко разошелся с Петлюрой. Начинается конфликт между Коновальцем и сечевыми стрельцами с одной стороны и окружением Симона Петлюры – с другой. Считается, что жертвой этого противостояния стал боевой полковник Юрий Отмарштейн, погибший при невыясненных обстоятельствах. Историки считают, что гибель одного из ближайших соратников Коновальца – дело рук полковника Чеботарева, начальника контрразведки и личной охраны Петлюры. Сам Чеботарев в убийстве Отмарштейна обвинял окружение Коновальца, пытаясь уличить его в коррупции и преступности.

В 1920 году группа офицеров из армии УНР создает Украинскую военную организацию, главной целью которой было продолжение борьбы против советского режима на территории Украины. Эта структура сначала пыталась найти спонсоров для организации новых и новых походов, установить связи, развернуть массовую агитацию среди населения. Позже, отчаявшись, заявила о примате подпольной работы. «В своих действиях мы будем стоять на основе украинского шинфейнизма», – сказали ветераны кровопролитных боев, указывая на ориентир – ирландскую радикальную группу «Шин Фейн». В 1921 году возглавить УВО был приглашен Евген Коновалец.

Практически сразу же ему пришлось перейти на нелегальное положение. Украинское революционное движение преследовалось и подавлялось польскими властями. В среде боевиков УВО начались массовые аресты. Коновалец прибег к политическому террору, экспроприационным акциям и иным формам радикальной политической деятельности. Большинство украинских политиков, не желая марать свое имя, поспешили откреститься от Коновальца и его действий, обвинив его в экстремизме.

Оставшись без поддержки со стороны соплеменников, Коновалец начинает вести активную работу по налаживанию отношений с представителями других государств. Через ближайшего помощника, Рико Ярого, он наладил отношения с правящими кругами Веймарской республики. Кстати, правительство Германии до 1932 года выделяло средства на развитие Украинской военной организации. И лишь с приходом к власти А.Гитлера это финансирование прекратилось. Евген Онацкий в Италии наладил контакты с Бенито Муссолини – Италия превратилась в одну из главных баз для деятельности УВО. Наиболее тесные связи у Коновальца наметились с правительством Литвы. Дело в том, что боевики УВО смогли раздобыть документы, свидетельствующие о польских планах оккупации Литвы. Разразился скандал… Планы Пилсудского были сорваны. В знак благодарности за это Коновалец получил литовское гражданство и именно как гражданин Литвы жил за границей – в Швейцарии, Германии и Бельгии. Несколько раз, когда Коновальца пытались депортировать или выдать польским властям, правительство Литвы заступалось за него. В литовских банках лежали активы УВО, а также печаталась националистическая пресса.

Малоизвестный факт: в 1922 году городок Раппало стал не только местом тайной встречи российского и немецкого дипломатов Чичерина и Ратенау. Раппало – это еще и место тайных договоренностей Коновальца и представителя советской Украины Раковского. О чем они договаривались – неизвестно. Но с тех пор основной акцент деятельности Коновальца и возглавляемой им организации был направлен на дестабилизацию ситуации в Польше.

Отрезвление наступает после 1924 года, когда на конференции в Оливе вблизи Данцига позиция Коновальца была подвергнута резкой критике его же соратниками. Вскоре польской полиции удалось рассекретить и ликвидировать практически всю сеть УВО в Галичине… Коновалец сосредоточился преимущественно на вопросах идеологической линии УВО и на международной деятельности.

В 1926 году свет увидела книга гуру украинских националистов Дмитрия Донцова «Национализм». Коновалец был потрясен этой книгой и самой теорией. Он отправил во Львов, к доктору Донцову, своего эмиссара Владимира Мартынца – чтобы предложить Донцову членство в УВО. Донцов вежливо отказался…

В следующем году Коновалец инициировал начало объединительного процесса в среде разрозненных националистических организаций – по его инициативе возникает единый руководящий центр националистического движения – Провод украинских националистов. В 1929 году было завершено организационное оформление единой организации – Организации украинских националистов. Интересный момент: в руководящих структурах ОУН во времена Коновальца работали двое русских (Костарев и Кожевников), двое поляков, один еврей и один полуавстриец-полусловенец. Настоящий националистический интернационал!

Именно благодаря Коновальцу Организация украинских националистов превращается в новый фактор украинской политики. Более того, он активно вписывается в новые процессы, происходящие в Европе, где наступает эпоха тоталитаризма. Один за другим к власти приходят тоталитарные и авторитарные режимы – в Германии, Италии, Испании, Португалии, Венгрии, Хорватии, Словакии… Коновалец мечтал о том, что некогда будет провозглашена независимость Украины, которая пополнит ряды стран «Новой Европы» – Европы тоталитарной, антиверсальской. Европы, в которой каждый народ, каждая нация будут иметь право на создание государства в этнических границах. «Украина – тоталитарное, авторитарное, профессионально-сословное государство… Во главе Украинского Государства стоит Вождь Нации. Вождь Нации ответственен перед Богом, Историей и собственной совестью», – провозглашал проект Конституции Украины, разработанный ближайшим соратником Коновальца и одним из идеологов ОУН Мыколою Сциборским через год после смерти лидера украинских националистов.

Популярность ОУН к концу 1930-х годов в Галичине была ошеломляющей. «А мати наша ОУН, а батько наш Євген», – пела молодежь популярную песенку.

После 1934 года ОУН вынуждена свернуть террор в Галичине: Германия подписала мирный договор с Польшей, Гитлер откровенно восхищался Пилсудским и считал его одним из величайших политиков современности. После удачного покушения боевиков ОУН на министра внутренних дел Польши Бронислава Перацкого несколько участников заговора, попытавшихся скрыться в Германии, были арестованы гестапо и выданы польским властям… Необходимо было искать другие формы деятельности… Это порождало недовольство со стороны тех боевиков ОУН, которые действовали непосредственно в Галичине. Позже дистанция, наметившаяся между «краевиками» и «Проводом», вылилась в раскол ОУН… Но это тоже было уже после смерти Коновальца…

Однако Коновалец в одном из споров с политиками из среды демократов относительно будущего устройства Украины и геополитических ориентиров сказал: «Хорошо. Вы идите на Киев через Париж и Лондон, а мы, националисты, будем идти через Берлин и Токио. Главное – придти в Киев».

Интересно, что в 1932 году Коновалец рассматривал возможность активизации украинской жизни за пределами Европы. Он направил меморандум императору Хирохито, в котором предложил услуги украинцев для пропагандистской работы в среде корпуса Блюхера на Дальнем Востоке. В корпусе Блюхера служили преимущественно украинцы. Коновалец предлагал императорскому двору подумать о возможности создания Дальневосточной Украинской Народной Республики под протекторатом Японии – в составе Камчатской, Сахалинской, Забайкальской, Приамурской, Якутской и Чукотской областей. В 1936 году Коновалец лично посетил Дальний Восток и Харбин. В 1937-м он пытался наладить отношения с украинскими организациями в США и Канаде. К 1938 году представительства ОУН находились уже во всех европейских и во многих американских и азиатских государствах, имея выходы на руководящих лиц и пользуясь их поддержкой и протекторатом.

Начиная с 1933 года Коновалец страдал от болезней почек. Иногда болезнь становилась невыносимой – и ему приходилось отходить от дел, заниматься лечением. У него оставалось мало времени для семьи – однако он очень любил свою жену Ольгу и сына Юрия и всячески старался компенсировать свое отсутствие в дома. Особенно он баловал сына, посылая ему конфеты и шоколад. После нескольких покушений на Коновальца было решено отправить его семью в Рим, где она находилась бы в безопасности. Сам Коновалец продолжал странствовать: Берлин, Прага, Берн, Роттердам.

В 1936-м или 1937 году на Коновальца выходит некто Валюх. Он был отрекомендован как связной с восточноукраинскими землями. Время от времени Валюх появлялся в Европе и привозил информацию для Коновальца о ситуации в УССР. Позже оказалось, что под псевдонимом «Валюх» скрывался один из асов советской диверсионной работы, будущий генерал Павел Судоплатов.

Знал ли Коновалец, с кем имеет дело? Скорее всего, знал и был чудесно осведомлен. Он часто пытался вести двойную и даже тройную игру, но при этом выгоды из этой игры пытался вытянуть не для себя, а для украинского дела. В жизни Коновалец был аскетом и нестяжателем. Все средства направлял на революционную борьбу. Он был редким фанатом революции. Очевидно, Коновалец мыслил: почему бы не сыграть в игру со сталинским режимом?

По данным, которые были опубликованы вскоре после завершения следствия по делу об убийстве Коновальца, Валюх часто привозил вождю ОУН коробки из-под обуви или из-под печенья, в которых находились крупные суммы денег, а также шоколад для маленького Юры и сигареты для самого Коновальца. 23 мая 1938 года в Роттердаме, в баре на бульваре Колсингель, состоялась очередная – десятая или двенадцатая – встреча Коновальца и Судоплатова. В этот раз в коробке под несколькими плитками шоколада были спрятаны не деньги, а взрывное устройство. Через три минуты после того, как Коновалец покинул место встречи, прямо на улице раздался взрыв. Тело было разорвано в клочья. Невредимой осталась лишь голова.

После смерти Коновальца развернулась борьба за лидерство, которая завершилась расколом ОУН и кровавым противостоянием между ее фракциями. Но, к сожалению, после Коновальца не нашлось достойного лидера, столь же харизматичного и столь же авторитетного. Следующие лидеры ОУН – это довольно серые личности (неудивительно, что Степан Бандера носил кличку «Серый»), которых глорифицировали уже потом, постфактум. Но это были уже совсем другие времена, другие лидеры, другие ОУН…
Источник


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Новое исследование связывает неонатальный ВПГ с долгосрочными неврологическими нарушениями Совместное исследование Дартмутского университета и Гарвардской медицинской школы, опубликованное в журнале PLOS Pathogens , выявило тревожную связь между заражением вирусом простого герпеса ...
Я почти здорова, уф... Остался только кашель, но и он пройдёт.  Я болею недолго, но так капитально, что не радуюсь. В этот раз мама удивилась: температура поднялась до 38.6, сказала, что много. А в голове при такой температуре связные, чёткие мысли, и, если бы не жар, я бы съела ...
Замечательная френдесса Элла dragon_scorpion сама придумала для себя работающую диету и любезно поделилась ею со мной. Она не пожалела времени и подробнейшим образом написала мне про эту диету, вернее стиль жизни, разложив все по полочкам. С ее разрешения делюсь этими ЗАПОВЕДЯМИ от Эллы с ...
Поэтому сапоги Джеффри Кэмпбелл ношу с удовольствием. Один из образов, связанный с этими сапогами. Возможно, ушки здесь покажутся кому-то лишними - но решила оставить как есть. Они хорошо гармонируют с сапогами - потому что передают эмоции. Да - я гуляю по Москве в таком виде:) ...
Заканчиваются праздники. Завтра рабочий день. Вчера были традиционные мероприятия посвящённые Дню Победы. Парад на Красной площади. Онлайн-акция Бессмертного полка. И, конечно, праздничный салют. Немного фото с площадки на Воробьёвых горах.  ...