Украинские былины Киевской Руси

топ 100 блогов jfkdvk08.11.2023
Украинские былины Киевской Руси
Фольклористика прошедшего, а именно послереволюционного периода, разглядывала былины как только российский народный эпос. Но ведь на самом деле в древнейшем тематическом цикле былин рассказывается о событиях, происходивших в стольном граде Киеве, центральной фигурой которых был Владимир Красное Солнышко (отсюда и название «Владимирский цикл»). В былинах, окутанных мифологическими домыслами, гиперболизацией величия и силы героев, речь идет о киевских богатырях, защитниках Киева от вражеских нападающих на Русь (Калина, Батоги (Батия), Кудреванка, Мамая) и просто от язычников. У великороссов былин нет

Среди главных персонажей выделяются киевские богатыри: Илья Муромец, тело которого, по упоминанию оршанского старосты Филона Кмиты Чернобыльского, якобы похоронено в Софии Киевской ; Добрыня - дядя Владимира Святославовича, мудрый советчик князя, его мажордом; богатырь-хлебороб, пахарь Микула Селянинович; Олешко Попович , побеждающий язычника Тугарина-Змея; галицкий князь Чурило Пленкович, Иван Годинович, Михаил Потик [9] и Дунай. В былинах рассказывается об их родовых делах и государственных действиях. Появление первых былин связывают не только с Киевом, но и с Черниговом, Владимиром (на Волыни), Галичем. Южная традиция былин зафиксирована и среди донских и кубанских казаков. К ним она перешла в результате более поздних переселенческих миграций.

Термин былина в 30-40-х годах XIX века ввел русский фольклорист Иван Сахаров. Он позаимствовал его из «Слова о полку Игореве». Слово былина в этой поэме означает «былица», «быль».

Имея связь с древними летописными произведениями, былины опрокидывают мостик в героические думы . В Украине былины бытовали до начала XVII в., после чего, как считает большинство ученых, они были вытеснены думами. В Украине остатки былинных сюжетов сохранились в украинских героических сказках о Добрыне, Илье Муромце, шелудивом Буняке, Котигорошке , Тугарине-Змее, а также в колядках . Это подчеркивали также А. Потебня , М. Драгоманов , Ф. Колесса , М. Плисецкий . Во второй половине XIX ст. в Суражском уезде Черниговской губернии записана былина «Севрюк». Почти идентичная по тексту былина зафиксирована в Полтавской губернии . Былина «Голубина книга» (о сотворении мира) с пережитками языческих верований была записана еще в 1834 году в с. Осташки (теперь – Хмельницкой обл.). Начало рецитации на ту же тему зафиксировано в 1968 году в Карпатах, в с. Космач Ивано-Франковской области от пожилой женщины Гафии Костюк (1902 года рождения).

Долгое время считалось, что на территории Украины былины не сохранились. Но, как утверждает Валерий Шевчук , известно восемь украинских былин. По своей стихотворной форме они в определенной степени отличаются от былин русской традиции, приближаясь к форме традиционных украинских дум. Однако, в украинской традиции нет такого количества вариантов былин, как в русском: ряд параллельных сюжетов получил свое развитие в сказках.

Большинство русских ученых, особенно советского времени, склонны относить былины исключительно к великорусскому фольклору. Безосновательность такой позиции убедительно доказал М. Грушевский в своей «Истории украинской литературы», четвертый том (книга 1) которой почти полностью посвящен связям былинной поэзии с эпохой Киевской Руси и с украинской фольклорной традицией.

Упоминания в летописях и выразительные следы былинного эпоса в других жанрах украинского фольклора , параллели былины о Михаиле и Золотых Воротах с легендой и др.) свидетельствуют, что основные циклы былин впервые зародились и существовали на отечественной почве и среди предков нынешних украинцев . Письменные источники XVI ст. свидетельствуют также, что в Украине тогда знали былины. В записках иностранцев можно найти упоминания о богатырях, в частности о Чуриле и Илье Муромце ( М. Бельский , Гербиний , М. Рэй , Э. Лясота и др.). Можно предположить, что именно тогда былины исходили из употребления в связи с развитием нового эпоса — дум. Характерно, что пейзаж былин и репертуар упоминаемых в них растений и животных до сих пор носит степной украинский характер

Традиционное народное название былин – «старины» или «старинки». Употреблялись и другие термины - "исторические", "былевые песни", "богатырский эпос".

Имея связь с древними летописными произведениями, былины опрокидывают мостик в героические думы . В Украине былины бытовали до начала XVII в., после чего, как считает большинство ученых, они были вытеснены думами. В Украине остатки былинных сюжетов сохранились в украинских героических сказках о Добрыне, Илье Муромце, шелудивом Буняке, Котигорошке , Тугарине-Змее, а также в колядках . Это подчеркивали также А. Потебня , М. Драгоманов , Ф. Колесса , М. Плисецкий . Во второй половине XIX ст. в Суражском уезде Черниговской губернии записана былина «Севрюк». Почти идентичная по тексту былина зафиксирована в Полтавской губернии . Былина «Голубина книга» (о сотворении мира) с пережитками языческих верований была записана еще в 1834 году в с. Осташки (теперь – Хмельницкой обл.). Начало рецитации на ту же тему зафиксировано в 1968 году в Карпатах, в с. Космач Ивано-Франковской области от пожилой женщины Гафии Костюк (1902 года рождения).

Долгое время считалось, что на территории Украины былины не сохранились. Но, как утверждает Валерий Шевчук, известно восемь украинских былин. По своей стихотворной форме они в определенной степени отличаются от былин русской традиции, приближаясь к форме традиционных украинских дум. Однако, в украинской традиции нет такого количества вариантов былин, как в русском: ряд параллельных сюжетов получил свое развитие в сказках.

Большинство русских ученых, особенно советского времени, склонны относить былины исключительно к великорусскому фольклору. Безосновательность такой позиции убедительно доказал М. Грушевский в своей «Истории украинской литературы», четвертый том (книга 1) которой почти полностью посвящен связям былинной поэзии с эпохой Киевской Руси и с украинской фольклорной традицией.

Упоминания в летописях и выразительные следы былинного эпоса в других жанрах украинского фольклора , параллели былины о Михаиле и Золотых Воротах с легендой и др.) свидетельствуют, что основные циклы былин впервые зародились и существовали на отечественной почве и среди предков нынешних украинцев. Письменные источники XVI ст. свидетельствуют также, что в Украине тогда знали былины. В записках иностранцев можно найти упоминания о богатырях, в частности о Чуриле и Илье Муромце ( М. Бельский, Гербиний, М. Рэй , Э. Лясота и др.). Можно предположить, что именно тогда былины исходили из употребления в связи с развитием нового эпоса — дум. Характерно, что пейзаж былин и репертуар упоминаемых в них растений и животных до сих пор носит степной украинский характер.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот уже и сто десятая годовщина настаёт со дня рождения Сергея Владимировича Михалкова - естественно, героя сегодняшнего выпуска рубрики #весенниекруглыедаты . И как бы ни относилась к нему взрослая аудитория, для детворы поэт создал великие вещи, которые в числе #10книг ...
Строили мы строили, и наконец построили. Запуск двигателя состоялся, хотя путь к первому пуску был тернист и сложен. Всё готово к запуску. Одним из очень важных элементов, для запуска двигателя является стартер, накал свечи и топливо. Видно что от давления отстрелило ...
Вы были когда-нибудь на чайной церемонии? Я много слышала о том, что на Востоке питье чая сопровождается различными таинственными и сложными манипуляциями, но раньше мне никогда не приходилось видеть это своими глазами. Но недавно я узнала, что в Государственном музее Востока проводятся на ...
Гипотетический фотон, скитающийся от Земли до Луны. Все пропорции соблюдены. ...
Э.В.:Любят,очень любят ВВП  на Западе.Неужели в России та ...